Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына: нравственно-философский аспект Лавренов, Павел Павлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лавренов, Павел Павлович. Проблемы русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына: нравственно-философский аспект : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1992.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Вопросами изучения русского национального характера ученые, философы, писатели занимались на протяжении не одного столетия. Интерес был вызван разными причинами и, соответственно, в зависимости от этого выбирался определенный метод, способ исследования. Выводы о характере народа делались разные, но все исследователи приходили к кнели об уникальной неповторимости его духовной культуры, обогащавшей человечество. Повышенный нптерес к отой проблеме возникал на переломных этапах развития России. В такие моменты истории как нельзя более ярко проявляется нравственно-философская суаность характера как отдельного индивида, так и нации в целом. Но это проявление носит двоякий характер. С одноя стороны, происходит концентрация всех составляющих нацно-пальній тип этико-псйхологпчвских черт. С другой - размывается корни национального сознания, т.к. не только конкретныа человек, но а целые группы, сословия лвдей, потеряв правыч-нуэ систему координат поведенческой мотивации, окаэывавтея дезориентирована в выборе систем ценностей. Поэтому изучать национальные особенности будет более плодотворно на разных этапах ниэни народа, т.к. одни а те se его качества могут по-разному проявляться в мирной аизни или эпоху обцественных катаклизмов.

Весьма существенным является в то, что берется за предмет исследования в национальном характере: нравственно-философский комплекс духовного мира или признака социального порядка, являвяизся не столь важными з определении основных черт.

Анализ философских аспектов характера в преломлении социально-политических процессов является наиболее сложным, но зато полученные результаты позволяет делать выводы, в качественном отношении, на порядок выше.

В творчестве А.И.Солженицына мы видим, что более пристальное внимание писатель обращает на нравственные качества своих героев. Он проходит с ними тяжелейшие дороги ВОЙНЫ, эахлвчвние в лагерях в тюрьмах, испытания смертельной болез-зы>, переживает радость труда на земле, чтобы разобраться в дуие русского человека, объяснить ее и показать читателе Есе богатое многообразие ее проявлении. Ни в одном произве-

девии, в том числе и публицистике, ии ев «шлеи фориулкровзк о русской человеке щ van более, русского характера» Йо исходя из контекста всего творчества писателя становите* яеш*» что Солженицыну ближе а дороже человек старой вера с его-готовностью к жертве, трудолюбием g неуступчивостью в вопросах справедливое, нравственных критериев, в выборе меж&у добром и злом.

В изображении духовного мира своих героев писатель возвращает нас к истокам "руокости", очваенной от социальных, идеологических наслоений, доказывает суавостное в характере - неистребимую потребность кягь по предустановленным законам Божьим, в согласии с собой и окружающим миром. Писатель, можно сказать, радуется своему открытии исконной национальное души, исказить которую, а тем более уничтожить не смогли беды и несчастья современной жизни.

В обрисовке и разработке характеров нельзя сказать» чтоб» Солженицын опирался на воззрения каких-либо мыслителей, хотя с творчеством С.Н.Булгакова, П.И.Новгородиэва писатель знакомится еще до создания "Красного колеса". И даже можно с уверенностью утверждать, что в трактовка "русское", "национальное" для него нет авторитетов. Его творчество, художественная, нравственно-философская концепция предельно самостоятельна.. Взгляд писателя на человека во многом необычен и нов. Он как йи погружает читателя в духовную атмосферу жизни разных поколения. Мир идеальный, ив вещественный предстает в многозвучии огромного количества оттенков. Убеждающая страстность, весомость каждого слова помогает нам возвращаться к самий себе в поисках высших нематериальных ценностей и сохранения имеющегося потенциала душевной доброты и взаиморасположения.

Надо отметить, что здесь Солженицын следует в русле отечественной историосо фии, расширяя и углубляя фарватер для корабля под названием Россия, которым он гордится. Показывая жизнь государства, писатель не теряет из вида конкретного своего героя, связывая, как и его предшественники, судьбу человека с общественными тенденциями развития. В зависимости от того, совпадают или нет нравственные установки личности с методами правления властей, происходит корректи-

ровка поведения парсоиваа худоетихрм. Ярче высвечивается та или иная грань его дуда, орд этом нравственно-философская основа ев остается иезибадмой.

В отдельное линуты жизни герои писателя проявляет большую терпимость и выносливость, воспринимая трудности (война, ааюзчение) как неожиданную эпидемии чумы (оценка войны Чер-негоД jb "Краснам колесе") или общенародную беду (Шухов о заплачений в лагере), надасть, которуп необходимо перевить. Это, гояечно, «е социальная и не моральная мимикрия, а етрвшжнае сохранить естество жизни в себе с наименьшими нравственными издержками.

По каре дальнейшего изучения творчества писателя актуальность темы <5удет возрастать. Уже на данном этапе она выражается в том, что писатель поставил вопросы нравственности, корадя с позиции традиционного русского религиозного сознания я условиях жизни современного общества, проблему набора между добром и злом с опорой на национальные представления об общественных идеалах.

В евлза с этим и в навей работе поставлена цель исследования мировосприятия и мироощущения героев писателя. Главное, что мы стремимся понять - это принципы мотивации поступков героев в разных условиях и на разных этапах их жизни. Какими критериями руководствуется персонажи в своей жизнедеятельности, каков мир их души?

Новизна нашего исследования заключается в том, что оно является одной из первых диссертационных работ, посвященных художественному творчеству Солженицына вообще и изучения проблемы русского национального характера, раскрытой в его произведениях, в частности.

В основе метода исследования лежит методология русского онтологизма, предполагавщего вклвченность познания человеком мира в его отношении к этому миру, а не примат реальности над познанием. Иначе говоря, познание как таковое является лишь частьо всей деятельности человека, причем предпочтение отдается религиозной трактовке природно-социадьнцх явлении. Такой подход к исследуемой теме обусловлен необходимость» освоения отечественной философской мысли, а также самим материалом исследования.

%

Данная работа в настоящем ее виде проыда впробацио при обсуждении ее на заседании кафедры. По теме диссертации были сделаны доклады, на:

УП Международном Конгрессе МАПРЯЛ, проходившем з Москве в 1990 г.;

межвузовской научной конференции в Вологде в 1992 г.;

межреспубликанской научной конференции в Минске в 1992 г.

По теме диссертации опубликовано три работы.