Введение к работе
Тема диссертации "Синтез искусств в творчестве В.В.Маяков-' 5:-.;скагр: Проблемы эстетики и поэтики" продиктована стремлением увидеть творчество В.В.Маяковского в контексте литературных и -шире — культурных исканий первой четверти XX века.
Актуальность выполненного исследования определяете," необходимостью в свете современного знания истории общества, истории литературы по-новому взглянуть и оценить творческое наследие В.Маяковского, его личность; найти реальное, а не мифологическое место поэта в истории русской литературы XX века; отбросив догматические установки, исследовать проблему художник и время, художник и общество, худояшик и тоталитарное государство, художник и идеГшо-эстетические искания XX века.
Вместе с тем ощущается потребность в специальном исследовании многогранного творчества Маяковского в свете проблемы синтеза искусств, поскольку эта тенденция в искусстве XX века нашла із Маяковском одного из самых ярких выразителей.
Обострившееся в последнее время внимание ко всему, комплексу вопросов, связанных с проблемой взаимодействия различных ендов искусств в процессе их исторического развития, к фундаментальной теории и философии кино, социокультурным вопросам современности делают исследование актуальным и с точки зрения культурологии.
Научная новизна . исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка рассмотреть взаимодействие искусств (литературы, театра, живописи и кино) в контексте всего творчества В.Маяковского.. Это расширяет представление о выразительной структуре художественного образа у Маяковского, -яан-рово-стилевом своеобразии его произведений, об особенностях его эстетики;
"Ключ" зримости-зрслшдности-театральности позволяет более органично, целостно представить эстетику Маяковского в связи с философско-худояеетвенними исканиями начала XX века; через-доминанту игрового (театрального) начала глубже понять трагедию лирика и агитационную устремленность поэта не только в их полярности, но и с их соприродности.
Поэзия Маяковского и его кинодеятельность рассматриваются не в дополнительности;а з эстетическом и поэтическом единстве -через образ лирического терся.
В диссертации ставятся следующие цели и задачи:
выявить доминанту творчества В.Маяковского, "дЕуприрэд-ностъ" его художественной системы, ее "словесно-зрелищный" характер; "
исследовать природу образа лирического героя Маяковского (в поэзии, драматургии, кино) через призму театрализации, игры;
осмыслить характер связей поэзии Маяковского с визуальными видами искусств (живопись, театр, кино); выявить "поэтическое" начало в кинематографических работах Маяковского и "кине-матографпчность" приемов, применяемых в поэзии;
"вписать" идейно-эстетические искания В.Маяковского в контекст художественных исканий первой четверти XX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционного курса "История русской литературы XX века", спецкурсов, в работе спецсеминара по творчеству В.Маяковского, при разработке вопросов общетеоретического характера, а также в чтении факультативного курса "Основы киноискусства" для учащихся 9-ІІ классов средней школы и студентов вузов.
Специфика -темы предопределила необходимость применения е работе различных методов исследования: теоретико-логического, исторического, системного анализа творчества В.Маяковского. Применяются частные и специальные методики анализа художественных процессов, которые используют деятели кино, искусствоведы при исследоЕаніш поэтики кино, а также учитываются методики, выработанные в исследованиях смежных областей искусств. Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Объем диссертации - 188 страниц мапино-писнрго текста. Библиография включает 425 наименований.