Введение к работе
Актуальность темы исследования. Советская детская литература, обладающая богатым жанровым диапазоном, вносит достойный вклад в духовное воспитание детей. Детская драматургия, являясь одним из видов детской литературы, достигла определенных успехов в утверждении высоких гуманистическая идеалов. Драматургия С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Н.Н.Носова, В.Розова, А.Арбузова, А.Г.Алексина. Ю.В.Сотника, научные взгляды К.Чуковского, Дж.Ро-дари, Ю.Борева, Г.Гачева и др. оказали большое влияние на творческое развитие узбекской детской драматургии.. -. - Научно-теоретическое осмысление достижений узбекской хог-сдой драматургия позволяет глубже донять роль и значение ее в идейно-нравственном воспитания молодого поколения.
Недостаточная научно-теоретическая изученность детских
драматургических произведений не дает полной объективной карти
ны существующих проблем..—
В.узбекском литературоведении проблемы детской драматур-.
гни, источники ее формирования были в той лли.иной стеиени разработаны, в грудах С.Мамаджаяова, .П.Шермухамедова, Б.Имамова, У.Рашида, М.Кадирова, М.Алимовой, Р.Ибрагимовой, М.Махмудова в др. Вместе.с тем, проблема характера я конфликта в узбекской детской драматургии еще не была объектом специального научного
исследования. . - -. . -.
Надеемся, что данная диссертационная.работа,-посвященная
проблемам.характера и конфликга в узбекской детской драматургии
в какой-то степени, восполнит существующий пробел. - ...
Исследование проблем детского драматургического творчеств
ва, в частности характера а конфликта, .с привлечением огромного материала, представляется нам актуальным, теоретическое-обобще-» нив накопленного опыта в области детской драматургии несомненно
* Олимова М. Узбек совет болалар драматургияси (1917-67 йй). Дисс.канд.филол.наук. Т., 1969. 235 б.; Имомов Б. Болалар драматургияси ха«ида//Совет мактаби. 1965. » І. Б.40-42; Назкр X. Болалар адабиёти.ва замонавийлик//Шарк, вддузи. І96Ї. Я 4, Б.150-151; Рашид У. Узбек болалар ва ёшлар цраматургиясанивг хозиргя ахволи/Д!арк -плдуэи. 1958. * 4."В. 133-137; Копиров М. Халк. ну-гирчок,геатри. Т., 1972. 210 б.; Узбек халк огзаки црамаси. Т., Т953; Узбек халк гомоша санъати. Т., 1981. 224 б.
окажет положительное влияние на дальнейшее развитие узбекской
детской драматургия.....
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование пройдем художественного изображения жизненных конфликтов в детской драматургии и выявления характеров в этих конфликтных ситуациях. Кроме того, одной из основных задач работы является также анализ взаимоотношений*реальных и сказочно-фантастических конфликтов.
В соответствии с целью задачи диссертационной работы сво
дятся к следующему:
выявить природу конфликта в детской драме в роль конфликта в идейно-художественной структуре произведения;
определить место и роль узбекского устного народного творчеств.- в возникновении и становлении детской драматургии;
изучить функциональные особенности конфликта в выявления характера в детской фантастической драме;
. .-определить роль и место конфликта в эволюции характера,
раскрытии особенностей художественного образа молодого совре
менника: .. .
- изучить идейно-художественные функции конфликта при
инсценировании произведений в театре юного зрителя; - -.
~ -- выявить особенности конфликта в репертуарах кукольных .
театров. --. . . .... . ...
Научная.новизна диссертационной работы^ Исследование проблем в детской драматургии в контекоге ее взаимоотношения с устным- народным творчеством и художественной фантастикой характеризуется принципиальной значимостью. В литературоведении до настоящего времени яв исследовались проОлемы взаимоотношений узбекской детской драматургии с классической.восточной литературой, со.своеобразными народными традициями, национальными особенностями.. Наряду о этим, неизученными до настоящего времени сотаются функции художественного образа' в появлении сатиричес- . ких, юмористических.'эпизодов в фангасгйко-лриклтенческой структуре сюжетов драматургических произведений.
Исходя из этого, выявлены особенности конфликта и характера в драмах-сказках; в фантастической драме; функции конфликта и характера в историясь-биографической драме; особенности художественной интерпретации конфликта школьной жизни в советской
детской драматургии. . ..
Предмет и объект исследования. Творчество узбекских детских драматургов Хакима Казира, Пулага Мушша, Эргаша Раимова, Анвара Абиджана, Латифа Махмудова, Ходжиакбара Шайхова, Равшаиа Яриева, Захриддяна Мухиддинова я др., в частности их драматургические произведения, опубликованные в печати, поставленные на сцене театров, явились объектом исследования. В процессе исследовательской работы соискатель обращался также к творчеству юиссиков детской лигературы - С.Маршака, С.Михалкова, Е.Шварца,
А.Алексина, Дя.Родари
— Методология исследования» Методологическую и теоретическую
основу данной работы составляют труды классиков марксизма о ро
ли литературы и искусства, работы по методологии литературове
дения,- груды Арисгогеля, Гегеля, Фараби, А.Навоиг.взгляды рево
люционеров-демократов В.Г.Белинского, Н.ГЛернышевского, Н.А.
Добролюбова и др. .... ...
. ... При освещений теоретических вопросов, касающихся особенностей проблем характера и конфликта в узбекской детской драматургии, в диссертации воспользованы работами известных литературоведов К.Чуковского, М.Горького, С.Михалкова, И,Матяшова, А.Веселовского, С.Мамаджанова.БЛиамава, П.Шермухамедова, Х.Абдусаматова, С.Матчанова, М.Абдурахмановой, С.Ирисходжаевой, Р.Ибрагимовой и др.
Основным методом исследования является системно-целевой
. анализ детских .пьес, драматургов^ -.
Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в гом, чго ее георегичеокие результаты и положения будут полезны в.разработке проблем, связанных с дальнейшим развитием детской драматургии.. Многие новые произведения детской драматург гии Узбекистана введены в научный обиход впервые. Материалы диссертации могут использоваться в качеогне спецкурса, на семинарских занятиях, учебном процессе, пособиях для студентов филологических факультетов вузов, а также в качестве методического источника для режиссеров и драматургов, работающих в детском театре, в их практической деятельности.
Апробацкд. Основные положения диссертация отразены в докладах на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института
культуры, а также в статьях и библиографическом указателе, список которых прилагается.
Диссертационная работа обсуждалась на совместном заседании кафедр детской литературы, режиссуры и мастерства антера, русской и зарубежной литературы ТашГИК, на.заседании отдела узбекской советской литературы Института языка и литературы им.А.С.Пушкина АН УзССР. .
. Структура диссертации. В соответствии с целями и задачами исследования/работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.