Содержание к диссертации
Введение
Глава I Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В. Шишкова в дооктябрьский период.
Глава П В. Шишков на пути к эпическому творчеству
Глава Ш Романтические тенденции в вершинных произведениях В. Шишкова
Заключение
Список литературы
- Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В. Шишкова в дооктябрьский период.
- Шишков на пути к эпическому творчеству
- Романтические тенденции в вершинных произведениях В. Шишкова
Введение к работе
В Отчете Щ КПСС ХХУІ съезду были высоко оценены достижения советской литературы. Писателями созданы произведения, в которых отражен социалистический образ жизни, нашли воплощение характерные черты нашего современника. Забота страны, народа в центре внимания художников.
В решениях ХХУІ съезда КПСС, в Постановлении ЦК "О литературно-художественной критике"/І972/, в материалах юбилейного пленума Союза писателей СССР намечены важнейшие пути развития советской литературы. "Глубокая идейность, гражданственность и высокий уровень художественного мастерства - таково главное требование
партии, народа к деятелям искусства". *
Достижения художественной практики социалистического реализма ставят серьезные задачи перед литературоведением,обобщающим эти завоевания. В центре внимания остаются важные проблемы метода и стилей социалистического реализма. Но метод социалистического реализма нельзя полностью раскрыть, не учитывая ступеней развития литературы, не обобщая того, что было сделано выдающимися мастерами слова в предшествующие годы. Такое осмысление обусловлено диалектикой метода и стилей.
Процесс формирования творческого метода - явление длительное, сложное, и это учитывается советскими учеными. Каждый исторический этап способствует новому раскрытию потенциальных возможностей социалистического искусства. Причем, при изучении литературного процесса внимание должно быть нацелено и на такие произведения, которые в свое время не находили выхода к широкому
І.Под знаменем партийности и народности. Материалы юбилейного пленума Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания союза. - М.:1984, с.18.
- 4 -читателю, забыты сейчас, но которые несут на себе печать художественных исканий литературы того или иного периода.
Чрезвычайно важно, на наш взгляд, это сделать в отношении тех писателей, которые стояли у истоков советской литературы, которыми на заре социалистического искусства были предугаданы многие явления, получившие развитие в последующие годы.
В эпоху социализма формируется, по определению В.И.Ленина,
"действительно новое, великое коммунистическое искусство, кото-
т рое создаст форму соответственно новому содержанию и задача
современных историков литературы не пропустить ничего из опыта, накопленного за многие десятилетия художниками слова, так как их практика - шаг в поступательном движении к коммунистическому искусству.
Социалистический реализм - метод, который находится в постоянном движении, в развитии. Он многогранен и,по справедливому замечанию М.Б.Храпченко/'романтическое течение в социалистической литературе - при его несомненной подвижности и изменчивости
- никак нельзя назвать случайностью, заблуждением либо выдумкой
о критиков и литературоведов".
Горьковское понимание романтизма и реализма в сущности трактует романтизм и реализм как две стороны всякого подлинного художественного творчества: Основными"течениями" или направлениями в литературе считаются два: романтизм и реализм...
Но по отношению к таким писателям-классикам, каковы Бальзак, Тургенев, Толстой, Гоголь, Лесков, Чехов, трудно сказать с достаточной точностью - кто они - романтики или реалисты?
Цеткин К. Из книги Воспоминания о Ленине. - В кн:В.И.Ленин о литературе и искусстве. - М.:1969, с.666.
Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - В кн: Храпченко М.Б. Собрание сочинений в 4-х томах. - М.:1982, т.4, с.32.
В крупных художниках реализм и романтизм всегда как будто соединены. .. Это слияние романтизма и реализма особенно характерно для нашей большой литературы, оно и придает ей ту оригинальность, ту силу, которая все более заметно и глубоко влияет на литературу всего мира".
Как отмечает Л.Егорова: - "Горьким по сути дела сформулирован основной принцип нового метода изображения действитель -
ности в ее революционном развитии, для которого был весьма
важен опыт романтизма".
Известно, что бурное развитие капитализма в России в конце XIX в. и становление третьего этапа освободительного движе -ния крайне обострили классовую борьбу в стране, что обусловило новое качество критического реализма, определило новый период его развития.
В.Короленко был одним из первых русских писателей, который в 80-е годы теоретически обосновал историческую необходимость появления "нового" реализма. Он высказал теперь уже широко из -вестную мысль о необходимости синтеза романтизма и реализма и на практике гопытался осуществить эти поиски. Следы этой работы отчетливо проявляются, например, в полесской легенде "Лес шумит" /1885/, рассказе "Река играет" /1891/, стихотворении в прозе "Огоньки" /1900/ и т.п. В то же время Короленко искал реального героя, который мог бы активно включиться в борьбу против социального зла. Нередко эти герои выступали в облике бунтарей, свободолюбивых бродяг. "В сибирских рассказах.../Короленко - Л.К./
Горький М. 0 том, как я учился писать. - В кн.: М.Горький о литературе. - м.:1953, с.311.
Егорова Л. 0 романтическом течении в советской прозе. - Ставрополь: 1966, с.15.
, .-6-
романтика социального оптимизма, надежды и нетерпеливого предвосхищения соединились с поэзией "вольной волюшки", бродяга же для Короленко стал "символом неугасимого человеческого стремления к воле и счастью, символом порывов и надежд, хотя бы и недостижимых".
