Введение к работе
Актуальность темп обусловлена значением публицистичности для сегодняшнего романного движения, участием публицистических характеристик в трансформации нравственно-социальной природы русского романа, важностью публицистических функций для реформирования общественного и индивидуального сознаний, богатством форд проявления публицистичности в современной романистике, ролью актуально-публицистического в познании новых граней исторического пути и текуїцих социальных процессов общества.
Социальный роман традиционно находится в 4-окусе различных литературоведчески:: интересов. Долгое время трактовки и оценки романной динамики определялись во многом официально-идеологическими концепциями развития совзтской литературы. Вне научного анализа находились целые пласты русской романистики. Это безусловно сказалось на качестве и глубине исследований.
См.: Нудя развития современного советского романа. - М., 196! ^знэдоз М. Советский роман.- І.І., 1963; Цилевич Л. На главном направлении. Вопросы развития современного советского романа с рабочем классе,- М., Л., 1964; История русского советского романа.- U., Л., 1965: Кн. 1-2; Ершов Л. Русский советский ромаї Национальные традиции и новаторство.- Л., 1967; Роман и современность,- М., 1971; Пискунов В. Советский роман-эпопея: Жанр и его эволюция.- М., 1976; Современный руссний роман: философские аспекты,- Ы., 1978; Скороспелова Е.В. Русская советская проза 20-30-х годов: Судьбы романа.- М., 1986; Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: Некоторые аспекты концепции человека.- М., І9Е9.
З .-
їїроизвегсвкия, появившиеся за последние годы в печати, свидетельствуют о том, что русский роман осмыслен нашей г<ау-кой односторонне и явно недостаточно. В современных условиях появилась возможность более реального и точного изучения романа.
Считаем обоснованным положение Ч.Гусейнова, что "история всех наших литератур, в том числа и русской, должна"інть рассмотрена занозо",- Данная работа представляет определенный материал /факты, положения, выгоды/ ,цля этого. Пересмотр но означает тягальное отрицание. Он предполагает выработку все-объемлгацого. и объективного взгляда на сложную историю русской литературы 20 века, в частности . романа.
Проблемы публицистичности литературя разрабатывали А.Бочаров, Т.Трифонова, Ал.Михайлов, Ю.А.ндреев, Д..Хватов, И.Золо-тусский и др. Особую ценность представляют работы Л.Ершова, в которых целенаправленно и систематично исследовались публицистические структура и гозтина русской советской романистики 30-х годов.
Б реферируемой диссертации на принципиально ином художественном материале продолжен анализ актуально-публицистических свойств русского романа.
В работе разграничиваются термины "публицистика" и "публицистичность". Мы исходим из распространенного толкования публицистики как особого рода общественно-мыслительной деятельности, связанного с анализом разнородных общественных аспектов и проблем, выражающего свои- наблюдения и выводы в логико-понятийной форме. Публицистика может прибегать к художественно-образным средствам, приемам, однако они не ягляотся основними её формами познания действительности:' таковою выстукает мысль. .Главное назначение публицистики /сверхцэЛь/ - регулирование общественны» процессов. Как способ мышления, как функциональная категория публицистика принципиально отличается от художественной литературы.
Публицистичность, но нашему мнению, есть понятче совершенно иной плоскости. Публицистичность мы понимаем hs как особчД род деятельности, а кач специфическое качество, присущее раз-
л Национальные треноги /Диалог: Л.Лебедева - Ч.Гусейнов/ // Вопросы литературы.- ISS9.- Г- 2,- С.В.
личнкм рсдзм творческой деятельности, ь том числе и художественной. Она не изменяет осноъспслагащих качеств конкретного творческого тшпеаия, а сопрягается, взаимодействует с ними. Публицистичность литературы - это состояние художественных содерглния и фота, выражающееся в концентрированном остроактуальном, полемичном познании реальности.
