Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологизм в романах Адыла Якубова Холмуродов, Абдухамид

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Холмуродов, Абдухамид. Психологизм в романах Адыла Якубова : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т лит-ры.- Ташкент, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/2776-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Особенности психологизма в рома -нах Адыла Якубова еще не были предметом специального научного исследования. Meаду тем изучение принципов психологизации героев, их внутреннего мира, использования совокупности худсжествешю-изо-бразителышх средств, углубляющих психоанализ в произведениях писателя, представляет как практическую, так и теоретическую науч -ную значимость.

Задача нашей диссертационной работы - проследить, как происходило углубление психологического анализа в творчестве Адыла Якубова, особенно в его произведениях крупного эпического плана -историческом романе "Сокровища Улугбека" (1973), остросюжетных, нравственно-этических романах "Совесть" (1977) и "Белые, белые лобеди" (1937). И хотя конкретная социальная проблематика времени в его произведениях, будь то рассказ, повесть или роман, как правило, всегда ощущается, главным постоянно бывает общечеловеческпй план, его нравственная, философская суть. Адыл Якубов - писатель, обостренно чувствующий фальшь, ложь, лицемерие, малейшую неправ -ду. Он сам глубоко нравствен и совестлив, и герои его произведе -ний, как правило, наделены этими не качествами, независимо от их характера, поведения, образа жизни.

' Проблема психологизма в искусстве, в частности в литературе, еще не решена. Существуют разные точки зрения, разные-методологические подходы к этой, в общем-то нелегкой и неоднозначной про -блеме. Согласно одной концепции, психологизм присущ всей художе -ственной литературе; .другой - только художественному образу. Но ведь образ - это обязательный компонент художественной литерату -ры. Писатель, собирая по крупицам, конструируя образ, формируя концепцию человека, его характер и личность, стержнем которой является социальный и психологический детерминизм, концентрируя типические черты в.типическом характере, создает иллюзию новой ин -дивидуальности, личность, обладающую неповторимым своеобразием.

Характер человека, в данном случае литературного героя, -это психофизиологическая природная конституция человека. Личность же человека, типологически общее в нем идет от среды формируется средой, обществом, историей. А особое в человеке обуслозлизает-'ся спецификой его характера, в пределах возможностей которого и проявляется индивидуальность литературного-героя.

Индивидуальность личности героя, таким образом, определяется психологическими возможностями характера, который может быть и. слоеным, многозначным, и простым, однозначным, глубоким., или по -верхностным и т. д. Характер образа в художественной литературе невозможен вне психологии. Он пронизан психологией - классовой, социальной, исторической и т. д., органически спаян с ней.

Но в художественной литературе психологизация подвергается-
не только образ человека, не только его характер, но и окружающий
его объективны мир. Психологизированными могут быть и вещи, сре
ди которых живет горой и которыми пользуется, люда, с которьили он
общается, точнее, образы литературных героев, -.все они в соео . -
купности составляют образную систему произведения. И горой вещи
говорят о челозеко больше, чем люди, с которыми он входит в кон -
такт б художественно-композиционном пространстве произведения. --'
Иногда художник наделяет вещи героя свойствами,.характеризующими
самого героя.

Художественный мир, психологизированный--писателем, - это мир
особый, где вся система образов живет и развивается по собствен -
нам внутренним законам... ' - ...

Сложная противоречивая связь человека с объективной.реальностью, состоящей из совокупности "психологических едишц", взаимно воздействующих друг-па другаг и создает многозначный характер, многогранную, неординарную личность, образ. Писатели, интенсивно использующие .приемы, ґсормк и принципы психологизма, воссоздают внутренний мир, психологию человека, достигая особой глубины в отобракекші объективной реальности...

Адал Якубов в своих произведениях изображает внутренний мир человека по-особому сложно, многозначно...