Задачу прогрессивного, демократического искусства Короленко видел в том, чтобы, опираясь на,стремление человечества к счастью и красоте людских отношений, показать способность человека к подвигу. Писатель считал, что подлинно народная литера -тура должна быть героичной по своему существу. "Идеи писателя о "синтезе" реализма и романтизма, о героическом в искусстве требовали более радикальных творческих решений. Сам Короленко отводил своим произведениям и творчеству современного ему лите-ратурного поколения подготовительную роль". Однако, хотя эти идеи, как отмечает В.Келдыш, "были наиболее отчетливо сформулированы еще во второй половине 80-х годов... и позднее уже не
„ 4
менялись в главных своих очертаниях , дальнейшее развитие литературы подтвердило их правильность,"в первую очередь практикой Горького". Огромную роль в творческом развитии Горького сыграл Короленко. Именно ему А.Пешков принес в 1889 г. свое сочинение -поэму "Песнь старого дуба". Десятилетие 1886-1896 гг. в жизни
Бялый Г. В.Г.Короленко. - Л.: 1983, с.59.
Там же, с.73.
Заика С. М.Горький и русская классическая литература конца
XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1982, с.135.
4. Келдыш В. Новое в критическом реализме и его эстетике. - В кн.:
Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала
XX века. - М. :1975, с.80.
5. Заика С. М.Горький и русская классическая литература конца
XIX - начала XX века, с.135.
- 7 -Нижнего Новгорода назвал позднее М.Горький, уже прославленный писатель, "эпохой Короленко". Он же, М.Горький, считал Короленко своим учителем: "Он был моим учителем, недолго, но был
им, и это моя гордость по сей день". *
Пристально присматривались Короленко и Горький к миру отверженных, проявляя особый интерес к "выламывающейся" личности, даже в условиях "дна" сохраняющей живую душу. Однако, уже герои ранних романтических произведений Горького - босяки "бунтари , и бунтарство это, несмотря на всю неотчетливость, их стремлений, их недовольства жизнью, являлось бунтарством социальным, направ-ленным против основ современного общества". Художественные искания М.Горького "были направлены на то, чтобы выработать и оп -ределить те художественные средства, при помощи которых герои -
ческая тема в русской литературе приобрела бы гораздо более
„ и сильное звучание".
В 1900 г. в известном письме Чехову Горький отметил: "Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. И убьете его скоро -насмерть, надолго. Эта форма отжила свое время - факт!
... настало время нужды в героическом. Все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее". Эта горьковская оценка произве-
Горький М. Время Короленко. - В кн.:Горький М. Полное собрание сочинении. - М.:1973, т.16, с.184.
Горький М. Письмо Короленко Е. от 7.Х.25г. - В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. - М.:1955, т.29, с.444.
Муратова К. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. - М.-Л.:1966, с.142.
Бурсов Б. Горький и романтизм. - Нева, 1955, № 2, с.153.
Горький М. Письмо Чехову А.П. /январь 1900г./ - В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. - М.: 1954, т. 28, с.ИЗ.
-8-,
дений Чехова связана с эстетическими исканиями, раздумиями самого Горького. Когда Горький в 1900 г. приветствовал Чехова за то, что он "убивает реализм", доводя до высшего совершенства его приемы, то это означало не отрицание реализма, а высшее его
утверждение - желание возвысить реализм до героического пафоса,
т ибо "настало время нужды в героическом".
Героическая тема в полную силу звучала и у Горького. "Выражая идеи социального оптимизма, активного вмешательства в жизнь, М.Горький в 90-х и 900-х годах создает ряд произведений, в которых вдохновенно воплощены героико-патриотические начала.
... Образы, воплощающие в себе неукротимое стремление к свободе, свету, жажду борьбы и подвига, Горький нарисовал в "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике" - произведениях, ове-янных ощущением грядущей социальной бури". Как отмечают Б.Михайловский и Е.Тагер:"Романтическая патетика в раннем творчестве Горького возникла не случайно. Еще В.Г.Короленко в конце 80-х годов писал о возможности возрождения романтизма на почве пробуждения народных масс, о желательности его синтеза с реализмом, о новом качестве литературы будущего". С.Петров указывает, что "Горький... выразил жажду свободы и революционные устремления в поэтических формах революционного романтизма. Романтическое начало, - по мнению С.Петрова, - проникало и в реалистические произведения Горького 90-х годов".
Бялик Б. Эстетические взгляды Горького. - Л.:1939, с.217.
Храпченко М. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. - В кн.: Храпченко М. Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: 1980, т.1, с.661-662.
Михайловский Б., Тагер Е, Творчество М.Горького. - М.:1969, с.З.
Петров С. Возникновение и формирование социалистического реализма. - М.: 1976, с.239.
-9-.
Обращает на себя внимание тот факт, "что уже после богатого развития критического реализма на протяжении XIX в. романтизм вновь "пригодился" Горькому в 90-х годах, как Маяковскому
и Блоку в предоктябрьские годы".
Как отмечает Л.Залесская: "в "Матери" Горького, произведении социалистического реализма, идеал писателя слился с активными устремлениями революционного пролетариата, верящего в победу социалистической революции и готовящего эту победу.