Научная новизна работы состоит в том, что зиервнб в диссертационной цорме исследуются проблемно-темати -ЧЄСККЄ И ХуД0ЖЄСТЕЄНН0-СТИЛНСТИЧЄСКИЄ связи критико-сбличитель-ной романистики конца 70-80-х годов, что предметом подробного рассмотрения под углом зрения публицистичности стали произве-дешя, еще недавно запрещенные, что в романную динамику последних десятилетий вводятся произведения русского зарубежья. Ряд результатов исследования характеризуется нетрадиционностью наблюдений и положений о разаитии и нравственном состоянии русско го романа 20 веке.
Цель исследования заключается в анализе публицистичес
ких свойств и особенностей современной русской романистики, з-
характеристике зе художественной и общественной значимости, в
установлении ее духовно-мировоззренческой близости тем соци
альным ситуациям, динамику которых пережило за это время об
щество. ' '
В з а д а ч.и данной работы входит:
выявить специфику публицистической направленности говре-менного русского романного процесса;
определить новые пуховно-остетические связи романной динамики последних лет с русской классической романистикой;
проследить взаимозависимость публицистического и собственно художественного начал, влияние публицистических ка- честв на глубину общехудокественной действительности;-
рассмотреть отдельные романы с точки зрения воплощения в них публицистических характеристик.
Теоретическая значимость диссертации выражена в дальнейшей разработке публицистичности как черты, явления и фактора литературы и связанных с ней таких проблем, как взаимодействие образно-художественного и зл.ободнев-но-публицистического, вычленение структуры, модификаций и направлений развития публицистичности.
Практическая ценность, работы заключа-
тся в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут быть :слользовакы при подготовка и проведении лекций по истории усской и русской советской литератур, спецкурсов по современному русскому роману., по романистике русского зарубежья.
Методологической основой диссерта-[ии являются положения о сложной взаимосвязи общественного бы-ия и литературы, о способности художественного сознания боз-;епствовать га ход социальной іизни, о литературе как особой юрме выражения социально-политических реачий, ценностей^ идей.
На защиту диссертационное исследование выносит следующую іистему положений:
1. В ооврэ!/>енпом литературном процессе, как никогда ранее,
нразительно представлена нонконформистская романистика, содер-
шцая черти социального протеста, пронизанная пафосом боли и
традания.
2. Радикальний русский роман переосмысливает устоявшиеся
общественном сознании стереотипы в оценке и понимании кашей
стории и современности. По своему глубинному качеству он явля- тся бунтарским романом, взламывающим прежнее представление об бществе, его устоях, нравах, ценностях.
-
Значительную роль в художественно-концептуальных свя-ях современного романа играет публицистичность. Она влияет на воеобразие различных романных ейер: компооицию, стиль, систему бразов, идеолого-мировоззренческую направленность, художестввн-ый фактаж.
-
Публицистичность как эстетическое качество обусловлена оциальными причинами, особенностями внутрилитературного раэви-ия, спецификой писательского дара, целями художественного замела,
-
Современный романный процесс подтверждает, Фо публи- t истичность была и остается одним из характерных свойств рус-кого романного мышления, что такие черты классического романа, ак критицизм, полемичность, разнообразие социально-политичве-их концепций, проповодничас-гво, общественная устремленность бретают новые импульсы развития в историко-литературной сигу-ции последних лет.
Основные наблюдения и положения диссертационной работы рмгла апробацию в форме докладов и яиступлакий іа ссссюлной научной конференции "Проблемы художественного исто-,.»n,\!-i"/Xopcoi[,If!f:y/, ігаучно-праі'тичоской конференции иолоднх
ученых в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков /1989/, конференции научно-технического творчества молодежи Киевского государетвешюго педагогического института им. А.М.Горького /І9Р9/. Диссертация обсуждалась на заседании кафедри общей, русской и украинской'филологии Киевского государственного пединститута иностранных языков. Результаты и концепции исследования изложены также в четырех публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка основной использоваї ной литературы.