.. ..О творческом пути Адыла Якубова написаны сотни литературно-критических' статей, рецензий, книг и диссертаций. Его отдельные произведения были исследованы такими литературоведами, как X. Ёкубов, М. Коичанов, С. Мамаконов, 0. Шарафиддиков, Э. Кари -моз, У. Норматов, П. Шермухамедов,-Н. Худойберганов, X. Умуров, 0. Тагаев, А. Кулжанов, М. Султанова, А. Зуннунов, И, Гаоуров, X. Каримов'и. др.*

1 Ё ч у-б о в X. Изчил гуманизм учун // Шарк юлдузи. - 1932. - У?1; К, у--ш я o-jh о в М. Калб ва киёйа. --Топкент: F. Ру-лом номидаги Адабиёт ва санъаг нашриёти,*1978; V, у ш ж о -

Творчество Адкла Якубова привлекает рое союзное внимание, становится объектом научных дискуссий. Об это»/, свидетельствуют выступления Ч. Айтматова, Л. Теракопяна, В. Оскоцкого, А. Седова, В.-Быкова, U. Карима, X. Цемке, Т. Талиба, Ї/L Турсуна, Л. У оманова, 3. Кедриной, А. Коптяевой, Л. Климовича и др.

нов М,- Хаёт ва напорот. - Тошкент: Уз ССР Давлат бадиий ада-биёт нашриёти, 1962; цу-ш-жон-ов М. Цайта к,уриш ва уз -бек романи-// Шар5 юлдузи. - 1988, 1-сон.; М а к а ж оно в-С. Сайлаша. --Тошкент: F. ?улом номидаги Адабиёт ва саиъат наш -риёти, 193т; Ш а р а ф-и д д и н о в С. Кстеъдод' яшюларя.-

- Тошкент: F. їулом.. номидаги Адабиёт за санъат нашриёти, 1976;
Карим ов-Э. Ёзма адабкётнинг эпик жанрлари. Коллектив
автор // Адабиёт назарияси. - 2-ток. - Тошкент, Фан, 1979;

Н о р м а т о в У. Насршиз анъаналари. -- Тошкент: . їулом -
номидаги -Адабиёт ва санъат нашриёти, 1973; Вермута м е -
д- о в П. Давр ца^ракон таі;дирвда.-- Тошкент: F. Гулом номида
ги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1976; Hi е р к у х. а м е д о в П.
Истякболни уилаб. -- Тоикент: ?. Гулом номидаги" Адабиёт ва санъ-
ат нашриёти, 1937; Худойберганов Н. Умри узок/-
булсин // Шарк,-юлдузи. - 1932. - й I; Худойберга - -
нов Н. Сени уйлайкан замондош. - Тошкент: Г. гулом номидаги-
Адабиёт ва санъат нзшриёти, 1933; У м-у р о в \Х.. Узбек ромаїь
чилигида бадиий психологизм.-- Тошкент: Уцитувчи, 1932; Т о -
г-а е s 0. Идрок ва ижод. -Тошкент: 3?. їулом номидаг.. Ада -
биёг-ва санъат- нашриёти, 1932; К, у л ж о к о в А. Еамоиа -
вийлик ва икодий метод. - Тошкект: ?. Булок комздаги Адабиёт
ва санъат нашриёти, 1976; Султанова М. Пейзане санъа-
ти.--- Тошкент: фан, 1933; Зуннунов А. Адабиёт даре - -
ларида маъкавий-ахлоций"тарбия // Совет мактабн. - 1989. - ІЬ12;
?- а фу ров И-. Насримизнинг бугунги те нденциялари. Коллек
тив автор. Адабиётимизтшг ярим асри 2-том. - Тошкент: ?. Гу
лом номцдаги Адабиёт. ва езнъат нашриёти, IS75; Кари м о в ^.
Икод-ва истеъдод. Коллектив автор. Адабий портретлар. - Тош -
кент: . їулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1935;-
Каримов X.. Давр ках.рамон таїударида - Тошкент: Фан,
1987; Махмудов- М. Талант ва ижод фалсафаси. - Тошкент:
ї\ їулом номидаги Адабиёт ва--санъат нашриёти, 1976; Ота -
е в Р. Эпик тасвир ва тах^яил. Коллектив-автор. Адабиёт ва
санъат. - Тошкент: Р. Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриё
ти, 1937. ....

^Айтматов Ч; К,утлов мактуби // Узбекистан маданялти-.-

- 1976, Ю декабрь; Те ра к-о пя н Л,- Утмиш ва-бугуянииг
сабок/іари // 0. Ецубов. Эр бошига иш тушеа. Сайланма-, 3. - -
Тошкент: F. їулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1937;

-.Оскоцкий В. Вторая жизнь Улугбека-// Литературная газета. - 1976, 31 марта; Седова А. Живая связь времен

. - 6 -

В нашей-.работе определяется, худокественяая функция психоло -
гизма, принципы и ..формы психологического анализа в..творчестве
Адала Якубова, принципи психологизации созданного им художествен
ного мира. Осуществляется это путем анализа к толкования характе-
' ра к личности героев, воссоздания их внутреннего мира. ~ -

Методологические и теоретические основи исследования. В диссертаций использован опыт мировой эстетической шсли: как работы, мысли, высказывания, концепции, методология классиков марксизма-ленинизма, таї-, и труды Аристотеля, Гегеля, Буало, Навои, Бабура, А. Кады'р;*, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Плеханова, Гёте, Л. Толстого и др.