Романтизм, совпадая в своих идеалах с социалистическим реализмом, рисуя героев в необыкновенных, но жизненных обстоятельствах, перестает быть отдельным методом искусства, стано -вять одним из течений социалистического реализма". '
Именно в русле романтического стилевого течения развивалось и творчество В.Шишкова. В.Шишков - романтик как тип писателя был характерной фигурой эпохи, он воплощал в себе проявление закономерностей художественного развития передовой русской литературы конца XIX - начала XX вв., советской литературы с периода ее зарождения по 1945 год. В каждой из трех глав, в заключении нами делается попытка рассмотреть развитие романтических тенденций в творчестве писателя.
Следует отметить, что в произведениях и высказываниях В.Шишкова воплощены взгляды писателя на реальное и романтическое в самой жизни, а также в искусстве. В.Шишков идет по горь-ковскому пути. М.Горький, размышляя о новом качестве реализма социалистического. искусства, задумываясь над вопросом:
Михайловский Б. Творчество М.Горького и мировая литература, I892-I9I6, - М.: 1965, с.16-17.
Залесская Л. 0 романтическом течении в советской литературе. - М.: 1973, с.39.
"Каким же должно быть искусство, призванное изображать современных людей и эпоху?", в беседе с Ф.Богородским отметил: "Если говорить о "стилях и "направлениях", то невольно вспоминаются Пушкин и Толстой. В их реалистическом искусстве есть элементы и романтизма, и классицизма, и, если хотите, - символизма. Точнее - многоплановый реализм должен лечь в основу творчества на-
ших художников".
Многоплановый реализм лежит и в основе творчества В.Шишкова."- Реализм... романтизм... символизм... Ведь это все формулы! - говорил писатель. А разве можно творить по формулам? Когда я пишу, могу ли я думать о том, реализм это или роман -тизм? Я знаю только один закон: писать надо правдиво. И когда я пишу, я только и думаю о том, чтобы с наибольшей правдой выразить то, что я вижу и хочу показать... Реальная действительность и романтика мечты тесно сплетены в нашей жизни, почему же устра-нять это в художественном отражении жизни?..." Писатель, по мнению В.Шишкова, "обязан... указывать народу на вершины человеческой жизни или давать жизнь для контраста в отрицательных ее чертах, в провалищах, ограждая бездну горящими маяками". * Этот романтический принцип лежит в основе реализма В.Шишкова. Первые шаги в творчестве писателя показали, что в его произведениях читатель встретится с "вершинами" и с "безднами", данными
Богородский Ф. Воспоминания о Горьком. - В кн.: Вопросы изобразительного искусства. Сб., выпуск 3. - М.:1956, с.200.
Там же,, с.200.
Коган Л. Из воспоминаний. - В кн.: Воспоминания о В.Шишкове. - М.: 1979, с. 142.
Шишков В. Автобиография. - В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений в 12-ти томах. - М.-Л.: 1927, т.1, с.69.
- II -
в контрасте. Романтические краски близки писателю:произведения его отличаются остротой сюжетов, конфликтов, автор нередко использует трагические развязки, а для словесно-стилевого оформления содержания опирается на особую поэтическую систему, орнаментальные средства стилизации, богатый словарь тропов,символов, глубокий лиризм.
Сугубо романтические средства изображения действительности у В.Шишкова сливаются с тяготением к предметности образов, в основе его искусства лежит правда действительности, жизнь народа. Здесь нет противоречия: ведь В.Шишков был прежде всего реалистом, именно видимый мир во всем богатстве форм и красок питал его художественное воображение. Произведения писателя имели добротную реалистическую основу, которая подчинила себе все романтические элементы. Ранее других на своеобразие творчества В.Шишкова обратили внимание его собратья по перу. Так, В.Бахметьев отмечал:"в произведениях его, к какому бы жанру то или иное из них ни относились, мы не найдем ухода от мира реального в своевольное царство беспочвенной и потому обычно анемичной фантазии. Даже там, где писатель переключался в область сказки и аллегории или вводил своих героев в мир потрясенной психики с его бредом и галлюцинациями /"Пурга", "Страшный кам", "Угрюм-река"/ - под пером, приверженным жизненной правде, возникали густые, теплокровные краски, и те сцены, что были рассчитаны на сказочность,
наливались живыми соками, приобретали очертания совсем не сказоч-
т ной яви". *
I. Бахметьев В. Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество. - М.: 1947, с.140-141.
Ведь как отмечал М.Храпченко: "В социалистической литературе не наблюдается острого конфликта между социалистическим реализмом и романтическим течением, и не наблюдается потому, что определяющее свойство этого течения, возникшего на основе социалистического мироощущения, не забвение действительности, а своеобразное ее раскрытие". *
Мы не углубляемся здесь в большие и сложные вопросы о соотнесенности романтических и реалистических начал в советской литературе, о принципиально новой эстетической структуре социалистического реализма как метода "синтетического", как "pea -лизма крылатого" (что подчеркивал А.Фадеев), об огромных формообразующих возможностях социалистического реализма, о многообразии его стилевых течений. Наше современное литературоведение дало основополагающие ответы на эти вопросы в трудах А.Бушмина, Г.Ломидзе, А.Метченко, Л.Новиченко, А.Овчаренко, С.Петрова, Б.Сучкова, А.Эльяшевича и других ученых, исследовавших данную проблему, мы исходим из главных их выводов. Наша задача - проследить развитие романтических тенденций в реалистических произведениях В.Шишкова.
