Введение к работе
Актуальность проблемы данного исследования не только в мало-иэученности ее на материале казахской литературы, но и в научно-практической значимости психологического анализа, в роли важнейшего критерия мастерства художников слова. Чтобы шире охватить проблему в историко-тематическом ключе, для объекта диссертации были взяты, в основном, историко-революционные романы, достойно представляющие отапные достижения казахской литературы в идейно-встетическом освоении многообразия жизни.
В анализируемых нами произведениях существуют общие типологические моменты: единство исторического времени и пространства, где происходят действия героев в их широком масштабе, художественно осмысленное понимание социально-политических перемэн, аналогичность копаликгпо-сюжетных ситуаций, принципов исследоваїгля психологических предпосьиок поступков парсонааэй, близость миро-
воззренчеокой и духовной биографий, внутреннего мира действующих лиц по их характеру в отношении резкой дифференциации согласно неумолимым критериям эпохи и т.д. Эта общность черт выбранных романов позволяет изучить вопросы психологического анализа в рамках одной жанровой разновидности, в историко-хронологическом порядке. Исследование мастерства известных художников слова,современные искания казахских писателей, их стилевого своеобразия в ракурсе поэтики художественного повествования является актуаяь ным в литературоведении. Общие признаки времени и индивидуальные черты характеров персонажей, схожесть и различия психологических конфликтов и ситуаций выявлены нами посредством разностороннего рассмотрения настоящей проблемы. Для этой цели в глрвах работы сосредоточено внимание на избранные объекты с позиции нового аспекта, который обогащает общую концепцию психологизма выводами, основанными на анализе ранее нерассмотренных художественных фактов.
К изобразительным средствам и формам психологического анализа относятся авторская речь эмоционального содержания, динамический портрет героя, пейзажные зарисовки в восприятии человека, диалог экспрессивно-характерологического свойства, внутренний монолог, состовляющие художественный текст произведения. Психологическое отображение характера времени и общества, отдельных личностей путем описания настроений, дум и чаяний героев, субъективного отношения к природе, передачи образа мышления, манеры речи, обрисовки изменений внешнего вида в соответствии с идейно-философскими, сюжетно-компоэиционными принципами потребовали и изучения художественной целостности текста.
Степень разработанности проблемы. В разностороннем, глубоком исследовании проблемы психологического анализа в литера-
туре видное место занимают коллективные монографии "Проблема психологизма в советской литературе" (Л.,1970), "Проблема психологического анализа в литературе" (Ы., 1983), труды Л.Гинзбург "О психологической прозе" (Л.,1977), "О литературном герое" (Л., 1979), Т.Карловой "Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н.Толстого" (Казань, 1964), В.Коыпанееца "Худо-вественный психологизм в советской литературе (1920-е годы)"(Л., 1980), в которых авторы специально, со всей конкретностью разрабатывают основные принципы и приемы, компоненты психологического анализа в различных яанрах художественной литературы.
Например, в исследованиях Л.Гинзбург превалирует изучение теоретических моментов на столько психологизма, сколько содержания и структуры психологического романа, мемуарных канров и диалогической речи. В.Компанеец рассматривает настоящую проблему в историографическом ключе, а таксе обращает внимание на разновидности психологизма (синтетический, аналитический), психологических характеристик, их стилевых особенностей. Некоторые проблемы психологизма рассматривали в своих трудах Д.Лихачев, Ы.Бахтин, В.Днепров, А.Скафтымов, И.Страхов, С.Бочаров и другие ученые.
Помимо теоретических изысканий литературоведов, концепции, положения и выводы которых являются ориентиром в диссертации,следует оплатить и монографию Й.Хатипова, "Духовный мир героя"(Казань, 1981), где сочетаются исторический и теоретический подходы к проб* леме на материала татарской прозы, раскрываются худойветвенно-стиловыэ особенности психологизма писателей. Среди литературоведов Казахстана начало разработки данной проблема залошно в монографии А.Байтурсунова "Теория словэсностп . В ней наряду с мно-
I Байтуршгсв А. Эдэбкэт таньггіргі. - К^гаылорда-Телгеонт:
Казахстан. 1926. >
гочисленными вопросами разных родов и жанров литературы заметное место занимает и изучение мастерства писателей в изображении пси хологии человека посредством образно-выразительных приемов повествования. В-исследовании М.Ауэзова, написанном в 1927 году, о народном лиро-эпосе "Кыэ-Жибек подробно анализируется эмоционально-экспрессивное значение пейзажа, портрета, градаций, литоты и др.приемов троп и фигур в отображении духовной жизни,чувстЕ и действий персонажей.
