Введение к работе
і
Актуальность исследования. Марийская драматургия, восприняв национальные культурные традиции и эстетический опыт других литератур, выходит сегодня к более глубокому художественному осмыслению и восприятию сложной картины мира и человека в нем.
Современная марийская драматургия не может быть охарактеризована однозначно. Явления, заполняющие рамки этого временного периода (с середины 50-х по сегодняшний день), многообразны, а определяющие тенденции разноплановы. Это весьма пестрый и противоречивый материал, требующий своей оценки. Назрела острая необходимость анализа происходящих в современной марийской драматургии художественных явлений. Необходима объективная, основанная на эстетических принципах и теоретических положениях, оценка драматических произведений, созданных в этот период, так как этот материал является частью истории марийской литературы, документальным свидетельством значительного периода духовной истории марийского народа, отражением общественной жизни, культуры, идеологии на протяжении четырех с лишним десятилетий.
Диссертация является попыткой выявления важнейших аспектов развития национальной драматургии, позволяющих наблюдать, как художественно осваиваются ею мир и человек, как совершенствуются формы образного отражения действительности, как в творчестве ведущих драматургов отражается концепция человека. Под этим углом зрения анализируются наиболее известные произведения марийских драматургов, сделана попытка создания научной картины общего состояния марийской драматургии на современном этапе.
Обращение к теме диссертационного сочинения продиктовано отсутствием обобщающих исследований о состоянии современной марийской драматургии. Специальных исследовательских работ, посвященных проблеме характера, в марийской литературоведческой науке нет. Заслуживает внимания монография А.Иванова «Марийская драматургия: основные этапы развития», где представлена целостная картина пути развития марийской драматургии, раскрыты общие ее закономерности, основные идейно-художественные принципы. Прослеживается историко-проблемное освещение пути развития национальной драматургии, затрагиваются проблемы поэтики пьес,
сыгравших значительную роль в литературном процессе, автор рассматривает характеры некоторых значительных произведений марийской драматургии. М.Георгина на материале послевоенной драмы рассматривает вопрос о конфликтах и характерах, но, по справедливому замечанию литературоведа А.Иванова, «подобные статьи еще только начало, за которым должно последовать углубленное исследование актуальных проблем теории и практики драматургии, изучение закономерностей, тенденций развития марийской драматической литературы^ ее основных идейно-эстетических принципов. К тому же эти статьи во многом проигрывают от того: что оценка пьес в них не всегда достаточно аргументируется, не все выводы и обобщения подкрепляются конкретным идейно-эстетическим анализом»'.
Литература о современной национальной драматургии практически складывается из разрозненных статей, посвященных отдельным авторам и произведениям, а также театральных рецензий, оценивающих конкретные сценические интерпретации того или иного произведения.
Одной из главных задач художественной литературы в целом, и драматургии в частности, является раскрытие внутреннего мира человека, его душевных движений в различных проявлениях. Проблема характера как художественная категория давно привлекала ведущих теоретиков классического и современного литературоведения, занимала умы философов, ученых, литературных критиков. Искусство воспроизводит в образной форме конкретные в каждую историческую эпоху связи между человеком и миром, обществом и природой, оно воплощает в себе также и национальное своеобразие жизни, свойства национального характера. Это обстоятельство побуждает обратиться к проблеме характера в современной марийской драматургии.
Цели исследования. Исходя из проблемы характера обозначить пути развития современной марийской драматургии, определить ее основные тенденции на основе практики современной драматургии.
В соответствии с целями исследования определились следующие задачи:
- показать особенности развития марийской драматургии с середины 50-х по 90-ые годы;
1 Иванов А.Е. «Марийская драматургия: основные этапы развития». - Йошкар-Ола: Мар.кн. изд-во, 1969. -С.110.
- рассмотреть характеры в современной марийской драматургии сквозь
призму единства социальных и нравственных критериев, определяющих
проявление психологической и общественной сущности человека;
на основе анализа характеров главных героев охарактеризовать идейно-художественное мастерство и своеобразие творческой манеры драматургов;
определить концепцию человека в творчестве К.Коршунова и М.Рыбакова.
Научная повизна работы состоит в том, что в ней впервые на конкретном художественном материале в истории марийского литературоведения осуществлен целостный подход к изучению проблемы характера в драматургии, выявлены определяющие ее тенденции, своеобразие стилевых направлений, жанровых форм, делается попытка представить художественно-эстетическое богатство и изобразительные возможности национальной литературы.
Материалом исследования являются драматические произведения марийских писателей, созданные на современном этапе развития национальной литературы. Сегодня в различных жанрах марийской драматургии работают как довольно известные, так и начинающие писатели. В работе анализируются наиболее известные литературные произведения, способные отражать характерные для современного литературного процесса тенденции, наиболее приметные черты стиля, нравственные и политические идеи, свойственные этому времени. Цитируемые отрывки из текстов передаются на русском языке в нашем переводе.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных ученых: М.М.Бахтина, В.Г.Белинского, Э.Бснтли, Б.С.Бугрова, С.В.Владимирова, В.М.Волькенштейна, Е.Н.Горбуновой, А.А.Карягина, В.А.Латышевой, Г.И.Федорова, В.В.Фролова, В.Е.Хализева, Г.Я.Хлебникова, Е.И.Холодова, Е.Н.Чернова Я.И.Явчуновского и других. В методологическом отношении у работы гораздо более возможностей опереться на традиции, чем в отношении анализа конкретного литературного материала.
Главным методом анализа выбрано системное осмысление, позволяющее определить некоторые теоретические аспекты проблемы в сочетании с конкретным анализом текста, исследовать художественное
своеобразие произведений в связи с общей его проблематикой. Методика исследования основана на сравнительно-историческом, сравнительно-типологическом анализе. Многие пьесы впервые становятся объектом литературоведческого рассматривания, что лишает возможности строить анализ, исходя от чьих-то выводов и наблюдений.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, теоретические положения и конкретный анализ литературного материала могут быть использованы при изучении истории марийской литературы, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических рекомендаций по марийской литературе для вузов и общеобразовательных школ, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Апробация диссертации. Основные положения исследования нашли отражение в докладах на Международном симпозиуме «Финно-угорский мир и XXI век» (Йошкар-Ола, 1998), на II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (Саранск, 2000), на ежегодных научных конференциях преподавателей по итогам . научно-исследовательской работы (1997, 1998, 1999, 2000), проводимых в Марийском государственном университете, научно-практических конференциях сотрудников Марийского института образования по итогам НИР (1996, 1997, 1998), а также в опубликованных статьях, в чтении лекций по истории марийской литературы, спецкурса «Современная марийская драматургия» для студентов историко-филологического факультета. Анализ пьес Н.Арбана, К.Коршунова, М.Рыбакова использован в учебнике-хрестоматии для 9 класса и учебной книге для 10-11 классов по марийской литературе, одним из авторов которых является диссертант, а также в методическом пособии для учителей «Изучаем драму». Материал исследования использован также при чтении лекций в Марийском институте образования для учителей марийского языка и литературы, истории культуры народов.
Структура и объем диссертации. Цели и задачи, объекты исследования обусловили и предопределили логику и структуру данной работы. Несмотря на то, что современные пьесы драматургов менее всего поддаются употребляемому разделению на «производственную» драматургию, мы прибегли к такому разделению с целью систематизации внутренних процессов в проблематике, изображения характера героя.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического раздела.