Введение к работе
Предметом изучения в дашюп работе является современный осетинский роман-миф в его глубинной соотнесенности с современным многонациональным романом-мифом, в частности грузинским (О. Чиладзе «Шел по дороге человек») и киргизским (Ч. Айтматова «Плаха»),
Главная се цель и задача — изучить жанр романа-мифа как новое оригинальное явление в осетинском литературном процессе, обусловленное логикой її закономерностями его развития на современном этапе, разработать некоторые его теоретические проблемы, соотнося их со степенью и уровнем изученности осетинского романного мышления. В связи с этим непосредственным объектом исследования означен круг важнейших проблем, выявляющих генезис, структуру її жанровые особенности осетинского романа-мифа.
Теоретической и методологической основой исследования стали труды классиков мировой философской мысли, так пли иначе изучавших различные аспекты проблем жанровой природы романа, его теории, сути, структуры, эпического сознания, мифа. Это философы, начиная от Аристотеля, Гегеля, Канта, русских революционных демократов, Маркса, Энгельса, В. И. Ленина и до Фрейда, Юнга. И разумеется, мы использовали принципы советского, российского, северокавказского, осетинского литературоведения, сравнительно-исторического анализа, разработанного в трудах советских ученых: В. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, М. П. Алексеева, Г. Н. Поспелова, М. Б. Храпченко, И. Г. Не-упокосвой, в работах советских исследователей: В. И. Кулешова, И. Ф. Волкова, П. А. Николаева, румынского ученого А. Димы, словацкого Д. Дюрпшина, болгарского Б. Ннчева и др. Работы современных литературоведов, эстетиков, эгнков, социологов, психологов, философов помогли нам попять н применить разные аспекты принципов историко-функционального, сравнительно-типологического, аксиологического изучения жанровых проблем осетинского романа-мифа.
Литературоведами Северного Кавказа накоплен большой опыт в изучении проблем современного романного мышления, мифоэпического сознания и своеобразия их взаимодействия. Так, надо отметить вклад таких исследователей, кпк Г. Г. Гамзатов, У. Б. Далгат, Л. Л. Бскпзова, Э. 10. Касспев, Л. М. Вагидов, 3. Н. Акавов, К. И. Абуков, А. X. Хакуашев, Р. Ф, Юсуфов, К. К. Султанов, Ю. М. Тхагазптов, К. Г. Шаззо, А. X. Мусукаева, Н. Г. Джусойты, X. М. Дзуццаты, 3. Г. Казбекова, 3. М. Сала-гаева, С. Б. Сабаев, IJI. Ф. Джикаев, Т. А. Хамнцаева^А. А. Ха-дарнева, Р. С. Кантемирова и др. .
В нашей работе использован и логически продолжен опыт данных ученых в осмыслении интересующих нас проблем.
Важнейшим теоретико-методическим принципом является в диссертации принцип сочетания общего и конкретного, имею-
щип целью обязательную проверку выдвигаемых теоретичеа выводов историко-литературным анализом, а также комплекси подход, выражающийся в системном понимании и трактовке и чаемых явлений, таких как жанр, роман, миф, структура, хар тсры и обстоятельства, герой, действительность, взятых в слс пых взаимосвязях, трансформировавшихся в новый жанров тип романа-мифа, явившийся высшей вехой в эволюции соврем ного осетинского литературного процесса.
Поскольку родился роман-миф как новый жанровый тип в о тпнской литературе, то естественно появляется потребность и обходимость в теоретическом осмыслении его особенностей, ] лостной его концепции, содержащей определение его ведущ основополагающих признаков, способной объяснить его конкреті исторический и национально-самобытный характер. При форх ровании такой концепции мы, конечно же, имеем в виду, ч во-первых, роман-миф постоянно развивается, т. е. будут появля' ся разновидности данного типа романа, и, во-вторых, в соотві ствип с этим, т. е. с практикой обогащения жанровых разнові постен романа-мифа, будет возникать необходимость коррект ровки, в плане уточнения и углубления, нашей концепции. Слове потребность теоретического осмысления романа-мифа в еді стве и многообразии его сущностио-содержательных форм и огц деляет актуальность темы представленной диссертации.
Научная новизна работы определяется тем, что й ней вперві в осетинском литературоведении ставятся и решаются проблем жанра романа-мифа, его генезиса, структуры, жанровых ос бенностей.
Теоретическая значимость ее определяется тем, что на осп ве данной работы осетинское литературоведение сможет дал развивать и уточнять выраженные в ней положения путем і конкретизации живым литературным анализом на базе сохран ния ее методологического и обобщающе-типологического подх да. Ведь что касается методологии вопроса в масштабах осети ского литературоведения, то одна из главных теоретических зад; сейчас — изучение национальной и конкретно-исторической си цификн жанров, что в общем-то составляет вклад и в теорії многонационального российского литературного процесса в цело:
Практическая значимость данной работы в том, что ее пол жения и выводы найдут применение в практике вузовского пр подавання, в общих и специальных курсах по истории осетиискс литературы.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения ди> сертации апробированы в монографиях: Типология развития с< временных- -северокавказских литератур. Депон. в ИНИОН А'. СССР №31602 от 29.10.87 г. Орджоникидзе, 1987.— 15 п. л Проблема характера в современной северокавказской прозе. Ор; жопикидзе, «Ир», 1987.— 10 п. л.: Герои, характеры, жизнь. Вл; дикавказ, 1990,— 10 п. л, и ряде статен, Проблемами романа-мі
фа автор занимается более десяти лет на базе Северо-Осетин-ского института гуманитарных исследовании.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает 323 страницы машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.