Введение к работе
Исследование художественного богатства и многообразия литературы на уровне к ь рамках определенного занра - одно из интенсивно развивающихся ныне направленні; современного литературоведения. Подлинная научность к полнота жанровых исследований настоятельно требуют определенной интеграции смекных направлений, в связи с чем особую актуальность приобретают исследования повествовательных форм, проЕодише в жанровом аспекте .
Важность подобного рода исследований определяется тем, что, несмотря на зависимость форм повествования от жанровых особенностей произведения, изучение их помогает тзкне уточнить и нанрозую принадлежность произведения, познать природу жанра, его сущность. Таким образом, яанрово-стилегне, точнее - "лсак-рово-повеотБоватйльные" - исследования, к которым принадлежит и реферируемая работа, способствуют более четкому прозедению гранин между эпическим) занраш, познанию их художественных возможностей, и, что не менее ваяно, в сгязи с изучением субъектного строя произведений вплотную подводят нас к такой принципиальной проблеме, как своеобразие авторского видения мира, его соотнесенность с художественными средствами воплощения этого видения.
Среди исследований в области повествовательных форм основополагающими работами прззнанк (фундаментальные труды В.В. Виноградова и U.П. Бахтина. Если первый придерживался оригинального ликгвостилпстического подхода к языку художественной литературы, то второго интересовали прежде всего мирсэоззрекчес-кие, філософские аспекты повествования, причем стерине:.! его исканий был диалог, ставсий для ученого универсальным ключом к разгадке многих эстетических проблем. На заложенном этими вы-дапмжися *илологамк "ундаменте и возникал:! труды советских ученых (Н.К. Гея, Е.О. Нормана, Л.Я. Гинзбург, А.?.. Краснова и др.), обраіденнке к повествовательной проблематике. }!сслздоиа-гая проводились преимущественно на материале творчества какого-либо одного писателя пли :?.з при изучении ссо'енносте/ литературных направлении (.например, натурально:' гко;;:.'). Пленение
ракурса анализа, наше обращение к хсакровому аспекту повествования объясняется призде всего возраставши интересом литературной критики к литературоведения к аанрово-стилевой структуре произведения, актуальностью исследования ззаимодепствий on— рєделяппих категорий . литературы, недостаточной изученностью повествовательных форм г.ыенно с точи зрения жанрового своеобразия романа-эпопеи.
"Повествование - особый организующий и внутренне содерза-тельннй принцип, - пшлет К.К.Гей. - 3 известном смысле ок лежи в основании обкей направленности словесного произведения как целого . 3 работе предпринята попытка проследить исторические трансформации отого принципа в ванре романа-эпопеи.
Ввиду того, что термины по проблеме повествования еще далеки от однозначного понимания, необходимо уточнить, что под повествователем мы понимаем субъект повествования, который "связан со своими'объектами пространственной и временной точками зрения". Б.О.Корг.ик пишет также о личном повествователе, обозначенном "личным местоимением первого линз 'единственного числа ("я")"2, и о безличном, как бы растворенном в тексте. їіїі полагаем - и зто доказывается конкретніші анализом текстов -что безличный повествователь мохсет подразделяться на некоторые типологические разновидности'(исторический, батальный и т.п.).
Научная новизна диссертации' заключается прежде всего в том, что исследование <їсрм повествования впервые проводится на материале ханра рокана-элопеи, а такие в методологических и методических принципах подхода' к изучаемо:^ материалу, вытекающих из его внутренней природы. Сравнительный анализ "Хслсде-ния по мукам" и "пзни и судьбы" позволил выявить основной черты типологического родства и 'различий повествовательных структур романа-эпопеи, «горы повествования в канре. Впервые показано, какии образом через ' различные повествовательные спорш воплощаются такие характерные для романа-эпопеи черты, как
Г є і; U.K. Псоза Пушкина: Поэтика повествования. - К.,1989.
' С.7. ' ' '
" К о d :/ а н В.О. Литературоведческие тершны по птойлеые автора. - і'кезск, І5В2. СП.