- Призлзчены. материалы советских ученых, исследовавших практические к теоретические основы психологизма: М. Б. Хралченко, И. В. Страхова, А. Павловского, А. А. Иезуитова, Ю. Андреева, Б. Бритикоза, Ы. Шаталина, А. Смородина, А. Дементьева, К. В. Крылова и др.*, - а также узбекских литературоведов: С. Ыа-

// Звезда Востока; - 1979, - JS 6; 21 е р с т н е в а Н.

Эстафета поколений // Звезда Востока. - IS3I. - »9;- Ш е р -

»л у у, а к є а о з П.- Диёлат // Еар^ юлдузп. - 1936. - її 10;
К е д р к н а 3; Ориентир - совесть /'/ Литературная газета.

- 1930, 26 марта; . К о п т я є з о й А.,- К л и к о -

з и ч Лі И. и др. Узбекские исторические романы // Шарк
зддузи. - 1930.- П 7.

^Храпченко !Л. Б., Л. Толстой - мастер психологического анализа // Русская литература. - I960. - !',> 4; С т.р а -х о в II. В. Психологический анализ в литературном творчестве, части I - ІУ. - Саратов, 1973 - 1976; Павловский А. О психологическом анализе в советской литературе (В исторног -рафическом аспекте) // Проблемы психологизма в советской лите-' ратуре. - Л.: Наука,-1970; Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике и литературе //Там же; А н-д ре -' е-з Ю. Человек в мире. Поиски и утверждение- принципов социально-психологического -анализа в советской литературе 20 -30-х годст // Там ие; Е р к т и к о в А., Ш а т а л и н М. Становление психологизма б "деревенскоЁ" прозе (20-е - начало 30-х годов) // Там ке;-- Смородин А. Становление со -циалистпческой личности я литература 30-х годов (очерк, рас -сказ, роман) // Там же; Д е и е н г ь е в а - Л. Из наблюдений-над мастерством Горького - ..сихолога ("2изнь Клима Сангина") // Там же; -Н р н л с в 3. Концепция нового человека и принципы раскрытия внутреннего мира героев у Л. Леонова // Таї.», ке; Г и н з б у р г Л. 0 психологической прозе. - М.: Со -ветский писатель, 1Э74; Компанеец В. Б. ХудоЕест -

маднанова, М. Кошчанова, У. Норкатоза, X. Умуроза, Н. Шодизва, М. Абдурахмоковой, Ю. Бекмуродова* и др....

Именно недостаточная изученность психологизма и психологизация в творчестве Адыла Якубова к побудила нас обратиться к спе -циалыюму исследованию этой актуальной..и ванной темы.

Объекты исследования,. В качестве источников,-раскрывающих
своеобразие художественного психологизма писателя, выбраны..романы
"Сокровища..Улугбека", "Совесть", ."Белне, белые лебеди". Принцип
отбора произведений для анализа имеет свои объективные причины. ..
"Сокровища Улугбека" - произведение о далеком историческом прош -
лок.,узбекского народа, о судьбах великих личностей, которые созда
вали науку и культуру в средние века и внесли свой незаменимый
вклад в развитие мировой цивилизации. .. ...

В..романе "Совесть" показана судьба интеллигенции и различных сословий-20 - 30-х годов, строивших новое общество, и их положение в 60-е годы.

В "Белых, белых.лебедях" нашли свое отранение трудные про -блекы общества в период перехода от одной эпохи к другой, от периода застоя ко времени перестройки, в процессе идеологического обновления, бескомпромиссного столкновения идей и точек зрения.

Как. видно, романы эти дополняют друг-друга в художественном осмыслении уроков истории и современности, их значения в судьбе

венный психологизм в советской литературе (1920-е годы). -Л.: Наука і-1930; Гриф ц-о в Б. А. Психология писа-. теля. -.М.: Художественная литература, 1933.

