Введение к работе
Кардинальные перемены в экономической, общественно-политической жизни страны выдвигают новые требования к литературе и искусству, которые определяются сегодня отказом от создания "образа врага", от борьбы за победу коммунизма.
Не уже в 60-е годы в литературе Бурятии как в целом во всех
региональных литературах в масштабе всей страны наметился
отход от господствующих идеологических догматов, поиски
непреходящих.- идейно-художественных ценностей, выход за
пределы .классовой ' ограниченности, .' классовой
.предопределенности в раскрытии проблем. Этот отход проявился и в'исторических романах.русского писателя из Бурятии Исая Калашникова и бурятского писателя. Владимира Митыпова.
Романы "Жестокий век" и "Долина бессмертников" при всей неповторимости художественной конкретики- выделяются из ряда других и объединяются не только глубоким историзмом' художественно воспроизведённых событий и лиц прошлого, генетической связью с традициями народного творчества, но и общечеловеческой направленностью своей проблематики. Эти произведения - вершинное явление в литературе республики. :
В общности направления, идейно-эстетических- поисков художников разных национальностей .отражается общность. жизненного материала, социально-культурных условий, а также "единая человеческая природа" (Ж.-Ж.Руссо).
Актуальность работы " определяется необходимостью показать, . что жанр исторического романа В" силу своей специфики .-давал .авторам наибольшую свободу в художественной разработке проблем не только прошлого, но и современности, позволял уйти от - идеологических, политических ограничений. Именно исторический роман дал возможность авторам в . 60-е-70-е годы выйти на принципиально новые ..художественные итоги: открытие общечеловеческих нравственных ценностей.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование . принципа историзма в изображении событий, лиц прошлого, установления соотношения исторического факта' и художественного вымысла, выявление меры объективности, авторов в интерпретации фактов и событий прошлого, обусловленной их мировоззрением,
исторической ситуацией, т.е. проблема соотношения художественного вымысла и исторической действительности.
Осуществление принципа историзма в художественном произведении неотъемлемо от проблемы народности: знания автором корней народной жизни, нравственных воззрений, традиции и обычаев изображаемого народа, места и роли народных масс в поорнческих событиях, и, наконец, отношения автора к народу как к создателю материальных и духовных ценностей.
Кроме тою, в работе ставилась задача выявления общечеловеческого в идейно-художественной ткани произведении как критерия идейно-художественной ценности произведения.
Предметом исследования являются творческие попеки авторов исторических повествовании в решении проблем соотношения художественного вымысла и действительности, историзма, народности и общечеловеческого в конкретных исторических условиях.
Методологической основой исследования явились в необходимой мере некоторые труды В.И.Летшна, Ф.Энгельса, а также труды советских литературоведов, теоретиков и исследователей проблем отечественной литературы.
Методика исследования основана на принципе сравнительно-сопоставительного анализа.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые на основе обобщения фактического материала по исторической тематике в литературе Бурятии выявляется типологическая общность произведений русских и бурятских писателей; доказывается, что уже во второп половине 60-х г. совершается прорыв из плена идеологических догм того времени, выход на общечеловеческие начала. А также в том, что к анализу привлечен ряд произведений о средневековье русских писателей, живущих за пределами Бурятии; сопоставление с этим рядом четче выявляет новизну романов И.Калашникова и В.Митыпова.
Практическое значение результатов исследования. Практическое значение работы состоит в том, что она вводит в научный оборот новые материалы и обобщения, которые могут быть использованы з вузовском курсе истории региональной литературы, в преподавании русской и бурятской литератур в школе, в научной разработке отдельных вопросов, связанных с
проблемами взаимодействия и взанмообогащшия литератур, соотношения фактов истории и художественного вымысла, а также проблем жанра исторического романа, народности и общечеловеческого.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались па Всесоюзной конференции литературоведов в г.Ташкенте в 1989 г., на Всесоюзной конференции, посвященной 100-летию Хона Намсараева в г.Улан-Удо в 1989 г., на Научной сессии Бурятского филиала СО АН СССР (апрель 1986 г., апрель 1988 г.), на научно-практических конференциях в Бурятском педагогическом институте (декабрь 1990 г., декабрь 1991 г.), на научных конференциях, посвященных 750-летию "Сокровенного сказания монголов" в Бурятском научном центре ив Усть-Орде, в лекциях па курсах повышения квалификации учителей Усть-Ордынского Института повышения квалификации учителей. Основные положения диссертации изложены в шести статьях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введення, „двух глав и заключения. К диссертации приложен список литературы.