Введение к работе
Актуальность и новизна диссертации обусловлена преаде всего обращением к активно протекающему в советской литературе - в особенности в 70-х - первой половине 80-х годов - процессу ее политизации, вызванаому все более решительным участием художников в борьбе идей. Результаты этого процесса не могут быть оценена однозначно и, во всяком случае, требуют серьезного изучения. Это относится и к политической драматургии, занимающей заметное место в советской литературе двух последних десятилетий и вызывающей заинтересованные отклики и у критиков, и у читателей (зрителей). Такого рода пьесы (и их сценические воплощения) претендуют на то, чтобы стать фактом но только литературы (а при перенесении на сцену - театрального искусства), но и фактом жизни общества. Представляется чрезвычайно актуальным выявить специфические для данного жанра критерии художественности: лишь при этом условии могут быть объяснены достоинства (или недостатки) произведений, а в конечном счете, и их судьба.
Политическая драматургия чрезвычайно шло изучена нашим литературоведением и потому уже обращением к ней определяется новизна настоящего исследования. Здесь впервые получает целостную характеристику политическая драма как своеобразная жанровая разновидность, обладающая специфическими свойствами, решительно осваивающая возможности смежных - в первую очередь, публицистических - жанров; впервые прослеживается процесс развития советской политической драматургии, переаившей взлеты и провалы.
Цель исследования -выявить и охарактеризовать свойства, присущие именно политической драме, открываемые ею возмонности художественного осмысления действительности, определить ее место в современном литературном процессе. Тяготея к воплощению злободневных тем и проблем, политическая драма по природе своей всегда - произведение действенное, побуадающее читателя (зрителя) к соразмышлению, и даже - к соучастию. Поэтому важной задачей является объяснение причин, позволяющих - или.нап-ротив, не позволяющих - такому произведению обрести действенную силу. Стоит особо подчеркнуть, что в диссертации речь идет о произведениях искусства, это определяет методику исследования и критерии оценки: напомнить об этом нужно потому, что
именно в политическом искусстве (в частности, в политической драматургии) нередко дает о себе знать стремление использовать - в ущерб художественности - эффекты, так сказать, вне-встетнческого свойства, более всего возлагая надежды на злободневность и острогу проблематики, апеллируя к уже сложившимся в сознании читателя стереотипам в объяснении и оценке событий и их участников.
Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, теоретико-методологические и историко-литературные работы ведущих советских литературоведов.
Практическая ценность. Научные результата, полученные автором настоящей работы, могут быть использованы при изучении истории и современного состояния советской литературы (в первую очередь, драматургии) в высшей и средней школе.
Апробация работа. Основные положения диссертации изложены в докладах, прочитанных на научной конференции профессорско-преподавательского состава Калужского государственного педагогического института им.К.Э.Циолковского (1990), на межрегиональной научно-практической конференции философского общества СССР (Калуга, 1990), используются в читаемом автором курсе лекций по истории советской литературы, нашли отражение в печатных работах (список прилагается).
Структура работы. Диссертация состоит из введенияі четырех глав и заключения. Список использованной литературы включает 152 наименования.