М а м а ж о-'н о в С. Хозирги узбек романларидаги гоявий
ва'эстетик изланишлар //Коллектив автор. Адабиёт ва сань -
ат; - Тошкент: Ї. Гулом номвдаги Адабиёт. ва саньат нашриё -
ти, 1933;- І{ у'ш-s о н о в Ы., Норы а т о в У.
Майорат сирлари. - Тошкент: ?. Гулом номидаги-бадиий ада -
биёт нашриёти,--1963; У м у-р-о в -3{. Задний психоло--
гизм ва хозирги Узбек романчилиги. - Тошкент: Фан, 1983;
Ш о д и є в Ні Ру^ият рассоми. - Тошкент: Фан* 1377;
Ш о--д и е-в Н. Психологизм тазршл принциплари, йорла г.а
воситалари // Узбек тили ва адабиёти. 1973. - ІЬ 2; -

А б д у р ах м о к о в а М. Рухий дунё тасвири. - Тога -кент: Узбекистан, 1977; Бекмуродоз Ю. Про - -'. блемы психологизма в современных узбекски:: романах: Авто ~ реф. дисс. ... канд. филол. наук. - Самарканд, 1973.

узбекского-народа. .. ..

Пели и задачи исследования. Проблема психологизма.в творче ^ стве Адала Якубова исследуется в аспекте его основных принципов.л способов изображения персонажей и окружающей их действительности.

Писзтель, обладающий талантом,.осмысливающий вопроси нравст
венного порядка, может достичь значимых результатов, только опи -
раясь на принципы психологизации. Исходя из этого ставится задача
изучить специфику психоанализа в произведениях Адыла ЯгеубоЕа, в
процессе эволюции его творчества. Это поможет проникнуть в лабо я
раторио писателя, выявить различные этапн формирования нанров и
форы в эго творчестве, обусловленных его худокестзенкыми замысла
ми и своеобразном миросозерцания; поможет проследить не только
рост мастерства писателя в создании слокных, многогранных харак -
теров, не только постановку проблем общечеловеческой и мировой
значимости, разрушение догм и идеологий минувшего времени и перио
да застоя, но и обнаружить сохранившиеся в его творчестве опреде
ленные литературные схемы (поверхностные стандартные образы, на ..-
пр-лмер старикя-праздолюбца в романе "Созесть", знакомые по другим
произведениям, схожие ситуации и образы в романе "Белые, белые
лебеді-" и др.). .- . ..

- Научная новизна. Творче оси используя такие принципы формы . псяхог-калиса, как внутреншй и внешний (И. В. Страхов),.аналитический, динамический, типологический (М. Б. Храпчекко) и синтетический (X. Умуроз), исследуя природу характеров в романах Адыла Якубова, мы старались изучить не только специфику психологии гё -роев писателя, но..и ее соотнесенность, с психологией времена.

В определении специфики психологии классовой, исторической,,
сбцечедовеческой,.характера социально-исторической психологии
конкретной эпохи и заключается новизна работы. Ее положения и вы
воды, .вытекают из анализа.художественного текста, -психологии обра
зов, исторической личности или современника', выведенных в творче -
стве Адыла Якубова. - . ... .

.. Особо исследуется использование психологизма в изображении
социальных-.типов и индивидуальных характеров как в исторических
произведениях писателя, так и в его романах на современную тема -
тику. .. . ...

'.. Практическая ценность исследования. И по сей день в узбек -ских шкалах и высших учебных заведениях не изучаются психологиче-

ское мастерство писателя и его природа. Проблемы из^ораквния внутреннего мира, социальных типов в повести, романе, крупных .. эпических стихотворных, формах остаэтея все еще нерешенными. Ви -дико, необходимо включить з программы и учебники по литературе тему "Искусство психологического анализа", ибо художественное исследование внутреннего мира человека - главная задача литера -туры. Надеемся, что данная работа принесет пользу, в этом плане и. будет использована в вузах и школах республики при изучении про -олем психоанализа в литературе. .

Апробация работы. Диссертация была обсу;ядена на.кафедре-.уз -бекской литературе Самаркандского госпединститута км. С. Айни, на заседаниях отдела теории литературы и литературных взаимссвя-зей Института литературы' АН УзССР, кафедре узбекской литература Ташкентского государственного института культуры км. А. Кадыри. Проблематика диссертации прошла- апробацию на научных конференциях, где мы выступили с докладами. Содержание диссертации отражено в двух методических пособиях и з четырех статьях.

Структура исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.