В литературоведческих трудах Е.Исмаилова, К.Жумалиева,М.Каратаева, З.Ахметова, З.Кабдулова, Е.ЛиэуновоЙ, Р.Беодибаева,
Ш.Елеукенова, М.Атимова , посвященных теоретическим проблемам
казахской прозы, вопросы психологизма рассматриваются в русле разрабатываемых авторами основных проблем. В своих исследованиях на роль изобразительных средств психологического анализа в раскрытии характера обращают внимание С.Кирабаев, Р.Нургалиев Х.Адибаев, М.Назарбаев и другие ученые.
-
Эуезов U. К,ыэ Шібек // Жиырма томдык, шыгармалар жинагы. 17-т. - Алматы: Жазушы, 1965. 258-270 бб.
-
Смаилов Е. Эдебиет теориясынын, мэселелер!. - Алматы:
ЩШ , 1940; Думалиев К,. Эдебиет теориясы. - Алматы: Мектеп, 1969; Каратаев М. Мировоззрение и мастерство. - Алма-Ата:Жазушы 1965; Ахметов 3. Поэтика эпопеи "Путь Абая" в свете истории ее создания. - Алма-Ата: Наука, 1984; К/ібделов 3. Свэ енерї. -Алма ты: Мектеп, 1982; Лизунова Е. Современный казахский роман. Алма Ата: Изд-во АН Каэ.ССР, 1964; Вердибаев Р. От легенды к роману. Алма-Ата: Жазушы, 1976; Елеукенов Ш. От фольклора до романа-эпо пей. - Алма-Ата: ЭКаэушы, 1987; Атымов М. Цазак, романдарыныц поэтикасы. - Алма7ы: 1?ылым, 1975.
3 Кирабаев С. Сакен Сейфуллин. - Алма-Ата:Жазушы, 1966;Нур
галиев Р. Поэтика драмы.-Алма-Ата:Жазушы,1979;Эд1баев X.Талант,
талгам, тагдыр.-Алматы:Жазушы,1971; Назарбаев М.Эстетическое
богатство насей литературы. - Алма-Ата:Жазуиш, 1976.
В кандидатской диссертации Стаханова обширный материал «.овременной казахской прозы изучается выборочно и вокруг внут-зеннего монолога, автор не претендовал на всеохватное и наибо-tee конкретное освещение данной задачи.
Все труды в определенной мере вносят cbod лепту в раэно-.тороннее освещение настоящей проблемы в многонациональной со-ютской литературе.
Вместе с тем в литературоведении Казахстана не исследова-гы еще не только история зарождения и становления, развития їсихологизма в литературе, но и его теоретические стороны, не оучены его взаимоотношения с жанрово-родовымя свойствами лите-ятуры, с различными художественными методами, композиционно-тилевыми явлениями, поэтикой прозы, не рассмотрены мастерство сихологического анализа известных художников слова или опыты тдельных периодов худояественного процесса в свете настоящей роблемы, не разработана методика исследований. В диссертации эбран системно-целостный подход к раскрытию вопроса, что дает озможность оттенить индивидуальность и типологические черты исателей.
В цель исследования входят такие научно-практические зада-и:
исследование психологизма как эстетического явления, вы-вление основных форми способов психологического анализа;
рассмотрение образной системы произведений в неразрывной вязи с их художественной структурой;
осмысление образно-познавательной, сюжвтно-композиционной истем казахских историко-революционных романов;
I Таханов С. Формы психологического анализа в современной иахской прозе. Автореф.дисс. ...канд.филол.наук.-Алма-Ата,ЇС86.
анализ изобразительно-повествовательных компонентов ро- " манов, определение их роли в психологическом отображении характера героев, в художественной мотивировке их мыслей и действий, душевных коллизий;
выявление на конкретных примерах из художественного текста мотивов, фаіггов мировоззрения художника, характерологических особенностей действующих лиц, моментов единства национального и интернационального в мышлении, поступках, чувствах героев произведений;
. - осмысление казахского романа в контексте традиций русско классической и многонациональной советской литератур, в тесной соотнесенности с лучшими достижениями национальной прозы.
Объектом исследования являются казахские романы, посвященнь историко-революционной тематике. Разностороннему анализу подвергаются в основном крупные по своим идейно-эстетическим достоинст вам произведения. В порядке сопоставлений приводятся примеры из русской классической и советской литератур, постоянно учитываются традиции национальной романистики.
