Введение к работе
Проблема литературной традиции и преемственности является одной нз важных проблем литературоведения. Взаимодействие национальных литератур с давних времен служило развитию и укреплению межнациональных отношений, установлению контактов между национальными литературами, укреплению дружеских связей между народами.
Актуальность исследования. В художественной литературе, к какой бы нации она ни принадлежала, скрещивается исторический опыт различных национальных литератур. Преемственность в литературе существовала всегда, без этого невозможно развитие.
Проблема литературной традиции не нова. Известно, что понятие «литературная традиция» означает синтез традиций, где каждый писатель вносит свой индивидуальный вклад в художественное отображение действительности.
Но вместе с тем, проблема национального опыта н взаимодействия различных национальных художественных традиций по-прежнему актуальна, особенно в наше время. Перед литературоведами еще стоит вопрос о том, как надо изучать связи между национальными литературами бывшего Союза, какие традиции преемственно продолжить и развить в контексте всемирной литературы.
Актуальность избранной темы объясняется новыми, более сложными методологическими подходами, которых требует современное литературоведение в исследовании проблемы литературного влияния, которое исходит нз реального процесса развития литературных связей и взаимодействий.
Вместе с тем также необходимо изучение взаимоотношения реализма, традиционно идущего от фольклора и классической литературы и реализма инонациональных литератур. В литературо-зедении этому вопросу еще мало уделено внимания. Изучение проблемы взаимодействия внутрилнтературных и инонациональных традиций—одна из ключевых проблем изучения национальных и общетипологических аспектов современного литературоведения. .
Литературная преемственность означает не только использо-
ванне накопленного художественного опыта предыдущих поколений. В содержание понятия преемственных литературных связей также входит и творческое переосмысление культурных ценностей, поиск новых художественных исканий и открытий. В каракалпакской литературе, в частности каракалпакской прозе 80-х годов сохранены лучшие национальные традиции. Но проблема особенностей воздействия инонационального опыта в условиях современного уровни развития национальной литературы ждет теоретического освещения. Все это и определяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные исследования, посвященные проблеме литературных связей и преемственности в литературе.
Научное изучение проблемы традиций и преемственности в литературоведении началось с 30-х годов.
Исследователи шли главным образом по пути сопоставления творчества отдельных русских писателей с творчеством национальных писателе^ с целью выявления различных видов воздействий и заимствований.
Начиная с GO—70 годов, появляется целый ряд трудов, в которых справедливой критике подвергаются концепции традиций прямого влияния и подражания, которые ограничивали диапазон исследований.
В трудах Г. И. Ломидзс, А. С. Бушмина, И. Г. Неунокоевой, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпчепко, М. Н. Пархоменко, 3. С. Ос-мановоп литературная традиция рассматривается как сложный синтез, опосредующий индивидуальные вклады каждого писателя в художественный метод познания действительности.
Вклад в теоретическую разработку проблемы преемственности, литературных связен и традиций в формировании национальных литератур внесли узбекские ученые—И. А. Султанов, М. Кошча-нов, П. Шермухамедов, С. Мнрвалпев, А. Абдумавлянов, Э. А. Каримов, Д\. М. Расули, Р. М. Сабирова, Н. В. Владимирова, Б. Курбанбаев, И. П .Мирзаси, Р. Абдуллаева, Н. Нарзуллаева, М. Бсгжанова, X. Абсамиев, С. Алиев, М. Н. Файзз'ллаева и многие другие.
В каракалпакском литературоведении имеется ряд исследований, целиком или частично посвященных проблеме литературной традиции. Это монографии академика М. К. Нурмухамедова «К.а-рак.алпак. совет эдебиятыныц рауажланыуына рус эдебиятыныц trscupii» (1956), «Судьбы народов—судьбы культур» (1982), кото-
рые посвящены проблеме воздействия творчества М. Горького II В. Маяковского на общее становление молодой каракалпакской литературы, а также общим вопросам теории литературного влияния.