Творчеству В.Шишкова посвящена обширная критическая и научная литература: вышли монографии В.Бахметьева, А.Богдановой, Н.Еселева, И.Изотова, М.Майзеля, В.Чалмаева, Н.Яновского, статьи Ф.Бутенко, В.Борисовой, Р.Колесниковой, Г.Кунгурова, Е.Шас-тиной и др. Защищен целый ряд диссертаций. Произведения этого писателя рассматриваются и в некоторых трудах по русской лите-
I. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. - В кн.: Храпченко М. Собрание сочинений в 4-х томах, т.4, с.33.
- ІЗ -.
ратуре конца XIX - начала XX вв., носящих обобщающий характер. " Начало изучению творчества В.Шишкова было положено П.Медведевым вступительной статьей к полному собранию сочинений
В.Шишкова в 12-ти томах. Причем, П.Медведев одним из первых
обратил внимание на то, что в творчестве писателя: "Человек, его внутренняя жизнь, очень часто социальная сторона человеческих взаимоотношений - центральная, отнюдь не областническая те-
ма В.Шишкова". * П.Медведев правильно подметил, что В.Шишков, если "и вводит в свои повествования о человеческой жизни элементы этнографического характера в очень крупных дозах, то это происходит только потому, что вне их, без них не будет понятен сам человек, его психология, движения его мысли, мотивация его действий".
1. Андреев Ю. Революция и литература. Октябрь и гражданская
война в русской советской литературе и становление социа
листического реализма /20-30-е гг./ - М.: Художественная
литература, 1975, 446 с.
Волков А. Горький и литературное движение конца XIX и начала XX веков. - М.: Советский писатель, 1954, 493 с.
Ершов Л. Сатирические жанры русской советской литературы.
- Л.: Наука. 1977, 284 с.
Залесская Л. О романтическом течении в советской литературе, 272 с.
Овчаренко А. М.Горький и литературные искания XX столетия.
- М.: Художественная литература, 1982, 590 с.
Эльяшевич А.П. Лиризм, Экспрессия. Гротеск: 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма. - Л.Художественная литература, 1975, 356 с. и др.
Медведев П. Творчество Вяч.Шишкова. - В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений в 12-ти томах, т.1, с. 9-42.
Там же, с. 12.
Там же, с. 12.
Однако, уже в 1935 г. о "мистике", "пантеистической символике", которые "нарушают стилевую манеру писателя и вредят ей", о чрезмерном тяготении В.Шишкова к острым сюжетным ситуациям говорил М.Майзель. Он видел в творчестве В.Шишкова сплошные идейные срывы и серьезные ошибки, по мнению этого критика,В.Шишков "дает увлечь себя самой примитивной, убо -гой и наивной символике". "
Подобная оценка, непонимание В.Шишкова как писателя было характерно для многих критиков 20-30 гг. И только после Великой Отечественной войны творчество этого замечательного мастера слова стало рассматриваться как большой вклад в сокровищницу советской многонациональной литературы.
Появляется ряд монографий, статей, диссертаций, охватывающих весь писательский путь В.Шишкова и отдельные вопросы творчества писателя. Следует отметить одну из первых монографий, которая была написана человеком, хорошо знающим В.Шишкова, писате-лем В.Бахметьевым. Прослеживая творческий путь В.Шишкова, В.Бахметьев, одним из первых, подчеркнул, что "в литературном фонде Шишкова мы не найдем вещи, которая была бы создана в результате отвлеченно задуманной идеи, вне.отталкивания от действительности, от событий и фактов народной жизни, от непосредственно пережитого, виденного и слышанного". Под народностью произведений писателя В.Бахметьев имеет в виду "не только их тематику, но и форму и стилевые приемы, и самую установку
1. Майзель М. Вячеслав Шишков. Критический очерк. - Л.:1935,
С JLoO
Там же, с 134.
Бахметьев В. Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество, с142.
Там же, с. 142.
- 15 - .
творческой работы". Высоко оценила талант В.Шишкова А.Богда-нова. Она, прослеживая творческий путь писателя, отмечает, что и ранние рассказы и очерки В.Шишкова это - "изображение той материальной нужды, классового угнетения, политического бесправия, которые выпадали на долю трудового народа Сибири до Октябрьской революции". Критик обращает внимание на тот факт, что в раннем творчестве писателя "самый выбор тем и героев отграничивал Шишкова от писателей, принадлежащих к упадочническим лите -
ратурным направлениям". Все творчество писателя А.Богданова рассматривает как "процесс идейно-художественной эволюции" *, В.Шишков,по мнению критика,"вырос вместе со своим народом", именно от него писатель "взял все лучшее".
