Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Советская историческая проза малых форм на современном этапе (В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль) Петрова, Наталья Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова, Наталья Петровна. Советская историческая проза малых форм на современном этапе (В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/3750-9

Введение к работе

Отличительной особенностью литературного процесса сегодняшних дней является пристальный, обостренный интерес к исторической теме, интенсивное развитие исторического повествования. Стремление современного человека осознать свою историю, найти в прошлом перспективы развития настоящего и будущего объясняется прежде всего возросшим уровнем исторического самосознания народа. На эту тенденцию верно указывал в одной из своих статей известный исследователь советского исторического романа А.И.Пауткин, отмечая, что "прежде, говоря о возросшем влечении к истории в 20, 30, 40—е гг., подразумевали в основном интерес всенародный, общий, известного массового уровня. Ныне не только поколение в целом сознает себя исторически. Исторически обостренным и более дифференцированным стало самосознание отдельного человека, индивидуальное сознание сделалось вообще гораздо историчнее. Высокое духовное развитие личности, более личностное проявление исторического чувства, пытливое, философское и, главное, связанное с современностью, требует и соответствующего художественного ответа" .

Совершенно очевидно, что лучшие писатели не могут не откликнуться на зов времени. Свидетельством тому является обращение к исторической прозе таких писателей, как В. Панова, Ю. Нагибин, С. Наровчатов, чьи творческие силы прежде всецело были отданы темам современности. Вместе с тем многочисленные дискуссии, выступления критиков на страницах литературной печати вокруг основных проблем исторического жанра, творческие встречи писателей-"историков" с читателями на телевидении и радио, значительный рост публикаций научных статей, монографий, отдельных книг, посвященных этой

ПауткинА.И. Обновляющая тенденция в советском историческом романе наших дней (авторское присутствие).//Современная проза социалистического реализма (литературные жанры). М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. С. 130.

теме, как нельзя лучше подтверждают общественный интерес, испытываемый сегодня к историко—художественной литературе.

Однако несмотря на такой пристальный интерес к исторической прозе, не все ее жанры исследуются в одинаковой мере. Советское литературоведение

располагает большим количеством научных работ, посвященных различным

аспектам изучения исторического романа . И в то же время нет ни одного

теоретического труда, обращенного к рассмотрению исторической новеллистики. Исторические рассказы, маленькие повести незаслуженно остаются без внимания ученых и критики. Между тем сегодня есть все основания говорить об исторической прозе малых форм как о явлении, требующем более пристального изучения, специального рассмотрения.

Это объясняется в первую очередь возросшим художественным уровнем советской исторической новеллистики, представленной ныне такими признанными мастерами, как В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль, С. Наровчатов, которые опираются в своем творчестве на традиции А. Толстого, Ю. Тынянова, МШагинян, являющихся зачинателями этого жанра.

Высказанные соображения позволяют говорить о том, что актуальность

См, например, некоторые из них, наиболее значительные: Петров СМ. Советский исторический роман.М.,1958;Мессер Р. Советская историческая про-заЛ,1955;Андреев ЮА.Русский советский исторический роман (20—30—е гг.). М.—Л, 1962; Изотов И.Т. Из истории критики советского исторического романа (20-30- гг.). Оренбург, 1967; Пауткин АЛ. Советский исторический роман (в русской литературе). М, 1970; Чмыхов Л.М. Писатель и история. Ставрополь, 1982; а также фундаментальные исследования, посвященные отдельным писателям и произведениям: Пауткин АН. "Петр Г АЛ. Толстого и проблемы исторического романа. М, 1955; Алпатов АБ. Алексей Толстой — мастер исторического романа. М, 1958; Ю. Тынянов. Писатель и ученый: Воспоминания. Размышления. Встречи. М, 1966.

реферируемой диссертации определяется, с одной стороны, тем важным значением, которое придается исторической прозе в современном литературном процессе и жизни общества, с другой - недостаточной изученностью ее малых форм.

Объектом, исследования в диссертации являются произведения советской исторической прозы малых форм 60-80-х годов, представленные такими писателями, как В. Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль, для которых данный жанр имеет принципиальное значение.

