Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевое многообразие Азербайджанской советской литературной критики : (1960-1980-е гг. ) Мустафаев, Техран Алишан оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафаев, Техран Алишан оглы. Стилевое многообразие Азербайджанской советской литературной критики : (1960-1980-е гг. ) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т лит-ры.- Баку, 1990.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/2542-5

Введение к работе

- Актуальность те.чы. L I9j0-I980-x годах азербайджанская советская критика претерпевает серьезные количественные и качественные' изменения. Она отличается высоким научно-теоретическим потенциалом, методологическими возможностями, достаточным рантом. И традиции классической критики,- и сорокалетний опнт советской критики ярко отразились на формах деятельности и разнообразии фактов проявления критической мисли изучаемого- периода. Ьампнми ее особенностями стали: трота теоретических пройдем, усиление многогранного интереса к теоретическим проблемам литературного процесса, его идеологическим, социологическим, эстетическим п культурологическим аспекта»), вое большее распространение $ссе, критических раздумий, програшних материалов, цикл обзоров— специфических для литературной критики канровнх форм, углубление п критической шели процессов дифференциации— наряду с научио-акаде..шеской критикой, усиление функциональной роли естєгичєской и ютетской критики, публицистической и писательской критики. Эти годы характеризуются те:,і, что критика все больше тяготеет к самостоятельности.

1ЭиО-1980-е годы мокко считать сакостодтелыш.м ггаком з истории азербайджанской СОііЄГСКОЙ КОМПЛОТ Т.'іКїЄ и г ото,у, что ь о* or

период как в национальной :.шзни и в обцественпой шсли, так и в литературе, в критике соседствует общерегиональные и национальные особенности, причал последние становятся ведущими л пциобретаыт особый сытел. ;«аиднл литературный факт комментируется и ойьлсияст-ся не столько в общесоюзной литературно-критическим контексте, сколько в национальннх ...амках. ;!е только нациопалыше литературы, но к нициопалъдая советская критика каждого народа вкделяется специфическими закономерностями развития, становится фактом. Нашей критике удалось сделать резкий скачок по отломепгл к "мировому от ту "і пройдя большой путь от скрытой полемики с "идей ними врагами" в начале а0-;< годов до плодотворного использования "буржуазного" литературоведения и критики к концу 0-х годов.

Вн^еназван.-ше особенности свидетельствуют осі актуальности яри влечения к конкретному исследовании критики ICi>0-I9G0-x: годов. Сле дует также ответить, что все еще мало исследований, изуча.уцих отдельные периоды азербайджанской критики ігак в пето^ико-хронолстаче с ким плане, так и с точки зрения проблематики . Что ч:е касается рг бог, рческатриразцих проблему стиля, то в азербайджанском литерат^ роведении это относительно новая область изучения, хотя у:ке имеете ряд диссертаций, монографий но проблемам стиля носами и прозы", не

1. Здесь мокно у поглянуть, наряду с уундааснтальннм исследование;.!.
Ка.лала Талнбззде об истории критики /Та.'шбзаде ь. История азер
байджанской литературной критики /1300-1 f."iJ-e гг./ -Баку: ..«.ta-'
ріф, ІШ}-на азерб. яз./, также и монографий Сльчина "Критика к
проза" /он.: ]; кн.: Критика ипроблемі нашей литературы. -Баку:
лзычы, 19^1, с. ІЬП-ЗоО- на азерб. яз./, книгу ііиза;.;едсчна Бабі
ева о становление азербайджанского советского литературоведение

и критики "Литературные дебаты" /Баку: Бзнчн, 1886- на азерб. яз./ а таїае ряд статей, например: Талыбзаде К.'лутк распития азербайджанского советского литературоведения /В кн.: Личность ху-дозшика-Баку: Гізнчк.ЮТЯ, с. 29а-ЗІ<і/; Арпр ..І. Октябрь и литера тур;оведение /В кн.: Художник не стареет. -Баку :Бзкчн, IS40, c.tE 40/; Гараев Я., Салманов Z. литературная критика— ровесник Октября/Б курн.: Азербайджан, 1977, J.' Л, с. 99-110/; Салманов . і-'еволлівдя к литературная критика газете Адаблят ^е икд'.есене 2о апселя 1930 г./-/все на азерб. яз./.

2. Zu.i Османлк Ъ. ..іногосбразме стилей в азербайджанской советской
прозе. ДічГ,.-Баку: I&V1J Аб.<іуллазаде А. /Іоетн и доіогл /тыорчес»
стили азербайджанской ,советской поозяи/.-Баку: Іллі, 19сМ/па азе
яз./; Кулиев Б. Стилевое многообразие современной азербайджан
ской прозы. Ал^.-Баку: 197.2; ііабиов Б. С гили времени и проок /с
ковше стилеше направления азербайджанской поозн лА века/.-Баї
Яаичы, 1937 /на азерб. яз./.

обойдены вниманием и стили литературной критики . лредло.хенная нами тема актуальна и в атом аспекте.