В 1956 году выход^онография И.Изотова о творчестве В.Шиш-кова. В целом высоко оценивая талант писателя, И.Изотов упрекает его за то, что "не всегда В.Шишкову удавалось строго держаться в рамках реалистических требований, не всегда он мог избежать искушения поразить читателя внешним эффектом, таинст-венностыо приключений, граничащей с мистикой". А в монографии, вышедшей в 1975 г.,И.Изотов, ошибочно,на наш взгляд,пишет о том, что с "первых лет своей писательской деятельности В.Шиїлков тяготел к реализму, и, хотя не без колебаний, он все более утвер -
Бахметьев В.Вячеслав Шишков.Жизнь и творчество, с.142.
Богданова А.Вячеслав Шишков.Литературно-критический очерк.
- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1953, 256с.
Там же, с.26.
Там же, с.115.
Там же, с.253.
Изотов И. Вячеслав Шишков. Критико-биографический очерк.
- М.: Советский писатель, 1956, 168с.
7. Там же, с.97.
ждался в нем". И.Изотов недостаточно учитывает тот факт, что реализм не "все более утверждался" в В.Шишкове, но что он был писателем-реалистом с первых шагов в литературе, поднимал в своих произведениях острые социальные проблемы еще до Октября. Однако, реализм В.Шишкова - особый, писатель, как и всякий большой- . художник, был оригинальным, причем в его реализме сильна романтическая струя.
Не случайно В.Чалмаев еще в 1969 г. увидел у В.Шишкова "единство правды исторической и правды поэтической, синтез документальной достоверности и живой многоплановой (философской, лирической, юмористической) игры воображения".
В 1973 и 1976 гг. вышли монографии Н.Еселева о В.Шишкове. Н.Еселев останавливается на основных фактах биографии писателя, исследует его творческую эволюцию от ранних произведений к вершинным. По мнению Н.Еселева:"Сила художественного слова В.Шишкова, мощь его языка росла год от года, от произведения к произведению". Причем, как доказывает критик,"творчество Вячеслава Шишкова шло по восходящей линии и достойно оборвалось на исторической эпопее "Емельян Пугачев".
Изотов И. Вячеслав Шишков - писатель, патриот. - Оренбург, 1975, с.186.
Чалмаев В. Вячеслав Шишков /Критико-биографический очерк/. М.: Советская Россия, 1969, с.44.
Еселев Н. Шишков. - М.: Молодая гвардия,1973,215 с. Еселев Н. Шишков. - М.: Современник,1976,240 с.
Еселев Н. Шишков. - М.: 1976, с.237.
Там же, с.237.
Монография Н.Яновского рассматривает творчество писателя как большой вклад в сокровищницу советской многонациональной литературы. Н.Яновский справедливо пишет о том, что В.Шишков в "лучших произведениях доводил "лепку образов" до "их материализации", а "музыка" его романов и повестей производила впечатление не только на читателей, но и на писателей... Г.Маркова и С.Сартакова, К.Седых и Л.Иванова, В.Шукшина и В.Астафьева..'. Следует сказать о том, что Н.Яновский давно и плодотворно зани-мается изучением творчества В.Шишкова. Кроме того, он составитель ряда интересных книг, со страниц которых перед нами встает обаятельный образ .< писателя» мы знакомимся с высказываниями
Шишкова о литературе, о писательском труде.
Среди авторефератов диссертаций по интересующему нас воп-
4 S
росу следует отметить авторефераты В.Потапова, Е.Шастиной,
Яновский Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. - М.: Художественная литература, 1984, с.270.
Яновский Н. Истоки. Сибирский период в творчестве Вяч.Шишкова. - В кн.: Яновский Н. История и современность. - Новосибирск, 1974, с. 7-59. Он же. Веление времени. Гражданская война в изображении Вяч.Шишкова. - В кн.: Яновский Н. Поиск. Литературно-критические статьи. - Новосибирск, 1979, с. 3-70. Яновский Н. Роман Вячеслава Шишкова Угрюм-река". - В кн.: Литература Сибири. История и современность. - Новосибирск:
Воспоминания о В.Шишкове. - М.: Советский писатель, 1979, 304с. Шишков В. Мой творческий опыт... - М.: Советская Россия, 1979, 92с.
Потапов В. Стиль исторического повествования В.Я.Шишкова "Емельян Пугачев". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.:1952, 16с.
Шастина Е. Ранние рассказы В.Я.Шишкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Иркутск: I9&4, 16с.
I 2
Л.Анцыферовой, П.Лихошвая. *
Так, В.Потапов называет В.Шишкова "художником самобытным, оригинальным, который, используя лучше традиции русской клас-сической прозы, сумел сохранить свою индивидуальность". 'Е.Шас-тина подметила, что ранние рассказы В.Шишкова стоят в одном ряду с рассказами других демократически настроенных писателей, что "стремление уйти от привычного быта, сковывающего свободу и мечты человека, свойственно и героям ряда ранних рассказов В.Я.Шишкова". * Л.Анцыферова справедливо отмечает, что "в сказе у Шишкова достигается удивительная слышимость голоса эпохи, которая так и пробивается в повествование, превращая его из сухого документа истории в прекрасную, говорящую страницу жиз-ни". Немалая заслуга Л.Анцыферовой в том, что она одна из первых попыталась доказать необоснованность - упреков , адресованных В.Шишкову в подражании А.Ремизову. Она пишет: "Обвинения в адрес писателя, что он сбивается в сказовой манере на А.Ремизова, столь же несправедливы, сколь бездоказательны. Шишков ис-
Анцыферова Л. Роман "Угрюм-река" и развитие творчества В.Я.Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М.: 1966, 22с.