Анализ проводится на фоне историко-литературного развития этого жанра с послеоктябрьского периода и до наших дней, а также в сравнении с лучшими образцами советской исторической романистики. При отборе материала учитывалась художественная значимость произведений, степень их освещения в критике, а также тот отклик, который они нашли в читательской среде. Исходя из этого, в диссертации помимо основных вопросов, которым посвящены монографические главы, в границах малого исторического жанра рассматриваются произведения А. Толстого, Б. Пильняка, Ю. Тынянова, К-Паустовского, Л. Борисова, Ю. Гаецкого, В. Шкловского, К. Осипова, В.Тренева, Ю. Домбровского, Е. Дороша, В. Чивилихина, Н. Задонского и некоторых других авторов.

Границы исследования Во избежание теоретических неточностей диссертант определяет, что включается в данном исследовании в понятие "малая историческая проза" (синонимы: малые формы исторической прозы, малый исторический жанр, историческая новеллистика). Прежде всего, это произведения художественной прозы в отличие, скажем, от научно-популярной. В силу ограничения объема в работе рассматривается русская советская историческая проза и не привлекаются для анализа произведения многонациональной литературы. Далее, в связи с важностью переосмысления революционного прошлого на основе недоступных ранее документов и материалов остается в стороне круг тем, связанных с Ленинианой, как казалось прежде, достаточно изученный. Малая историческая проза для детей, которая

отличается многими специфическими чертами, также могла бы стать предметом специального изучения.

Что касается жанровой формы, то речь пойдет прежде всего о рассказе (его структурных и композиционных разновидностях) и маленькой повести, тяготеющей по своей природе к рассказу. Иногда для удобства обозначения термин "жанр исторического рассказа (исторический рассказ)" употребляется в более широком смысле, включая в себя жанровые разновидности малой исторической прозы.

Целью диссертации является рассмотрение коренных проблем малого исторического жанра на примере лучших образцов советской исторической новеллистики 60-80—х годов с тем, чтобы выявить типологические черты исторического рассказа и его жанровых разновидностей и показать современное состояние этого жанра как значительного явления литературного процесса.

При этом в работе поставлены следующие задачи:

проследить эволюцию малых форм на широком историко-литературном фоне, установить закономерности и выявить тенденции развития жанра исторического рассказа;

определить жанровую специфику исследуемых произведений;

рассмотреть классификацию жанровых разновидностей исторического расск

изучить проблему циклизации на примере исторической новеллистики;

- исследовать принципы воссоздания исторической личности в малом историческом жанре;

определить границы документальности и художественного вымысла;

рассмотреть проблему языка исторической прозы на примере малых форм;

исследовать вопрос традиции и новаторства;

определить роль автора-повествователя в структуре произведения;

осознать меру художественной ценности произведений писателей, их место в современном литературном процессе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой первое специальное исследование, посвященное исторической прозе малых

форм. Автор попытался подвергнуть целостному анализу, обобщить и систематизировать не изученный доселе литературный массив, каковым является советская историческая новеллистика. Значительное внимание уделяется освоению вопросов теории жанра исторического рассказа, выявлению его особенностей и закономерностей, изучению художественно—эстетических принципов исторических новеллистов.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общетеоретические труды и исследования русских и советских ученых, писателей, историков, философов, литературоведов, посвященные проблемам теории и истории литературы, духовной культуры человечества. Автор опирался также на материалы научных и литературно-критических дискуссий, обсуждений последних лет, используя вместе с тем и периодику 20, 30, 40—х годов по соответствующей тематике.

В диссертации применяются монографический, историко-литературный и сравнительно—типологический методы исследования, позволяющие аргументированно показать эволюцию жанра малой исторической прозы, выявить типологические черты современной исторической новеллистики, а также решить иные задачи, поставленные в работе.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в учебно—педагогической практике высших учебных заведений при чтении общих и специальных курсов по истории советской литературы, проведений семинаров и спецсеминаров, а также при подготовке соответствующих методических и учебных пособий.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях по теме. Работа обсуждалась по главам на заседаниях аспирантского объединения и полностью - в окончательном варианте — на заседании кафедры истории советской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова, где получила положительную оценку и была рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 382 наименования.