Введение к работе
Актуальность темы. Сатира составляет значительную часть литературного наследия Двреника Демирчяна - и в вида отдельных жанров (комедия, фельетон, сатирическая сценка, сатирический портрет), и как своеобразное художественное средство изображения действительности.
Настоящее исследование посвядено сатирическим произведениям писателя - комедиям и фельетонам. Демирчяноведение богато ' ценными исследованиями, о писателе написана сотни статей, однако сатира писателя до сих пор не удостоилась целостного исследования. В центре внимания критики, как правило, находились драмы и романы писателя, к фельетонам же она обращалась от случая к случаю, прение всего в связи с анализом произведений этого жанра других авторов. Более того, на протяжении десятилетий комедии Демирчяна рассматривались с позиций вульгарного социологизма и только в последнее зремя стали предметом глубокого и всестороннего объективного анализа.
В насгояяей работе сделана попытка по возмодкости целостного изучения сатиры Демирчяна.
Предметом исследования является сатирическое наследие Д.Демирчяна, в частности, комедии "Национальный позор", "Храбрый Назар", "Наполеон Коркотян",.фельетоны, сатирические портреты и сценки. Рассматриваются и некоторые другие произведения писателя, в которых'сатира выступает как способ художественного изображения.
Цель и задачи исследования. Пель исследования - представить художественные особенности комедий и фельетонов Демирчяна, проанализировать эти произведения с позиций гуманизма- писателя, выявить их современное значение. Задача исследования - составить по возможности целостное представление о его сатире, ис-. пользуя богатейший литературоведческий материал, посвященный наследию писателя, показать историко-литературное и художественное значение последнего, его место в истории армянской сатира-ческой литературы.
. Метод исследования. Работа имеет теоретико-аналитический характер. В ней, в основном с сохранением хронологической последовательности, дан анализ относящихся к теме произведений
писателя, представлены необходимые факты и материалы их творческой истории, проведены параллели и сравнения. .
Наочная новизна исследования. В диссертационной работе сатира Д.Демирчяна впервые стала предметом специального изучения. Делается попытка пересмотреть и уточнить некоторые точки зрения, высказанные в литературоведении и критике по поводу произведений и проблем, имевших отношение к теме исследования-. Говорится также и о литературных истоках сатиры Д.Демирчяна. В научный оборот вводятся новые, архивные и опубликованные в периодической печати материалы.
Практическое значение исследования. Работа дает целостное представление о сатире Д.Демирчяна поможет стать основой для более глубокого и многостороннего анализа его творчества. Богатый фактический материал, содержащийся в диссертационной работе, ее вывода могут представить интерес для специалистов, могут быть использованы при подготовке специальных -курсов, учебников и учебных пособий для вузов и средних учебных заведений.
Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании научной группы по исследованию армянской литературы ЇХ века Института литературы им. М.Абегяна АН Республики Армения и рекомендована к зашите. Основные положения работы представлены в докладе на IX республиканской научной конференции молодых ученых и аспирантов, а также в статьях, опубликованных в научной печати.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 141 страниц.