Введение к работе
Актуальность темы определяется как своеобразием личности каждого из писателей, проблематикой их творчества, так и самим подходом к изучению прозы К.Воробьёва и В.Сёмина, теоретической направленностью работы.
Творчество К.Воробьёва и В.Сёмина в последнее время всё чаще привлекает к себе внимание критиков и читателей. Это свидетельствует о сегодняшней актуальности произведений К.Воробьёва и В.Сёмина, созвучности общей проблематики их творчества поискам литературы 80-х годов. В связи с этим встаёт вопрос о том, в какой степени проза данных авторов вписывалась в современный им литературный процесс конца 50-х - начала 70-х годов, соответствовал ли взгляд К.Воробьёва на войну и коллективизацию, В.Сёмина - на "простого человека" общему ходу развития литературы. Таким образом, актуальным становится определение места данных писателей в
современном им литературном процессе.
Актуальность темы обусловлена и тем углом зрения, под которым в диссертации анализируются произведения К.Воробьёва и В.Сёмина. Обращение к авторской позиции находится в русле теоретических поисков современного литературоведения.
Основной целью диссертации явилось определение места творчества К.Воробьёва и В.Сёмина в литературном процессе, что обусловило необходимость постановки следупцих конкретных задач:
последовательный анализ эволюции авторской позиции каждого из рассматриваемых писателей;
выявление того, в какой степени творческие поиски К.Воробьёва, и В.Сёмина совпали с основными тенденциями развития литературного процесса;
рассмотрение того, отразились ли отдельные черты, сближа-шцие авторов в "личностном плане", на художественных особенностях их произведений.
Сформулированные выше задачи соприкасаются с важной общеэс-тетической проблемой соотношения уровня мировоззрения художника и его творчества.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма по литературе и искусству. В осмыслении проблемы авторской позиции важную роль сыграли работы русских писателей ХП века (Л.Н.Толстого, Н.Г.Чернышевского), литературоведов (М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гуковского, Б.О.Кормана, Б.А.Успенского, А.П.Чудако-ва), в центре внимания которых находилась проблема автора,освещавшаяся с разных точек зрения. Анализ литературного процесса, на фоне которого в диссертации рассматривается проза К.Воробьёва и В.Сёмина, основывается на принципах, содержащихся в трудах
А.Г.Бочарова, В.Е.Ковского, Ф.Ф.Кузнецова, Е.Н.Купреяновой, А.И.Метченко, П.А.Николаева, А.И.Овчаренко, Г.Н.Поспелова, М.Б.Храпченко и других литературоведов и критиков. Говоря об отдельных схождениях, выявленных при сопоставлении прозы К.Воробьёва и В.Сёмина, мы опирались на методику, разработанную специалистами в области типологического анализа, в частности В.М.Жирмунским, И.Г.Неупокоевой, Д.Дюрипшным и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что здесь впервые анализируется всё творчество писателей'с точки зрения авторской позиции, прослеживается эволщия каждого из них. Попытка рассмотрения прозы В.Сёмина на фоне литературного процесса 60-х - 70-х годов содержится в диссертации Т.Н.Масловской, где объектом исследования стали несколько наиболее важных с точки зрения автора произведений, поэтому работа лишь частично отвечает на вопрос о месте писателя в литературном процессе. Столь же фрагментарны отдельные работы, посвященные творчеству К.Воробьёва. Предпринятая в диссертации попытка рассмотреть соотнесённость прозы К.Воробьёва и В.Сёмина с важнейшими тенденциями развития литературного процесса позволяет по-новому взглянуть на историю литературы последних десятилетий.
Новизна присутствует и в самом сопоставлении имён К.Воробьёва и В.Сёмина в пределах одной работы. Мысль о близости писателей высказывалась в некоторых критических статьях, но не подкреплялась анализом. Благодаря исследованию авторских позиций К.Воробьёва и В.Сёмина отмечавшееся ранее сходство писателей
получает в диссертации литературоведческое обоснование.
Из сказанного выше вытекает практическое значениеисследования. Диссертация расширяет круг работ, посвященных изучению литературного процесса, даёт возможность уточнить некоторые эпи-
зоды его развития. Материалы диссертации могут быть использованы в вузах при чтении курсов истории советской литературы, для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах "Память о прошлом в поздней прозе К.Воробьёва и В.Сёмина" и "Ранняя проза В.Сёмина в контексте литературного процесса конца 50-х - начала 60-х годов", прочитанных на XXIII и ХХІУ Научно-теоретических конференциях молодых учёных и специалистов историко-филологического факультета УДН имени ПЛумумбы (Москва, 1988,1989 гг.). По теме диссертации автором опубликованы научные статьи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Выделение двух глав, в кавдой из которых отдельно рассматривается проза одного писателя, связано с необходимостью подробного изучения творческой эволщии данных авторов. При всей родственности К.Воробьёва и В.Сёмина пути их развития были различны, существовали определённые тематические расховдения. Общность авторских позиций рассматриваемых писателей отчётливо проявляется именно при сопоставлении их творчества в целом.