Введение к работе
Актуальность темы заключена в самом обращении к проблеме народности на современном этапе нестабильного положения нашего общества, характеризуемого утерей укоренившихся в сознании поколений мировоззренческих постулатов, идей и нравственно-эстетических идеалов. В результате развала СССР, роспуска КПСС и ориентации на так называемое «новое мышление» выпало из научного обихода двуединство «партийность и народность» литературы. «Партийность», действительно, была порождением сугубо идеологическим и поэтому не стала и не могла стать эстетической категорией. «Народность» же, наоборот, являлась не навязанным кем-то формальным определением, а врожденным содержательным, сущностным качеством литературы с древнейших времен и до наших дней. Действительно, народность остается стержнем произведений, создаваемых современными писателями, которые следуют правде жизни и истине.
Исходя из такого понимания проблемы, мы обратились к поэзии талантливого кумыкского поэта Магомеда Атабаева, которому уже официально присвоено почетное звание «Народный поэт Республики Дагестан».
Народность поэзии М.Атабаева заключается не в каких-то отдельных внешних проявлениях, таких, как размер стиха, разновидность рифмообра-зования, доступность образной системы, а в понимании души народа, в народном видении и осмыслении жизни, глубоких раздумьях о его исторических судьбах - в прошлом и в проекции на будущее.
Являясь талантливым певцом родного народа, в своем творчестве М.Атабаев остается естественным и, что не менее важно, не впадает в лже-натриотизм, а с болью и укором обнажает недостатки, особенно в морали и образе жизни так называемых «новых кумыков».
В настоящей диссертации народность в поэзии М.Атабаева рассматривается как явление, имеющее место именно в современных чертах ее проявления.
При этом мы исходим из учета и следующей реальности: категория «народность литературы» равно как социальная и этико-психологическая суть самого понятия «народ» на протяжении идущего к исходу столетия претерпели существенные изменения. С другой стороны, проявление в жизни черт народности и особенностей их художественного отображения в литературе без соотнесения с общечеловеческими ценностями и принципами гуманизма чревато риском самоизоляции и национальной ограниченности.
Несмотря на то, что глубоко народное творчество М.Атабаева находится в поле неослабного интереса критиков и литературоведов, о чем свидетельствуют газетно-журнальные статьи К.Абукова, А.К.Абдуллатипова, С.Акбиева, З.Акавова, Н.Ольмесова, И.Гасановой и др., которые посвящены
отдельным сторонам лирики поэта, в то же время в заявленном нами аспекте оно по сей день не изучено.
Таким образом, настоящая работа является первой попыткой монографического исследования многогранного творчества этого большого таланта, внесшего яркий вклад в многонациональную дагестанскую поэзию.
Цель и задачи исследования. Настоящая диссертация ставит целью, с одной стороны, создать творческий портрет Магомеда Атабаева, с другой стороны, путем сравнения и многоаспектных сопоставлений его стихов и поэм с художесгвенными достижениями как предшественников, так и современников выявить новаторский вклад поэта в национальную традицию в пределах, определяемых 60-90 годами.
Для решения поставленной в исследовании цели проанализированы произведения М.Атабаева, начиная с первых публикаций в периодической печати и охватывая книги последних лет, что позволило проследить эволюцию становления и динамику профессионального развития поэта.
Научное осмысление комплекса этих проблем связано с рассмотрением следующих задач:
художник и время;
новаторские поиски в творчестве и идеологический климат;
социально-политические и нравственные изменения в содержании категории «народность»;
диалектика взаимообусловленности национального и общечеловеческого;
воплощение народности в поэтике (образная система, тип художественного мышления).
Научная новизна исследования состоит в актуальности концепции подхода к поэзии М.Атабаева, вовлечении в научный оборот оригинального и ранее не исследованного художественного пласта, который расширяет представление об общеэстетических богатствах не только кумыкской поэзии, но и всей многоязычной дагестанской литературы.
В настоящей работе впервые предпринята попытка отойти от ставшего традицией биографо-библиографического, т.е. обзорно-описательного принципа творческой характеристики оригинального поэта. Такой ракурс позволил рассмотреть масштабы новаторства поэзии М.Атабаева на орбите таких чрезвычайно актуальных сегодня крупных теоретических проблем, как народность, национальная идея, национальное своеобразие и общечеловеческие ценности, традиции, преемственность и самостоятельный поиск в обновлении и обогащении поэтики.
Методологическая основа работы. В диссертации творчески использованы устоявшиеся методы анализа художественных произведений, в частности, поэзии: историко-обзорный, типологический, сравнительный, структурный. Методологической и теоретической основой работы послужи-
ли труды классиков русской критической мысли В.Белинского, Н.Добролюбова, Н.Чернышевского, высказывания и творческие наблюдения таких выдающихся представителей национальных литератур как Э.Капиев, Р.Гамзатов, Ч.Айтматов, К.Кулиев, Д.Кугультинов и др.
Учтены также выводы и обобщения, содержащиеся в трудах Н.Конрада, И.Брагинского, Г.Поспелова, М.Храпченко, М.Арнаудова, Г.Гачева и других ученых.
В ходе работы над настоящим исследованием мы опирались на «Историю дагестанской советской литературы» (в 2-х томах, Махачкла, 1967), монографии К.Д.Султанова, Г.Гамзатова, Г.Мусахановой, С.Алиева, З.Акавова, А-К.Абдуллатипова, С.Акбиева, Ч.Юсуповой, З.Гаджиевой, К.Абукова, на материалы, вошедшие в коллективные научные сборники, стенограммы писательских форумов и публикации в текущей периодике, посвященные истории и современному развитию дагестанской литературы.
Практическая ценность диссертации представляется в ее методологической новизне, которая может стать теоретическим ориентиром в исследовании творчества современных поэтов и писателей, вносящігх вклад в национальную художественную сокровищницу как Дагестана, так и обширного разноязычного северокавказского региона. Работа также может послужить основой спецкурсов для вузов, педколледжей и, наконец, издана отдельной монографией.
Диссертация апробирована на заседании кафедры литературы ДГПУ. Основные положения работы отражены в выступлениях на научных конференциях в г.Махачкале (1998, 1999), тезисах докладов, опубликованных в научных сборниках и статьях на страницах периодической печати.
Структура диссертации продиктована значимостью и оригинальностью объекта исследования, неразработанностью темы, целью и задачами, определенными во «Введении». Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.