масштабность фклософскс-эпического замысла, глубина постизения эпохальных противоречий и конфликтов, воссоздание общественно-исторических коллизий как основы сккета и композиции, необычная емкость «Тюрмь:, вмещающей в себя полноту многообразия и бытия нации, общества, взаимодействия характера и истории в переломную эпоху, насыщенную бурными событиями общечеловеческой значимости.
Дилогия B.C. Гроссмана "Низнь и судьба" обычно рассматривалась скзозь призму традиций "Войны и мира" (А.Бочаров, Л.Аннинский) . В реферируемой работе это произведение исследуется в связи с "Хокденмем по мукам". Оба романа-эпопеи впечатляют грандиозностью замысла, умением неразрывно вплести события, созданные авторским воображением, в широкую раму истории XX века. Оба писателя оригинально подходят к философии истории, художественно осмысляют взаимоотношения между личностью и социалистическим государством, причем если у А. Толстого главные герои делают свой сознательный выбор, вливаясь в строительство молодой советской страны, то герои Гроссмана- пытаются утвердить свою свободу, обрести независимость от государства.
Показать народ на крутом переломе истории, выявить в нем животворные силы, найти причины конфликтов внутри самого народа и наметить пути к их устранению, показать не только изменения личности, но и новые отношения между личностью, обществом и, шире, человечеством - эта задача обусловила и определенную общность жанрово-стилевьос аспектов.
Несомненная область соприкосновения между исследуемыми в диссертации произведениями - в обращении к судьбам интеллигенции в переломный для страны и народа момент, и в этом, безусловно, сказывается влияние толстовской трилогии. Однако подходы к главным решаемым проблемам у писателей совершенно различные, и это обусловлено не только своеобразием таланта каждого, но и тем, что они обращаются к разным историческим эпохам. Подобная диалектика сходства и различий позволяет рассматривать оба произведения как типологические разновидности жанра романа -эпопеи. В развитии теории этого ханра были свои "приливы и отливы". Глубокие, насыщенные интересными иабжденкчми книги я диссертации Л.ВДичернка, предлоаиваего этот термин, А.А.Са-
бурова, U.K. Кузьмичєва, А.А.Сваричевского, П.В.Еекедша, В.М. Пискунова, В.Р.Щорбинь, В.Ї/і.Переверзина, работы Л.Ф.Киселевой, С.В.Заики, А.Г. Бочарова, М.М. Кузнецова и других исследователей, внесли существенный вклад в развитие теории и' истории жанра. Ьш солидарна с тем определением, которое дал П.И.Ивинс-кий: "Большие повествования второй половины ХІХ-ХХ вв. объединяют в особую историческую разновидность эпопейкого жанра -роман-эпопею - многие особенности содержания и поэтики: вопросы социальной разделенности нанки, человечества и необходимости преодоления этой разделенности; изображение народа в его движении от неэпического состояния к осознанной исторической деятельности; наличие переходного индивидуального героя, "пространственное" и внутреннее преодоление которым пределов своего частного существования составляет основную плоть повествования; двуплановость, отражающая проблематичную сопряженность "мира частного" и "мира общего", истории и человека; система движущихся антитез в освещении искомой социальной гармонии; итоговый по отношению к классовой цивилизации реализм, трагедийный и одновременно открытый в будущее" .
Роль и функции повествования в заявлении авторской позиции, типы организации повествования, соотношение между автором, повествователями и персонажам:!, важные для поэтики любого писателя, становятся особо значительными у А. Толстого и В. Гроссмана, что такие позволяет проделать специальный сравнительный анализ повествовательной организации их романов-эпопей. Известны многие рассуждения Л.Толстого о его собственной повествовательной манере, из которых видна важная роль этой проблемы для писателя, выдвигающейся в центр его поэтической системы. В.Гроссман не оставил после себя более или менее развернутых рассказов о собственной творческой лаборатории. Однако из черновиков романа "За правое дело", где были выкованы многие повествсвательные приемы, видно, что и для Гроссмана проблека'повествования была не только технологической.