Лихошвай П. Роман "Емельян Пугачев" В.Шишкова /Творческая история и мастерство писателя/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Киев: 1967, 18с.
Потапов В. Стиль исторического повествования В.Я.Шишкова "Емельян Пугачев". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с.16.
Шастина Е. Ранние рассказы В.Я.Шишкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с.12.
Анцыферова Л. Роман "Угрюм-река" и развитие творчества В.Я.Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с.18.
пользует форму сказа в прямо противоположных целях, полемически заостренно направляя ее как раз против Ремизова". П.Лихошвай исследует в "Емельяне Пугачеве" - крупнейшем произведении писателя -такие элементы сюжета, как пейзаж, бытописание, портрет, авторские отступления, в которых наиболее отчетливо сказывают-ся особенности писательского стиля".
Причем, ПЛихошвай, говоря о портрете в романе "Емельян Пугачев", пишет: "Характерной особенностью портретов, созданных Шишковым, является их ярко выраженная эмоциональная окра-шенность". ' Он подметил в "Емельяне Пугачеве" и "наличие; наряду с объективной и субъективной формы повествования, которая наиболее отчетливо проявляется в авторских отступлениях".
Исследуя разнообразные романтические стили, стилевые течения внутри складывающегося метода социалистического реализма в 20-е годы, затрагивали вопрос о романтических тенденциях в творчестве В.Шишкова /в частности, роман "Ватага"/ Ю.Андреев, Л.Залесская, * А.Эльяшевич.
Анцыферова Л. Роман "Угрюм-река" и развитие творчества ВЛ.Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с.18.
Лихошвай П. Роман "Емельян Пугачев" В.Шишкова /Творческая история и мастерство писателя/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологичекких наук, с.12.
Там же, с.16.
Там же, с.14.
Андреев Ю. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма /20-30-е гг./, с.104.
Залесская Л. 0 романтическом течении в советской литературе,
Эльяшевич А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск: 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма, с.98.
(
Однако, следует отметить, что исследования, которое бы охватило тему "Романтические тенденции в творчестве В.Шишкова" целиком, нет. Между тем, необходимость в таком исследовании очевидна. Игнорируя или недооценивая романтические тенденции в творчестве писателя, нельзя объективно раскрыть творческую индивидуальность автора "Угрюм-реки", "Емельяна Пугачева". Цели и задачи настоящего исследования - рассмотреть романтические тенденции в наиболее значительных произведениях В.Шишкова /1908-1945 гг./, выяснить их место в творчестве писателя. Актуальность предлагаемой диссертации определена тем значением, какое придается сегодня изучению романтических тенденций в творчестве писателей конца XIX - начала XX вв., советского периода. В.Шишков стоял у истоков зарождения метода социалистического реализма, внес существенный вклад в его развитие.Творчество писателя шло в русле искания демократической литературы конца века, в генеральном русле развития советской литературы. А.Фадеев сформулировал методологические положения, которые имеют принципиальное значение для изучения советской литературы, изучения метода социалистического реализма: "Иные думают, - писал он, - что метод социалистического реализма нужен для того, чтобы художники стали похожи друг на друга,как иголки. Между тем такая стандартность и нивелировка есть издевательство и над социализмом, и над реализмом. Социалистический реализм есть, помимо всего прочего, богатство художественных индивидуальностей" .
I. Фадеев А. 0 социалистическом реализме. - В кн.: Александр Фадеев о литературе. - М.: 1982, с.12.
Есть писатели, которые с большой силой воплотив в своей деятельности самые характерные черты метода социалистического реализма, определили вместе с тем какую-то свою,важную линию, особую струю в литературе. Писатели, обогащающие наше представление о социалистическом реализме, открывающие нам его новые грани. Изучать их наследие - значит раскрывать сущность социалистического реализма во всей его художественно-исторической конкретности и богатстве, говорить об их методе - значит наглядно доказывать жизненность социалистического реализма, выявлять его корни, его единство в многообразии.
Один из таких писателей В.Шишков. Новизна работы состоит в том, что впервые вопрос о романтических тенденциях в творчестве В.Шишкова становится предметом специального рассмотрения. Выясняется роль романтических тенденций в наиболее значительных произведениях писателя. Этот анализ позволил по-новому посмотреть на широкий круг созданных В.Шишковым очерков, рассказов, повестей, романов, художественных образов, в существенной мере дополнить, уточнить их толкование .
Методологической базой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, представителей революционно-демократической и марксистской мысли, документы партии и правительства по вопросам литературы и искусства, работы ведущих советских ученых по истории и теории литературы.
Практическое значение диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы и наблюдения могут быть использованы в лекционных и практических курсах по теории и истории руской литературы конца XIX - начала XX вв., советской литературе,в спец-
курсах по творчеству В.Шишкова, в методических разработках для учителей средних школ.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на Всесоюзной межвузовской конференции, посвященной 75-летию со дня рождения М.А.Шолохова, которая состоялась в октябре 1980 года в Москве, легли в основу методических разработок: "В.Я.Шишков. Жизнь и творчество (к 110-летию со дня рождения)", "Творчество В.Шишкова в годы Великой Отечественной войны (к 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне) J* изданных в г.Кировограде, а также в основу статьи, депонированной в ИНИОН АН СССР "Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В.Шишкова в дооктябрьский период". Общий объем работ составляет 4,4 печатных листа. Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы. Содержание диссертации изложено на 180 страницах машинописи. Список использованной литературы включает 264 названия.
Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В. Шишкова в дооктябрьский период.
В.Шишков пришел в литературу в ту пору,когда Горьким уже были заложены основы литературы социалистического реализма.Своеобразием творчества этого писателя было то,что он работал над темами, связанными с сибирской действительностью,на него влиял,в свою очередь Короленко.
В русской литературе конца XIX в."Сон Макара"/1883/ Короленко открыл целую поросль так называемой "сибирской беллетристики". Сибирская тема нашла отражение и в творчестве Чехова.Как известно, в середине апреля 1890 г.Чехов выехал из Москвы через Сибирь на остров Сахалин,гиблое место царской каторги.На Сахалин Чехов приехал после почти трехмесячного путешествия через Сибирь и Амурский край.Он увидел в Сибири не одно только людское горе.Его привел в восхищение величественный Енисей:
"...природа оригинальная,величавая и прекрасная начинается только с Енисея.
Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги,в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея.Пускай Волга нарядная, скромная,грустная красавица,зато Енисей могучий,неистовый богатырь, который не знает,куда девать свои силы и молодость. ... На Енисее... жизнь началась стоном,а кончится удалью,какая нам и во сне не снилась."
Темы из сибирской жизни разрабатывали писатели из политических ссыльных:В.Тан-Богораз,С.Елпатьевский,В.Серошевский и др. С 1896 г. начал свою литературную деятельность В.Тан-Богораз. Первые его рассказы,присылаемые из якутской ссылки,печатались в "Русском богатстве" и других журналах.В 1900 г.,по возвращении из ссылки, В.Тан издал книгу "Чукотских.рассказов".В них писатель с большим мастерством воспроизводил обстановку быта,религиозные верования, сказания и предания чукчей и одновременно драматически описывал страшные трагедии далекой тундры / "На каменном мысу", "На мертвом стойбище" и др./.
В 90-х годах печатались в столичных журналах и рассказы С.Елпатьевского "Жиганы","Окаянный город","В Туруханском крае"и др.Очерки и рассказы В.Тана,С.Елпатьевского и других писателей из политических ссыльных имели большое общественное значение.Однако, следует сказать,что в их творчестве на первом плане переживания людей,неволей заброшенных в чужой край,их собственные переживания. Сибирь в их произведениях - суровая страна ссылки,сибирскую природу читатель видит глазами изгнанников,она лишена красок.Так, В.Тан позже скажет: "Вместо того,чтоб любить эту сибирскую жизнь, мы часто ненавидели ее,как близкого врага,как живого человека."
В.Шишков же на всю жизнь полюбил Сибирь,здесь началась его трудовая деятельность,здесь он впервые взялся за перо.Этот суровый край,по словам писателя,"вторая моя родина,пожалуй,не менее близкая и понятная сердцу,чем Россия."
Короленко был близок начинающему писателю самой темой:исключительное внимание к народам Сибири,национальная тема найдет воплощение и в творчестве В.Шишкова,ссыльные,каторжаны,бродяги станут героями и его произведений.В.Шишков уважал Короленко и как неутомимого общественного деятеля,борца против произвола и деспотизма.Кроме того,мысли Короленко о "новом"реализме,о необходимости синтеза ро и реализма мантизма,несомненно,были близки и начинающему писателю.
Но как каждый самобытный художник,В.Шишков искал и свою собственную дорогу,отталкиваясь от своих впечатлений,не случайно он напишет позднее: "самое главное влияние я приписываю живой природе:Алтайским горам,рекам,тайге и,конечно,всяческому люду.Я вырастал не в оранжерее,садовников надо мною не было,меня не подстригали, не поливали из лейки,не окуривали от тли,я рос в диком виде, сам по себе,под дождем и солнцем..."
Живя в Сибири/І894-І9І5гг./,В.Шишков глубже узнал простой народ,он постоянно находился среди людей "в условиях,когда можно читать душу постороннего как книгу.Каторжники и сахалинцы,...бродяги ,варнаки,шпана,крепкие,кряжистые сибиряки-крестьяне,новоселы из России,политическая и уголовная ссылка,кержаки,скопцы,инородцы,- во многих из них я пристально вгляделся и образ их сложил в общую копилку памяти."
Шишков на пути к эпическому творчеству
Февральскую революцию В.Шишков встретил уже в Петрограде. Он видел,как шли "колонны оборванных,в истрепанных сапогах солдат с винтовками и красными флагами!? вид ел, как "радостно кричит народ,на лицах у всех бодрая уверенность." Много раз прежде изображенных людей из народной среды обобщил писатель под влиянием революции, в коллективный,романтически изображенный образ революционного народа.Этот образ близок В.Шишкову,он предстает и в рассказе "Подножие башни",написанном в мае 1917 года:
"Весна.
Спешу на улицу.
Красные знамена!Взгляд прежде всего ловит этот облитый солнцем бодрый,манящий за собой цвет.