В статьях доктора филологических наук, профессора С. Ахматова «М. Горький—социалнетлик реализм одебиятыпыц тнйкарын салыушы» (1968), «Улльг устаз» (1983) говорится о роли и значении художественного опыта М. Горького па каракалпакскую литературу, в его монографии «Эдебият хо.м критика» исследуются вопросы взаимосвязей каракалпакской поэзии с другими национальными литературами. В диссертации доктора филологических наук, профессора Мамбетова К. «Традиции восточных классиков в дореволюционной каракалпакской письменной поэзии» (1969) изучены традиции восточной поэзии в каракалпакской классической поэзии. А его монографии «бзбек хом каракалпак, одебий байланыелары» (1992) посвящена изучению культурных связей двух родственных народов, взаимосвязям узбекской и каракалпакской литератур.
В монографии профессора Нарымбетова Ж. .«Каракалпакский роман. Становление н развитие» (1974) изучаются национальные истоки каракалпакского романа и роль интернационального опыта. В трудах доктора филологических наук, профессора Макеетова К. «Фольклор хом эдебият» (1975), «Октябрьден тууылган одебият» (1979) исследованы связи фольклора и литературы, в монографии доктора филологических наук Пахратдипова А. «Роль п значение творчества народных шанров в становлении и развитии каракалпакской советской литературы» (1978) изучены традиции шаиров.
В трудах доктора филологических наук Бахадыровп:~С. «Роман хам доупр» (1978), «Фольклор п каракалпакская советская проза» (198!) изучены национальные фольклорные традиции п развитии каракалпакской прозы.
Признавая ценность перечисленных исследований, вместе с тем необходимо заметить, что остается еще неизученной проблема литературной традиции в каракалпакской прозе 80-х годов.
Научная новизна работы заключается в том, что и каракалпакской литературоведческой пауке диссертантом предпринята попытка обобщенного исследования проблемы преемственности н традиции, роли художественного опыта инонациональных литератур в утверждении новых традиций в современной каракалпакской прозе. Новизна исследуемой темы объясняется попыткой внести ясность в изучение проблемы межлитературной преемственности. Новизна исследования также объясняется и тем, что в ка-
ракалпакском литературоведении нет специального изучения этой проблемы.
Цель и задачи работы. Основной целью работы является изучение теории проблемы преемственности и традиции на примере современной каракалпакской прозы. Для достижения поставленной цели главное внимание в диссертации обращено па решение следующих задач:
дать краткий экскурс основных этапов становления и развития художественных традиции в каракалпакской литературе;
показать влияние инонационального художественного опыта на творчество каракалпакских писателей;
провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений каракалпакских писателей со времени формирования каракалпакской прозы до наших современников для показа роста художественного мастерства и закономерностей преемственности развития литератур.
Практическая значимость исследования состоит в том, что определение специфики литературной преемственности позволит изучить особенности литературных взаимообогащений и взаимосвязей, что будет способствовать их конкретизации в истории развития каракалпакской прозы.
Данная работа может быть использована литературоведами, интересующимися теорией и историей литературных взаимосвязей.
Предмет исследования. Основным предметом исследования являются произведения современных каракалпакских прозаиков: Т. Каипбергенова, X. Сейтова, Ш. Сейтова, К. Мамбетова, С. Ба-хадыровой.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования "были апробированы на научных конференциях молодых ученых Института литературы им. Алшпера Навои АН Республики Узбекистан (1984), Каракалпакского государственного университета им.Бердаха (1984), Института языка и литературы им. И.' Давкараева КК ОАН Республики Узбекистан (1985, 1986), 1-ой Республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов (1991).
Отдельные положения диссертации опубликованы в журналах «Вестник КК ОАН Республики Узбекистан», «Эмиударья», в сборнике «Актуальные проблемы общественных, естественных и технических наук».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.