Введение к работе
Актуальность исследования. Современное балкарское стихосложение, основы которого были заложены еще в народнопоэтических формах, прошло значительный путь формирования и развития. Накопив немалый исторический опыт, сегодня оно представляет обширный по художественному многообразию и богатству изобразительных средств исследовательский материал. Исследование основных вопросов стихосложения необходимо для полного понимания особенностей поэтического языка, художественной формы стихотворного произведения. Научная разработка основ национального стихосложения важна также и для решения общих проблем развития литературы.
Без накопления фактов, наблюдений и выводов в области теории стиха трудно глубоко проанализировать такие актуальные вопросы истории становления и развития балкарской поэзии, как проблемы национальной формы стиха или влияние укоренившихся и широко применяемых стихотворных форм поэзии разных народностей на развитие новых стихотворных форм в балкарском поэтическом искусстве. Между тем балкарское стихосложение с точки зрения его художественных средств до сих пор ие было предметом специального исследования. Лишь частично этого вопроса коснулись в своих работах М.Хубиев (1968), Ф.Урусбиева (1972), З.Толгуров (1978) и Т.Гуртуева (1979).
Этими обстоятельствами обусловлена постановка проблемы реферируемой диссертации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных стиховедов, литературоведов, поэтов, лингвистов, посвященные основным вопросам стихосложения (В.Жирмунского, Л.Тимофеева, Б.Томашев-ского, В.Холшевникова, М.Гаспарова, О.Овчаренко, А.Жовтиса, З.Черного, А.Квятковского, В.Баевского и др.).
' В формировании точки зрения автора существенную роль сыграли работы исследователей основ стихосложения тюркских народов М.Хамраева, И.Стеблевой, З.Толгурова, Т.Гуртуевой, Ф.Урусбиевой, М.Хубиева, КРысалиева, ЗАхметова, Г.Хусаинова, Г.Васильева, А.Щербака, Х.Усманова, Б.Керимжановой, Ф.Сеидова.
Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является выявление и описание главных закономерностей и общих принципов балкарского стихосложения. Для более полного решения этой проблемы определен следующий круг задач:
изучение строя стиха, определение важнейших закономерностей балкарского стихосложения;
исследование ряда специальных вопросов, связанных с природой слогового строя стиха;
- .. 3
рассмотрение основных размеров стихотворных строк балкарской поэзии;
определение роли рифмы как элемента поэзии в современном балкарском стихосложении;
установление основных принципов, лежащих в основе построения рифмы в балкарском стихосложении;
выявление строф, наиболее употребляемых в балкарской поэзии по количеству вошедших в них строк и расположению рифм;
выявление строфических форм балкарской поэзии, в которых расположение рифм совпадает с традиционными формами рифмования строфы в поэзии других народностей;
- анализ стихотворных произведений, не поддающихся
разбивке на определенные группы строк.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые выявляются и классифицируются главные закономерности основных вопросов балкарского стихосложения. С учетом последних достижений современной лингвистики и литературоведения балкарские стихотворные произведения впервые подвергаются теоретическому анализу в непосредственной связи с национальными особенностями языка.
Материалы и методы исследования. Работа написана на основе результатов стиховедческих и лингвистических изысканий автора. Располагая большим количеством частных наблюдений над различными сторонами стихотворной речи с применением количественных методов, в работе рассматриваются основные вопросы теории стиха в широком смысле - рифма, которая стоит в центре внимания - исследователя, строфическая композиция и метрика, тесно связанные с традицией устного народного творчества карачаевцев и балкарцев.
В теоретическом и историческом аспектах рассматриваются вопросы стихотворных форм балкарской поэзии на различных этапах ее развития. Для широкого освещения означенных проблем и более глубокого осмысления процесса обогащения стихосложения балкарской поэзии автор часто обращается к сравнению различных форм балкарского стихосложения с традиционными формами стиха в стихосложениях разных народов.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, сделанные в результате исследования основ балкарского стихосложения, могут послужить базой для более глубокого анализа таких актуальных вопросов балкарской литературы, как проблемы традиций и новаторства в поэзии, проблема национальной формы современной балкарской литературы, влияние традиционных стихотворных форм разных народностей на развитие стихотворных форм в балкарском стихосложении. Результаты исследования могут найти применение при теоретическом анализе конкретных поэтических произведений, при описании их особенно-4
стей в единстве и взаимосвязи с выразительными средствами языка, а также при составлении программ, учебников и учебно-методических пособий, будут способствовать совершенствованию обучения истории балкарской литературы в средней и высшей школах. Текст диссертации может быть использован в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов вузов.
Объем и структура работы. Диссертация содержит 165 страниц машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация работы. Результаты исследования излагались в докладах на республиканских научно-практических конференциях (Нальчик, 1996; 1997) и Международном конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 1996), Межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Шу-ваевича Кулиева (Нальчик, 1997), Всероссийской научной конференции Этнос. Культура. Перевод-2 и отражены в пяти публикациях автора.
Диссертационная работа обсуждалась на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета и рекомендована к защите.