Введение к работе
Актуальность работы определяется недостаточной изученностью творчества А.Коцоева. Несмотря на то, что исследованию жизни и творчества писателя посвящена обширная литература, она не раскрывает в должной мере идейно - эстетическое богатство произведений автора, не показывает своеобразия основных мотивов его публицистики и художественной прозы, не анализирует их проблематику и не исследует его исканий на пути к передовому мировоззрению, к освоению принципов просветительского реализма.
Новизна данного исследования определяется тем, что в нем впервые объектом всестороннего анализа становится художественный метод писателя.
Кроме того, в настоящей работе много внимания уделяется просветительской деятельности писателя, проливающей свет на процесс формирования его просветительского реализма.
Методологической и теоретической основой диссертации явились работы осетинских исследователей творчества А.Коцоева: Т.Еп-хиева, Х.Ардасенова, Н.Джусойты, З.Салагаевой, Ш.Джикаева1 и многих других; труды отечественных литературоведов по истории и теории литературы Г.А.Бялого, С.М.Петрова, Н.П.Степанова, С.Е.Шаталова, Б.И.Сучкова, Н.А.Гуляева, В.Н.Каминского, О.Михайлова, Н.В.Тихомирова2 и др., ориентирующие на сравнительный анализ литературно - художественного творчества.
С учетом специфики объекта исследования мы принимали во внимание публицистическое наследие первых осетинских просветителей (А.Гассиева, И.Канукова, Г.Баева, К.Хетагурова, С.Гадиева и др.), на творчество писателей - предшественников Арсена Коцоева (И.Ялгу-зидзе, А.Колиева, И.Канукова, К.Хетагурова, С.Гадиева), а также на историческую, этнографическую литературу и на историко - литературный материал из фондов ЦГА - РСО - Алания.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Деятельность А.Коцоева является важным вкладом в дело национального возрождения Осетии.
-
Педагогическая и просветительская работа Коцоева базировались на нравственных идеалах осетинской патриархальной среды. Несмотря на консервативность своего мировоззрения, он был страстным защитником свободы личности, совести, мысли и слова.
-
А.Коцоев сторонник единого осетинского литературного языка, созданного на основе одного диалекта. Он считал осетинской язык главным орудием и средством в деле успешного распространения образования и воспитания в Осетии.
-
А.Коцоев, предъявляя высокие требования к произведениям осетинской художественной литературы, способствовал становлению
1 Епхиев Т.А.Арсен Коцоев. - Орджоникидзе, 1955; Ардасенов Х.Н. Арсен Коцоев//
Очерк развитая осетинской литературы. - Орджоникидзе, 1959; Джусойты Н.Г. Арсен
Коцоев. - Цхинвал, 1964;СачагаеваЗ.М. Арсен Коцоев//От Нузатьской надписи к рома
ну - Орджоникидзе, 1984: Джикаев Ш.Ф. Мастер осетинского художественного слов;*//
Арсен Коцоев. Произведения в 2 томах. Т. 1. - Орджоникидзе, 1971.
2 Бятый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М., 1962; Петров СМ. Реализм. - М., 1964;
Степанов Н.П. Просветительский реализм // Развитие реачизма в русской литературе.
Т.1 -М., 1973; Шаталов С. Е. Время -метод -характер. -М., 1976; Сучков Б.И. Истори
ческие судьбы реализма. - М., 1977; Гуляев Н. А. Теория литературы. - М., 1977; Камин
ский В.И. Пути реализма в русской литературе коїща 19 века. - Л., 1979;Михайлов О.
Страницы русского реализма. - М., 1982; Тихомиров В.Н. Тургенев и просветительство.
-Киев, 1984.
национальной литературной критики. 5. Просветительский реализм Коцоева отличается критической направленностью. В нем бичуются негативные патриархально -бытовые обычаи, лжегуманизм служителей культа, невежество знахарей и гадалок, нравственные уродства жизни, и наоборот, всячески превозносится чувство чести и собственного достоинства человека. Теоретическое и практическое значение диссертации. Исследование просветительского реализма Коцоева составляет самостоятельную литературоведческую проблему.
Работа может быть использована при чтении лекций и специальных курсов по творчеству Арсена Коцоева на педагогическом и филологическом факультетах в училищах, техникумах и университетах Осетии.
Результаты исследования могут быть использованы в методических разработках и указаниях, в работе над курсовыми и дипломными сочинениями студентов. Наконец, диссертация открывает новые возможности для дальнейшего изучения творчества Коцоева и просветительского реализма в осетинской литературе.
Апробация работы проводилась в рамках прочитанных лекций для студентов филологического и педагогического факультетов Северо-Осетинского государственного университета. Отдельные вопросы докладывались на заседаниях кафедры осетинской литературы. Основные результаты проведенного исследования изложены в опубликованных статьях.
Структура работы определяется ее целями и содержанием. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии