Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление творчества Гаяза Исхаки : 1897-1910 гг. Шагбанова, Хабиба Садыровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шагбанова, Хабиба Садыровна. Становление творчества Гаяза Исхаки : 1897-1910 гг. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т языка, лит-ры и искусства.- Казань, 1998.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-8/87-9

Введение к работе

з

Актуальность. Творчество Г.Исхаки является свидетельством неиссякаемой талантливости татарских писателей, создававших в течение веков свою великую литературу. Его произведения сохранили как генетические, так и временно-исторические связи с творениями писателей татарской литературы этого периода.

Г.Исхаки - это полный сил и творческих замыслов общественный и политический деятель, художник слова, воплотивший в своих произведениях основополагающие принципы критического реализма, человек, постоянно болевший за судьбу и свободу нации, не только историк и бытоописатель народной жизни, но и философ и психолог, глубоко исследовавший мировоззрение, духовный мир, нравственные представления и идеалы народа в их соотнесенности с течением исторической жизни.

Его произведения весьма актуальны, ибо они тесно перекликаются со злободневными проблемами нашего времени не только в Татарстане, но и в других регионах компактного проживания татар. Проблема свободы нации, сохранение ее языка и культуры, поставленная в его произведениях, никогда не потеряют своего значения. Литературная деятельность этого писателя, охватывающая более половины столетия, имеет большую общественно-социальную, идейно-эстетическую значимость и для наших дней.

Еще в дооктябрьский период произведения этого писателя завоевали большую популярность в среде литератур-, ной общественности, а также многочисленных читателей. О нем с большим уважением писали Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Ибрагимов, Дж.Валиди, Г.Сагди, и многие другие при-

знанные деятели татарской литературы этого периода. Произведения Г.Исхаки получили в то время высокую оценку. В советское время творчество Г.Исхаки на его родине не изучалось и не исследовалось.

После долгих лет насильственного забвения, творческое наследие писателя стало постепенно возвращаться к читателю. Первые робкие шаги по восстановлению справедливости сделаны татарским ученым-исследователем И.Нуруллиным. В его трудах и статьях мы встречаем немало ценных высказываний по поводу подлинности и художественной значимости произведений Г.Исхаки. Большой научный вклад в изучение уникального творчества Г.Исхаки ёносят современнные татарские ученые: И.Нуруллин, М.Хасанов, Ф.Мусин, Х.Миннегулов, А.Ахмадуллин, А.Сахапов, Ю.Нигматуллина, М.Закиев, В.Хаков, Ф.Хатипов, Р.Ганиева, Н.Ханзафаров и другие.

Имеющиеся публикации других авторов по творчеству Г.Исхаки посвящены анализу его отдельных произведений.

Необходимость' системного, научного освоения творчества Г.Исхаки, активно участвующего в литературном процессе начала XX века, обусловили выбор настоящей темы.

Цель и задачи исследования. Настоящая работа задумана как обобщающее монографическое исследование о творчестве Гаяза Исхаки дооктябрьского периода.

Для реализации поставленной цели ставились следующие задачи:

  1. Подвергнуть научно-критическому анализу произведения Г.Исхаки (1897-1910гг)

  2. Выявить основную проблематику его творчества дооктябрьского периода и рассмотреть ее в контексте с татарской литературой начала XX века.

3. Определить роль и место Г.Исхаки в формировании и становлении критического реализма в татарской литературе.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды Дж.Валиди, Г.Сагди, В.Белинского, Г.Гуковского, Ю.Г.Нигматуллиной, М.Хасанова, А.Ахмадуллина, Ф.Мусина, Т.Галиуллина, X.Миннегулова и др. В работе использованы системно-структурный, сравнительно-типологический методы анализа.

Научная новизна диссертации работы

определяется тем, что творчество Г.Исхаки впервые
становится объектом научного исследования в плане
становления его. в контексте татарской литературы
изучаемого периода . Изучение взаимодействия
творчества Г.Исхаки и татарских писателей начала
XX века определяют роль и место писателя, которые
он должен занимать по праву в татарской
литературе. Это, в свою очередь, даст

литературоведу ключ для выяснения многих вопросов формирования эстетических и мировоззренческих взглядов татарского народа.

Научно-практическая значимость работы

заключается в том, что выводы и методика анализа произведений могут быть использованы в создании монографических трудов по творчеству Г.Исхаки и восполнить пробел в вузовских учебных пособиях по истории татарской литературы начала XX века.

Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Основные положения исследования изложены в научном докладе, прочитанном на итоговой научной конференции 1996 года Института языка, литературы и искусства им.Г.Ибрагимова, на международной научной конферен-

ции, посвященной 120-летию со дня рождения Г.Исхаки,а

также в двух авторских публикациях.

Структура работы. Характер, цели и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.