Введение к работе
Актуальность темы .диссертации диктуется необходимостью сбраце-нкя к тем аспектам теории стилей, которые требупт дальнейшего изучения, типологического подхода к анализу стилевых тенденций п со -ветско^ драматургии. В диссертации рассмотрена романтическое и условно-гротескное стилевые течения в контексте литературного процесса 20-ЗС-х годов, в диалектике традиций и новаторства.
Цель работы состоит в исследовании двух стилевых течение в советской драматургии - романтического и условно-гротеекпого с точки зрения репепия в них кардинальных литературоведческих проблем метода и стиля» а такисе в утверждении мысли о том* что идейно-эиоцио-
!
нальнал выразительность стиля - внутреннее свойство ппоиэпеде-'ния, показатель художественного мастерства, что обилие тяор -ческих личностей в советской литературе - ее богатство и оді:н из источников развития.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: осветить некоторые вопросы методологии романтики, теоретичес -кие предпосылки изучения гротеска, внутри каждого стилевого течения выделить ведущие черты, рассмотреть принципы типизации, формы и функции романтики и гротеска, эволюцию изучаемых стилей, определить их роль и место в советской литературе.
Материалом исследования послухиди пьесы русских, украинских и белорусских драматургов 20-ЗО-х годов. Анализ произведений был бы неполним без привленения архивных материалов, а также дости -жений советской литературоведческой науки, без широкого круга монографий и статей зарубежных исследователей.
Методологическая основа. Анализ драматических произведений невозможен без правильной методологической предпосылки, принцип которой четко сформулировал В.И.Ленин: "Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в кассе или громадном разнообразии борющихся мнений, -самое важное, чтобы подойти к атому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в исто-, рии возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения развития смотреть, чем данная вещь стала теперь".
Теоретической и методологической основой диссертации послу-:п!лк труди классиков марксизма-ленинизма. В работе используются выводы и решения, содержащиеся в программных материалах ХХУП
1. Сидоров К. О стилевом многообразии современной советской
литературы. -Ы.:3нание, 1977,-С.13.
2. Ленин В.И. О государстве// Поли.собр.со».-т«39.-С.67.
""Съезда КПСС, XIX Всесоюзной Партийно? конференции, Пленумов Центрального Комитета КПСС и других партийных и правительственных документов о культурной строительстве и развитии со -ветской многонациональной литературы.
Автор диссертации опирается в своем изыскании на основные пслокения советского литературоведения по. общим проблемам теории литературы социалистического реализма - Д.Маркова, А.иетчепко, А.Овчаренко, Б.Сучкова, А.Кезуитова и др.» на тру- ды по истории советской литературы,, театра, искусства,по про- блемам литературного стиля.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в литературоведении изучаются романтическое и условно-гротескное стилевые течения в советской драматургии 20-ЗО-х годов и проелекиваптся некоторые закономерности их развития и эволюции, систематизируются теоретические' аспекты романтики и гротеска, разрабатывается типология стилей, доказывается, что многие стилевые новации 20-30-х годов имеют не только литературно-эстетическое, по и идеологическое объяснение.
Впервые вводятся в научный обиход труды по теории гротеска некоторых зарубежных литературоведов Германии» Франции и Англии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что' его результаты и выводы могут быть использованы при чтении вузовского курса по истории советской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по драматургии.
Апробация научных результатов. Глави исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедр русской советской литературы Белорусского государственного университета им.З.И. Ленина и Московского государственного педагогического института им.В.И.Ленина. Доклады и сообщения по теме были сделаны на научных конференциях по проблемам теории и истории белорусской и русской литератур (Минск, 1967), межвузовской конференции, посвященной ЮО-летив со дня рождения Ы.Горького (Минск,1968), республиканской конференции "Тнпалогія I узиемадзеяннё славян-скіх моу І літаратур" (Минск, 1973), всесоюзной конференции "Проблемы взаимодействия литературных направлений" (Днепропетровск, 1974),третьей республиканской конференции "Тнпалогія славянскіх моу І узаемадзеянне славянскіх моу І літаратур"
.-5-