Предмет исследования. Основным предметом исследования являются стили литературной критики конкретного периода /1960-1930-х годов/. Не только потому, что 1960-1980-8 годы отличаются множеством стилей— разнообразием индивидуальных стилей и стилевых тенденций, "в ней /в критике—XT./ определяются отдельные стилистические акценты, намечается социологическое, типологическое, публицистическое направления"", но'ewe и из-за содержательности самой категории стиля, ее гибкости, эластичности, силы воплощать события. Изучение литератур-' но-крити ческах стилей той или иной эпохи— бликайший путь к выявление характера и типологии критики эпохи, надежный клйч для обнаружения сильных и слаОых сторон, методологических и проблемных возможностей, а также для воссоздания ее целостной панорямн.

Цель и задачи диссертация. Доминирующим в диссертации является исторический аспект. Поэтому мы не ставим целью рассматривать не решенные но сей день теоретические проблеем /теория стиля, вопросы стилевого феномена в литературной критике и т.н./, а ограничиваемся постановкой вопросов теоретико-методологического характера и предпочитаем историко-типологичеокий ракурс, при этом пытаемся определить:

-Каковы методологические пути изучения всех ст.ілевих проявлений /эпохальные признаки, стилевые тенденции, индивидуальный стиль/ критики конкретной эпохи в Их взаимодействий и диалектической связи; какой подход рассмотрения обоснован с точки зрения стилевой действительности I9G0-I980-X годов;

-Как вгтлядит'в'целом критика 19оО-193Э-х годов как составная
часть национальной критической шыелд; как проявляется преемствен-'
ность традиции и истории в образе і.шления, в стилевых возможностях
критики названных .':ет. . ..' .

-і^кова панорама.'стилей критики, І960~І9?.3-х годов, кькие конкретные стилевые тенденции лояблаотся в критике отого периода и действуют, какими типологическими, идеологическими, теоретическими, и функциональными особенностями они характеризуются, как эти ген-" денцни реализуются в тех пли иных индпьпдуальл'цх критических стилях. Как определяются нити, связнваюцив- с з или литературной критики с .

  1. См.: Гараез Я. /ишле.чие. критик, и язык критики.- Ад-зіият яв т-*\ джесенет, 13 паля IS"4г. ,... ,.'"';,

  2. Гараев Я.Критика.- кн; Литературный щ оцэдоЧ'бгФбту:!^, 19?7,сЛ19.

эпохой, временем, обществзнно-иолитической жизнью, литературно-художественным процессом и логикой развития эстетической мисли;

-is чем заключаются сходные и отличительные черты национальных критических стилей, каковы место и роль общественно-политического фактора и контекстуального разнообразия в данном вопросе.

Научная новизна исследования определяется несколькими моментами, li азербайджанском литературоведении впервые предпринята попытка:

привлечь проблему стилей литературной критики к монографическому исследование, изучать литературную критику конкретного периода /І960-І9П0-Х годов/ в стилевом аспекте;

подробно осьецать литературную критику как самостоятельный предает /а не вкупе с литературоведением/; объектами специального исследования становятся как план содержания, так и план выражения, определяется их отношение к категории стиля, в научный оборот вводится понятие "стилевой тип в литературной критике".

"Научно-теоретическая я практическая значимость диссертации
заключается в следуюцем: .

- Стиль литературной критики является правде всего теоретическа
проблемо;":. В диссертации по ^е^е необходимости изучается теоретиче
ский аспект вопроса, анализируется существует; е в стой области ис
следования, подробно исследуются . мог.;снтц схоздеїш: проблем
жанра и стилей критики, метода /гносеологический аспект/, традиции

и преемственности. Ъ работе непосредственно рассматриваются вопросы взаимоотношений литературно-худолествопного процесса л критики,отаи-ность в критике и т. д. Ъсе сто, по сути, Представляє г собой определенное дополнение к исследования:.] по теории азербайджанской критики.

Объектом исследования диссертации стал весь период 1950-1980 -х гг., что определяет значипость работы в изучении истории нашей критики.

Бьшоды диссертации і.;огут бить использованы для проведения спецкурсов по намеченным в работе направления.-.* /теория и история критики, современная критиіса /. '

Ь диссертации таган* изучается взаимоотношения между общественной и литературной действительностью последних тридцати лет, содержательные,, сложные, порой даже противоречивые взаимодействия между литературным процессом ' и социальной жизнь»,

Анализы и выводы работы носят научно-идеологический характер.

Работа опирается на марксистско-ленинское учение о литературе как о форме общественного сознания. Теоретической и методологической оснорой ее является историке—типологический подход. Нами использованы также достижения современного литературоведения и теории но затрагиваемым в работе вопросам.

Апробация темы. Работа выполнена в отделе азербайджанской советской литературы ордена Дружбы Народов Института литературы имени Низами' All Азербайджанской ССР и апробирована в выступлениях в отделе, а также на научных конференциях.

Основные тезисы м положення диссертации отражены в Ъ-ти научных публикациях /обцим объемом более 1,Ь л. д./.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.'