Введение к работе
Актуальность исслецования. Проблема творчества в русской литературе первой трети XX века - одна из центральных. Вопрос о границах человеческих возможностей, о творческой реализации личности важен для всех идейно-эстетических концепций начала XX века. Он решается не только литературой, но и философией,и самой жизнью того времени: катаклизмами, революциями,как проявлениями творческой активности человека, со всеми вытекающими из такого творчества последствиями.
Этот вопрос- важен и для современного литературоведения. Проблемы личности и ее творчества в наши дни получают новое звучание. Личность начинает постепенно рассматриваться не только в социальном плане, но и как определенная духовная субстанция. Человек и Бог, Творец и человеческое творчество, его границы и возможности,- все эти вопроси, определяющие культуру начала XX века, актуальны и сейчас.
М.Цветаева и Б.Пастернак чутко ощущали атмосферу своего времени. Поэтому проблема реализации личности становится для них одной из важнейших. Изучение этой проблемы важно еще и потому, что оба поэта представляют особую стилевую разновидность неоромантизма,вопроса еще практически не изученного. Анализ творчества М.Цветаевой и Б.Пастернака помогает не только вскрыть своеобразие художественного мира этих поэтов, но одновременно и выявить некоторые характерные особенности неоромантизма в целом.
Цель и задачи исследования. Поэзия М.Цветаевой и Б.Пастернака, при всем ее своеобразии, - явление культуры своего времени. Их лирика поэтому, равно как и сама проблема творчества, рассматриваются нами в широком историко-литературном контексте, в ощутимых связях с поэтическими течениями первой трети XX века. Креме того, нами анализируется (в рамках центральной проблемы диссертации)идеальная область в поэзии, ее связи с духовными основами жизни, взаимоотношения между творцом-человеком и Творцом. Без решения этих вопросов невозможно понять не только своеобразие проблемы творчества у М.Цветаевой и Б.Пастернака, но и своеобразие развития русской литературы. В соответствии с задачами исследования нами был использован разработанный пра-
вославным богословием первой трети XX века художественный категориальный аппарат для анализа поэтики духовного образа.
Meтод исследования. В начале XX века особенно четко обозначилось присущее России единство философии и литературы. Именно богословы-философы начала XX века вносят существенный вклад в развитие методологии художественного образа. П.А.Флоренского волнуют возможности художественного образа и различные способы изображения духовного мира. Для поэзии М.Цветаевой и Б.Пастернака проблема творчества определяется прежде всего духовными законами. Для них ориентирами становятся художественные и идейные категории, которые развиваются поэтикой духовного образа. Поэтому сложившийся литературоведческий подход к проблеме творчества и М.Цветаевой,и Б.Пастернака недостаточен. Не игнорируя традиционный анализ текста, мы обращаемся к разработанной П.А.Флоренским, Л.А.Успенским поэтике духовного образа там, где этого требует сам материал исследования. Кроме того, проблема творчества у М.Цветаевой и Б.Пастернака напрямую связана с религиозными и философскими исканиями начала XX века. Поэтому она рассматривается в эстетико-философском контексте начала XX века.
Научная новизна диссертации. Диссертантка впервые обращается к поэтике духовного образа П.А.Флоренского, Л.А.Успенского для анализа литературного текста, ота методология позволяет выявить те аспекты творчества поэтов, которые при традиционном анализе не были бы раскрыты. А именно: трагическую двойственность между задачами искусства (связанными с православной культурой) и экзистенциальной поэтикой, мироощущением художников. Наконец, анализ проблемы творчества у М.Цветаевой и Б.Пастернака раскрывает некоторые характерные особенности "неоромантического течения", показывает его генетическую связь с традиционным романтизмом и одновременно принципиальное отличие от него. Креме того, в диссертации в научный оборот вводятся не- опубликованные или малоизученные материалы по истории русского богословия начала XX века, которые имеют неразрывную связь с проблемой творчества в русской культуре того времени. Это, например, письмо В.С.Арсеньева к профессору Московской Духовной Академии Д.Ф.Голубинскому и воспоминания еп. Арсения (Шацанов-ского) о св. Иоанне Кронштадтском.
Практическое значение диссертации. Основные выводы циссер-
тации утверждают новый взгляд на историю русского неоромантизма и литературных направлений первой трети XX века и могут быть использованы в преподавании отечественной словесности в высших и средних учебных заведениях.
Структура диссертации обусловлена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Основной текст занимает 162 машинописные страницы, к работе прилагается библиография, включающая 186 наименований, и приложение.