...Ряды проходят и проходят,волна за волной - бесконечный людской поток. ...Лица одухотворены,над головами реют знамена, глаза горят и отражают волнения души:совершается нечто великое...
От Господина Великого Новгорода через тьму прошедших столетий,по могилам борцов за свободу,мы,ведомые просвещенными сынами человеческими,пришли к подножию башни,которую нам надлежит создать волею Народов.
Достойный взять камень и положить его на крепком цементе в основание - бери и клади.Нерадивый,не мешай строить."
Рассказ полон радостного предчувствиям нем много романтики, гражданской взволнованности.Романтический,собирательный облик народа В.Шишков увидел и отразил на радостном фоне весны.И это Шишков В.Мои встречи с М.Горьким.- В кн.:М.Горький в воспоминаниях современников.- М.:1981,т.I,с.322. 2.Шишков В.Подножие башни.- Петербург:1920,с.3-4,8-9. символично.Верой в народ,в его творческие созидательные силы объясняется и тот факт,что писатель не колеблясь принял Октябрьскую революцию. "С большим волнением всматриваясь в небывалые события народной жизни,я работал с особым рвением,будучи настроен бодро и радостно.И я никогда,ни на один день не представлял себе свои личные радости и горести,тем более писательскую судьбу, -вне судьбы народа, - признавался он в автобиографии.
Расцвет творчества В.Шишкова приходится на советский период.
Не случайно писатель подчеркивал: "я имею полное право с гордостью считать себя писателем советской формации."
Необычный характер,необычная судьба привлекали В.Шишкова.В раннем его творчестве прозвучала тоска человека по лучшей доле,по крыльям,по колдовскому цветку.И образ наступающей весны,и журавли с "новыми,вольными песнями",и река Чуя,волны которой скоро будут рассказывать новые были "светлые и радостные", и вера в то,что ночь кончится и наступит грядущий день,который принесет счастье и свободу человеку - все эти удивительные по силе и смыслу символические, романтические образы мы встречали еще в дооктябрьском творчестве писателя.
Большое внимание еще в дооктябрьском творчестве,что уже было отмечено,В.Шишков уделял трактовке характера героя,который является незаурядной личностью,поставленной в необычные условия. Люди незаурядные воплощали для писателя лучшие качества русского народа , русского человека.В царской же России талант и ум этих людей пропадал зря,они гибли.
Романтические тенденции в вершинных произведениях В. Шишкова
Вершина довоенного творчества В.Шишкова на пути к "Емельяну Пугачеву" - роман "Угрюм-река"/1933/.Не прибегая к подробному его рассмотрению,т.к.это уже сделано нашей критикой, остановимся в основном на романтических тенденциях,которые в этом романе проявились особенно ярко.
По словам В.Шишкова,"Угрюм-река" - "это роман страстей," развивающий тему истории русского капитализма и его гибели.По утверждению автора, "Главная тема романа,так сказать генеральный центрего,вокруг которого вихрятся орбиты судеб многочисленных лиц, - это капитал со всеми его специфическими запахами и отрицательными сторонами.Он растет вглубь,ввысь,во все стороны,развивается, крепнет и,достигнув пределов могущества,рушится.Его кажущуюся твердыню подтачивают и валят нарастающее самосознание рабочих, первые шаги их борьбы с капиталом,а также всевозможное стече ние всевозможных обстоятельств,вызванных к жизни самими свойствами капитала,т.е.всему старому эксплуататорскому строю пропета в романе отходная,капитал трижды проклят." В.Бахметьев годом начала работы над "Угрюм-рекой" называет I.Бахметьев В.Вячеслав Шишков.Жизнь и творчество,с.I50-I6I,Богданова А.Вячеслав Шишков.Литературно-критический очерк,с.П5-167, Еселев Н.Шишков,с.142-172, Изотов И.Вячеслав Шишков - писатель-патриот, с. 9І-ІІ6,Чалмаев В.Вячеслав Шишков/Критико-биографичес-кий очерк/,с.44-87,Яновский Н.Вячеслав Шишков.Очерк творчества, с.161-208.
2.Шишков В.Письмо Новодворскому И.от З.П.І936 г.- В кн.:Шишков В. Неопубликованные произведения.Воспоминания о В.Шишкове.Письма, с.283.
З.Шишков В. Я не прочел еще своего романа.- В кн.:Шишков В.Мой творческий опыт,с.65. 1918 год, сам же В.Шишков в письме к М.Горькому,в котором он высоко оценивая роман "Дело Артамоновых",писал и о том ,что он с 1920 года "пишет "с большими перерывами - по году и больше - роман "Угрюм-река". Примечательно,что в этом же письме В.Шишков указывает на то,что роман "Дело Артамоновых" и "Угрюм-река" "внешне совпадают,- что и у него,В.Шишкова, - тоже изображено семейство купцов-сибиряков.Данила Громов - дед,разбойник,умирая,оставляет наследство сыну,пьянице Петру.Сын Петра - Прохор Громов - гений-делец,на голом месте,в тайге,строит заводы,фабрики, оживляет огромный район и,в зените своей славы и могущества,гибнет. Сознание, что дело ради дела,что дело,не одухотворенное высокой идеей,а основанное лишь на эксплуатации другого,это сознание создает в его душе крах.В романе есть мистика,есть всяческая чер-товщина - без нее трудно обойтись..."