Сопоставляя Я-ормы повествования у этих крупных писателей, можно проследить одну из существеннейших закономерностей ЛИТЄ-
* У. в и н с к и ;'; П.Я.' Рогсак-эпонея (поэтика и типология жан-. га) '/"оптика жлнгоз русской и советской литературы. - Волог-дя,.[?83.С.-'»7.
ратурного процесса: развитие средств авторской оценки действительности в яанре романа-эпопеи, способов реалистического постижения жизни. В историко-литературном плане сопоставительный анализ произведений А. Толстого и В. Гроссмана дополняет наши представления не только о творческом развитии означенного й заголовке жанра, но и всей русской литературы XX века. Этим, а также целью и конкретными задачами объясняется наш выбор материала для исследования.
Цель работы - сопоставить повествовательную организацию "Хождения по мукам" А.Толстого я "Жизни и судьбы" В.Гроссмана, формы повествования в них, роль повествователей в выявлении авторской позипия б произведении, установить сходства и различия, что позволяет выявить закономерности развития Форд повествования в аанре.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие конкретные задачи;
проанализировать повествовательный строй романов-эпопей А.Толстого и В.Гроссмана, установить на конкретном художественном материале принципы и приемы создания образов повествователей ;
проследить изменения с[орм повествования в ходе творческой эволшии писателей, динамику соотношения общих повествовательных принципов и индивидуальных стилевых поисков в канре;
раскрыть обусловленность форм повествования исследуемых романов-эпопей художественными принципами, определяющими творчества обоих писателей;
рассмотреть влияние А. Толстого и В.Гроссмана на развитие советской эпопейной романистики.
Методологической основой исследования является диалектй-ко-мэтериалистическое учение. Принципиальное методологическое значение для исследования имеет диалектика общего, и особенного. В.процессе работы автор опирался на методологические труда М.ІЛ. Бахтина, З.В. Виноградова, Н.К. Гея, Б.0.Нормана, а текяе исследования литературоведов, внесших значительный вклад в разработку яанрово-стилевых проблем, - Г.А.Белой, С.В.Заики, Л.Ф.Киселевой, М.ЛІі.Кузнецова, Н.Л.Лєйдермана, А.А.Сваричезско-го, А.3.Чичерина, З.Р.Шесбанн, Л.Г.Якименко.
Основными методами исследования являются такие общенаучные методы познания, чад анализ и синтез; специфические литературоведческие методы - историко-литературный, сравнительно-исторический.
Практическое значение исследования проявляется в возможности исиользогать результаты в окольном и вузовском преподавании литературы, при изучении курсов теории литературы и историй советской литературы и русской литературы XX века, при чтении спецкурсов, посвященных канрозо-стилевым проблемам, поэтике эпического произведения, а также при проведении спецсеминаров по творчеству А.II.Толстого и Е.С.Гроссмана.
Апрсбашш работы включает б себя семь публикаций, а также доклады и выступления на УШ-Х республиканских научных конференциях студентов вузов Азербайджана по гуманитарным наукам (Баку,Г980-1982 гг.), межвузовской научной студенческой конференции (Баку,1983 г.), Пятой республиканской конференции коло-дых литературоведов (Баку,ГЭ87 г.), X-XI республиканских научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана (Баку, 1987-IS88 гг.), Горьковсквх чтениях (Горький, 1S88), I Всесоюзных Толстовских чтениях (Москва, 1988 г.), Гериеновских чтениях (Ленинград, 1989 г.).
Отдельные главы, а также вся работа целиком в настоящем виде обсуЕдались на заседаниях кафедры русской и советской литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им.L1.Ф.Ахундова и кафедры советской литературы Московского областного педагогического института им. К.К. Крупской.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении дается обоснование темы диссертации, определены цели и задачи исследования, выявлены актуальность и научная значимость его, а также мотивируется шбор материала.'