Диапазон художественного многообразия втих романов весьма широк, движение к многообразию на базе эстетических принципов реализма - объективная закономерность развития данной жанровой разновидности. Герои этих произведений прошли сквозь бурные и грозные события революционной эпохи, сформировавшей их мировоззрение, характеры. Углубление социально-психологического анализа, характеров позволяет писателям исследовать исторический процесс через внутренний мир героя, отражающий движение самой жизни. Художественная практика дает основание считать, что исследование психологизма и изобразительной системы казахского историко-революционного романа раскрывает неповторимые черты
индивидуальных стилей и манер писателей, ведет к пониманию их социально-эстетической сущности. Проведенный анализ расширит представление об истинных богатствах и значении казахского романа, его живом эстетическом многообразии, не сводимом к одному типу художественных решений.
Новизна исследования заключается в том, что проблема психологического анализа в казахском историко-революционном романе в монографическом плане изучается впервые;
вопросы поэтики казахского историко-революционного романа, разрабатывав мыв в ракурсе психологизма художественной литературы, до настоящего времени специально не рассматривались;
в аспекте психологического раскрытия душевно-чувственных пластов основных героев исследованы идейно-эстетические функции таких компонентов предметно-изобразительного мира прозы, как портрет, пейзаж, диалог, внутренний монолог, непосредственное авторское описание различных эмоционально-экспрессивных состояний персонажей, которле в литературоведении относительно казахского романа оставались не-осмнсленными;
новое в работе состоит и в методике подхода и разбора прозаического произведения, соответствующей принципам проблемно-тематического и системно-функционального анализа. В целях полнокровного освещэния роли и значения изобразительных средств мы также воспользовались некоторыми приемами и терминологией стилистики. На основе такого подхода к злвївнтам психологического анализа на уровнях речетворчаства намного точнее осмысляются изобразительно-выразительные функции лексико-семантичвских,интонационно-синтаксических способов, различных видов троп и фигур в достоверной, яркой и выпуклой передача пэришзтий внутреіпгах ощущений, ход и развитие мадяэния дейстзувщк яиц;
- благодаря изучению мастерства в воспроизведении характеров в аспекте психологизма выявляется сходство и различие автор ских позиций, и главное, индивидуальное стилевое своеобразие ка захских романистов на широком фоне достижений в этой-области русской и многонациональной советской литератур.
Методологической и теоретической основой диссертации послу жили труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства, материалы ХХУП съезда партии, XIX Всесоюзной конференции КПСС, а также труды ведущих советских литературоведов. Известная концепция В.И.Ленина по поводу романов: "...тут весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов", - высвечивает правильный путь к осмыслению главных идейно-эстетических достоинств художественных творений. Мысль В.И.Ленина об единстве изображения внешних событий общественной жизни с внутренним состоянием, особенностью склада ума, поведенческих актов человека являлась для нашего исследования главным критерием оценки мастерства художников слова как психолога.
Практическое значение исследования. Содержание диссертации выводы и обобщения об идейно-эстетических достижениях казахского историко-революционного романа имеют не только научное, но и практическое значение.
Данная работа восполняет некоторые пробелы литературоведения в изучении проблем поэтики, мастерства художника, стиля казахского романа. Результаты диссертации, опубликованные в виде книг, статей, можно использовать в спецкурсах и спецсеминарах е вузах республики по предметам истории и теории литературы. Ими могут воспользоваться при написании дипломных, курсовых работ
I Ленин В.И. Поли.собр.соч. 1.49.С.57.-М..-Политиздат, 1Э7о.
студенты.
Некоторые положения исследования уместно было бы учесть в юздании новой истории казахской литературы. Работа имэет практическое значение для читателей и писателей в разностороннем понимании эстетической сущности художественной литературы в психо-яогизме изображения. Основные выводы диссертации будут служить подспорьем для новых«следований по данной проблематике казах-зкой литературы. Основное содержание диссертации мотет найти применение при подготовке учебно-методических пособий по казах-:кой прозе для учащихся средних и средне-специальных учебных заведений.
Апробация диссертации. Основные положения работы изложены з книгах автора "Образ современника в казахской прозе".(Алма-* 1та: Наука, 1982. - 148 с), "Критерии мастерства (Истоки пси-сологизма в романе)"(Алма-Ата: Жазушы, 1983. - 182 е.), "Социа-іьно-психологический анализ казахской прозы" (Алма-Ата: Жазушы, [987. - 232 с.) и в ряде статей, опубликованных в коллективных сборниках, журналах.
Диссертация была обсуждена на заседании отдела казахской :оветской литературы, на Ученом Совете Института литературы и іскусетва им.Ы.САуэзова АН КазССР.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, шти глав, заключения и библиографии.