Введение к работе
Актуальность исследования. Процесс перестройки и обновления, охвативший самые глубинные стороны жизни нашего народа, выявляет нравствешше ценности, способные послужить опорой для совершенствования личности. По-новому ставятся проблемы духовной культуры, вдет обращение к истокам и художественным традициям. Возвращение к минувшему необходимо для того, чтобы лучше понять современный литературный процесс, не повторить ошибок прошлого.
Национальные литературы Республики Чуваш, зн, Республики Мари Sn и Мордовской ССР были рождены временем революционных преобразований конца XIX - начала XX века и, естественно, несли на себе его отпечаток, отразили как положительные, так и негативные стороны сложной, неповторилои исторической эпохи. Тематика произведений чувашских, марийских, мордовских прозаиков, написанных в рассматриваемый период, была разнообразной, но ведущей темой являлась историческая.
Проблема историзма в литературах народов Поволжья актуальна потому, что до последнего времени в литературоведческой среде нет единогласия даже в определены! понятия "исторический ;;санр", хотя его проблемы и рассматривались в работах многих исследователей - dvl. Петрова, й.й. Суровцева, В.Д. Оскоцкого, ..І.Л. Сиротюна, 2.3. Владимирова, Б.З. Киршкина, Н.И. Черап-шіііа, л.К. Васина и других. Гема освещалась преимущественно в подтексте творчества определенного писателя, или же в рамках
' -2-
только родной литературы.
иіевду тем и назрела необходимость исследования жанра исторической прозы. Ведь литераторы Чувашии, Марийской и Мордовской республик писали о том, что происходило в 20-30-е годы на их земле, писали по-разному, но, по сути, освещали одни и те ясе . проблемы, было и калькирование опыта классической русской и современной им литературы, что не всегда являлось плодотворным. Исчезало национальное своеобразие романов, повестей и рассказов, зачастую темы, образы, идеи переносились на родную национальную шчву.
Здесь следует сразу сказать, что литературы республик Поволжья в 20-30-е годы только роздались, поэтому предъявлять им требования с позиции сегодняшнего дня неправомерно и антиисторично.
Научная новизна работы определяется прежде всего с..'ором, систематизацией и анализом имеющегося материала, которые позволили глубже и разностороннее подойти к историческим фактам и событиям, отказаться от умолчании и искажений в воссоздании картины литературной жизни региона.
С позиций принципа историзма /а он всегда, был присущ литературе/ сделана попытка воспроизвести героическую и одновременно драматическую эпоху 20-30-х годов, когда шло становление национальной прозы с исторической тематикой. Именно она запечатлела время, показала столкновения между классами, личностями, их идеями и лозунгами.
В работе впервые исследованы проблемы изображения исторических судеб, народов Поволжья в произведениях A.M. Горького "Жизнь Клима Самгина", В.И. лостылева "Хрецы", "Кузьма Минин",
-3-К.А. Федняа "Города и года" к других.
Новизна исследования заключается и в стремлении отойти от стереотипов, догматического мышления. Автор анализирует произведения, повествующие о подлинных лицах, вышедших в 20-30-е годы из среды народов Поволжья и ставших в какой-то мере историческими личностями. Это поэт и прозаик А.л. Сеспель - в Республике Чувашьвк, академик В.П. Мосолов - в Республике Мари Эл, скульптор Эрьвя - в «4ордовской ССР.
Цели и задачи диссертации в основных чертах сводятся к следующему:
дать картину взаимодействия национальных льтератур как между собой, гак и с русской литературой;
виявить плодотворность художественных традиции, на основе которых создавались произведения исторического содержания; это - собственный эстетический опыт народов, правде всего фольклор, затеи - богатейший опыт русской классической литературы, советских пжсателеЯ, творчество которых развернулось в рассматриваемый период /A.M. Горькиі*;, В.Б. ліаяковскі..;, л.A. vsakk,
В.И. Костылев/.
ГйОЕвтическто и методологическую основа диссертации составили работы J.r. Белинского, Н.А. Добролюбова, ,л..л. Бахтина и других, освадающие главные проблемы теории литературы. 3 работе также использованы положения и высказывашш видных советских литературоведов по исследуемым проблемам.
Основной метод раоотн - сравнительно-историческое рассмотрение многонащюна-ЕЫшх художественных явлении.
Лракткческое значение работы, ілатериал диссертации может оыть использован при преподавании родной литературы в націю-
-4-нальных школах, проведении спецкурсов и спецсеминаров в вузах региона, а также при составлении учебников и учебных пособий. Апроо'зшя шссерташн. Основные "положения и выводи работы апробированы на координационном научно-методическом совещании Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина в 1983 году /доклад "Народы Иэволжья в творчестве В.В. -І&яковского"/, на межвузовской научной конференции-совещании Нижегородского государственного педагогического института им. М. Горького в I9S4 году /доклад "A.M. Горький и национальные писатели Поволжья"/, на научной конференции профессорско-преподавательского состава Пензенского государственного педагогичаского института км. В,Г. Белинского в 1985 году /доклад "Народа Поволжья в творчестве В.И. Костылева"/, во время лекций в школа и ИУУ.
" Основные положения диссертации отражены в пяти стетьях, опубликованных в журналах и книгах.
Объем а структура шЗотц. Диссертация состоит иэ введения, трех глав, эаклкчэния и библиография.