Введение к работе
''; Вопрос о выборе способов, средств< форм и путей отражения социальных процессов, икектаих общечеловеческое значение, типизации характеров приобретает особую значимость. Не случайно в последнее время в литературоведении особое внимание уделяется . познавательным возможностям литературы; активизации ее функциональной роли в идейно^эстетическом воздействии на читателей, новаторским открытиям, способствующим достижении синтеза .глобальных обобщений и аналитико-реэлистичесхого художественного исследования глубинных процессов современности, ИВ связи г. этим -месту и роли в литературном развитии условных средств,форм типизации, художественной символики. ' :.
Изучение места и роли художественной символики 3 поэтике .советской литературы подставляет собой Еажное звено а разработке актуальных вопросов поэтики социалистического реализма. Актуальность проблемы объясняется тем, что в современной, литературе художественная символика благодаря способности к глобальным обобщениям большой идейно-эстетической содержательности обретает.притягательную силу для художников, как способ познания действительности. Обращение таких признанных мастеров прозы, как Ч.Айтматов, Ю.Бондарев, Н.Думбадзе, Т.Пулатов, В.Распутин, Ю.Рытхэу, Зя.Сан-ги и др. к реалистической, символике,' использование Ими сютетно-компоэиционных структур, приближающихся к притче, мифу і. легенде, для изображения современности в ее'сопряжений с прошлым и.будущим, выдвинуло перед критиками и литературоведами требование выявить и.установить.закономерности функционйрсвания. художественной символики в современной созетской. многонациональной Литературе.
Осмысливая развитие современной прозы, критика к литературоведение обращается к возможностям реалистической символики, использованию ее писателями социалистического реализма. К художественной символике обращались и обращаются писатели различных проблемно-тематических ,и стилевых направлений, течений,.в чем выражались и выражаются тенденции синтезирования возможностей поэтики, усиления философско-художественного осмысления явлений действительности.
Художественный символический обрг^ представляет собой предельно обобщенную и одновременно конкретную картину действитель-
_4.-ности, воссоздаваемую с точки зрения общечеловеческих представлений о бытии. Символика а художественном контексте всегда предстает специфичным изобразительно-выразительным средством типизации явлений, отображаемых в произведении, причем, типизации, способной возводить типизируемое до уровня общечеловеческого значения.
Излояенные выше представления о художественной символике приняты зз исходные в выборе подходов к диссертационному исследованию - "Реалистическая художественная символика в творчестве Ч, Айтматова". Выбор творчества Ч.Айтматова для рассмотрения проблемы художественной символики объясняется тем, что он как художник слова отражает в своих творческих исканиях ведущие тенденции республиканского и общесоюзного литературного процесса.
Целью, исследования является установление путей формирования в творческой" практике Ч.Айтматова реалистических принципов типизации, переосмысления им средств художественной изобразительности и выразительности, присущих национальной фольклорной позтике, утверждения в его художественней практике реалистической символики как способа оценочного отражения и обобщения актуальных жизненных проблем, вызываемых к жизни глобальными противоречиями, . присущими развитию человечества в целом и духовного мира человеческой личности соврменника, сущности общечеловеческого в его конкретно-исторической и социальной характерности»
В диссертации решается ряд задач, и в том числе - следующие: устанавливается функциональная роль художественной символики в творчестве раннего Ч.Айтматова; выявляется соотношение фольклорной поэтики и реалистической художественной символики а повести Ч.Айтматова "Шамиля"; характеризуются особенности художественной символики в творчестве зрелого Ч.Айтматова; определяется идейно-эстетический смысл реалистической художественной символи-: ки в романах "Буранный полустанок" и "Плаха".
Материалом исследования послужило прежде всего творческое наследие'Ч.Айтматова, а также явления общесоюзного литературного процесса, типологически близкие его творческой практике.
Методологической основой диссертации явились труды классиков ма]г.:сизма-лениниэма, их выводы и суждения, касающиеся проблем партийности и Народности, материалистической теории позна-' ния литературы, принцип историзма. Определяющим при этом явился ленинский принцип: "Самое'надежное в вопросе общественной hay-
.--5--ки ... это не забивать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как изве гное явление возникло в истории, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь".
Исторический лодход к исследованию литературоведческих проблем, связанных со способами, средствами, формами художественного обобщения, к которым относится и вогрос о художественной, символйке, дает возможность найти научно выверенные подходы, исключает возможность ошибочной абсолютизации символики, выдвигает требование выявления истинных причин обращения писателей к ней.
Из работ, посЕкщекных исследованию проблемы символа в реалистическом искусстве, наиболее: значимой представляется монография А.Ф.Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство" (1976), в которой рассматривается проблема художественного символа в целом. Исследователь исчерпывающе осветил ряд ее основных аспектов, назвав оправданно проблему символа одной из "самых очередных и насущных проблем"..
Проблемы художественной условности, .символики, мифологизма рассматривались в работах В.Дмитриева, А.Михайловой, Н.Черной, А.Бочарова, Г.Гачева. Положения, касающиеся отнеиений между художественной условностью и'.символикой,'содержащиеся.в их трудах, такке учитывались б ходе подготовки диссертационного исследования.
Творчество Ч.Айтматова уже три десятилетия является объектом пристального внимания критики и литературоведения, но проблема художественной символики пока не привлекала чьего-либо внимания, и не получила должной разработки^ Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые монографически исследуется художественная символика в творчестве Ч,Айтматова в ее эволюции, так и с точки зрения функциональной роли в конкретных произведениях как идейно-художественных дальностей.
Практическая значимость исследования выражается в том, что материалы диссертации используются в спецкурсах и спецсеминарах пс тпорчеству Ч.Айтматова, при чтении лекций па курсом "Введе-
1 Л&нин В.К. Полн.собр'.соч.- Ї.39.- С.67.
- б -
нис в литературоведение", "Теория литературы", "Литература народов СССР", в подготовке курсовых и дипломных работ.
Основные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на республиканских конференциях, опубликованы в статьях и тезисах, .выходные данные которых представлены в конце автореферата.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.