Введение к работе
Актуальность темы. Несмотря на свокк короткую жизнь, Сандро
Цирекидзе оставил значительный след в грузинской литературе. Его особенно большая заслуга состоит в создании и рэзвитии миниатюрного аанра. С одной стороны он продолжил традиции грузинской классической прозы, а с другой - внедрил в них смелые поэтические новации, резко отличавлиеся от традиционного художественного ыыаления.
В грузинской литературе миниатюры создавали: Ш. Арат-виспирели, Ч. Ломтатидзе, Важа-Пяавела, Дж. Дкорджикия, Н.Де-канозишвили, Д. Чианели, С. Клдиалвили, Н. Лордкипанидзе, :і. Бочоришвили,'Д. Иенгелая, В. Гукия... К этим именам присоединился и Сандро Цирекидзе, миниатюры которого обогащают многообразную грузинскую литературу; на принципах символической школы он дал оригинальное поэтическое освоение мира.
Творчество Сандро Цирекидзе тесно связано с поэтической школой"Голубороговцев" представляющей в ІО-20-е годы сильное течение грузинской литературы и оказавшей большое влияние на нее. О олубороговцах много пилут. Нала цель -'показ основных принципов этой школы и на этом iJoko раскрытие художественного мира С. Цирекидзе, показ оригинальности, самобытности художника в рамках этой школы.
Творчество С. Цирекидзе яркое доказательство основных принципов грузинской символической литературы.
-'A -
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в грузинском литературоведении полно и всесторонне раскрыт творческий мир С. Цирекидзе. О нец опубликованы статьи (Ш.Ап-хаидзе, С. Клдиашвили, Л. Авалиани, М. Джохадзе, Т. Тевзадзе, С. Николеиявили и др.), но творчество С. Цирекидзе до сих пор не стало предметом глубокого литературоведческого анализа. С.Цирекидзе принимал активное участие в деятельности "голубороговцевлсо дня основания этой новой поэтической школы. Без анализа его жизни и творчества невозможно полное восприятие и ознакомление с грузинской школой символистов, особенно грузинской символической прозы, самым смелым экспериментатором которой он был.
С.Цирэкидзз редактировал журнал "Швилдосани", где печатались произведения грузинских поэтов-символистов. Здесь хе были представлены переводы французских (и не только французских) символистов.
В Кутаиси, в созданном им издательстве "Кирчхиби", С. Цирекидзе издал первые сборники грузинских поэтов-символистов.
Своими эссе С. Цирекидзе обогатил теоретические изыскания грузинских символистов в области литературы и искусства. Очень часто читатель видит его в качестве комментатора новой поэзии - в его эссе дается объяснение тех принципов, на основе которых формировалось совершенно новое поэтическое мышление. Научная новизна труда состоит в том, что С.Цирекидзе представлен как личность и как деятель. Мы постарались на протяжении всего труда, шаг за иагом, по следам его миниатюр и воззрений раскрыть его отношение к личности, его концепцию сущности человека.
' Цель диссертации :
а) представить цель и задачи грузинской школы символистов;
б) показать, как осуществляют голубороговцы свои теоретические
взгляды на художественное освоение мира;
в) что лежит в основе их поэтического отношения к жизни;
г) раскрыть многообразие творческого мира С. Цирекидзе, его
поэтического видения на примере, в основном, его миниатюр;
д) показать место С. Цирекидзе в школе символистов;
е) раскрыть взгляды С. Цирекидзе на поэзию и искусство, вы
сказанные в его эссе;
ж) проследить значениа теоретических взглядов С.Цирекидзе
для.грузинской символической литературы.
Методическую основу диссертации состоявляют достияания
грузинских, русских и зарубежных исследователей.
В диссертационной работа использована спвциальная литература по искусствоведению, способствующая теоретическому осмысления целого ряда проблем, связанных с символизмом.
Теоретическое и практическое значение
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса грузинской литературы в вузах республики, а также в исследованиях, посвященных изучению грузинского символизма.
Апробация работы. Отдельные главы и диссертационная работа в полном объеиэ обсуждалась на заседаниях отдела Новей-
- ь -
шей Грузинской литературы и по изучению современных литературных процессов Институте грузинской литературы имени Йота Руставели АН Грузинской Республики.
Основные полойения и результаты исследования, данные в диссертации, были иэлояены в статьях, опубликованы в грузинских, литературных яу риалах.
Структура диссертации. Работа, общим объемом в 182
страницы машинописного, текста, состоит из .введения, трех глав и заключительных выводов. К 'работе приложен список использованной литературы.
Во введении определяется предмет исследования, обосновывается актуальность темы.