Введение к работе
Актуальность темы. Изучение проблемы художественного психологизма на материале современной советской прозы - одна из актуальных задач советского литературоведения в области стиля. Современность изучения психологизма определяется "ее возрастающей научной значимостью, слабой изученностью и потребностью современного художественного сознания, его стремлением к углубленному постижению человека и окружающего мира в их взаимосвязях .
М.М.Бахтин писал: "Человек в искусстве - цельный человек", но при этом различал "пространственную форму героя" и "временное целое героя (проблему внутреннего человека - души)" и отмечал: "Проблема души - методологически есть проблема эстетики, она не может быть проблемой психологии, науки безоценочной и казуальной. .."2 Указанная проблема остается актуальной и по сей день.
В качестве материала избрано творчество Ю.Трифонова ж П.цроскурина: при определенном жанровом родстве это писатели разных стилевых направлений, тлеющие разную читательскую аудиторию, наконец, можно говорить о том, что Ю.Трифонов и П.цроскурэи -представители разных уровней нашей отечественной культуры. На необходимость и важность подобных сопоставительных исследований указывают многие литературоведы. "Мы легко разводим по группам,-течениям, генерациям таланты "однородные", чье направление обусловлено сходными взглядами на современность и современное искусство. Но для понимания литературного процесса и его связей с действительностью ваяно видеть общие силовые линии и в тех случаях, когда перед нами таланты, резко отличные друг от друга...
В современном состоянии художественного психологизма нас интересует жанровый аспект: каким изменениям подвергается внутреннее изображение героя в трех основных прозаических жанрах (рассказ, повесть, роман); особенно в двух последних, так как рассказ в творчестве Ю.Трифонова и П.цроскурина, с нашей точки зрения, является некоторым подготовительным этапом, эскизом раз-
* Проблемы психологического анализа в литературе. - Л., 1983.
- G.3. о
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С.95.
3 Бочаров А. Контрапункт // Октябрь. - 1982, & 7. - С.180.
вертывания психологизма как системи в повести и романе. Недостаточную разработанность данной проблемы отмечает В.В.Компанеец: "Не становилась предметом обстоятельного рассмотрения и проблема зависимости психологизма от специфики жанра"*.
Актуальность данного исследования определяется также тем, что, несмотря на общий интерес к проблеме художественного психологизма, она по-прежнему представляется недостаточно изученной. И по сей день остаются спорными вопросы о сущности, формах и средствах психологизма, а также другие важные аспекты этой сложной проблемы нуждаются в уточнении и конкретизации. В первую очередь это касается самого определения "психологизм". Исследователи неоднократно указывали на необходимость разграничения терминов "психологизм" и "психологический аяализ", но не пришли к единому пониманию их содержания. В связи с этим особое значение приобретавт работы, в которых данная проблема решается прикладшш образом.
Цель реферируемо! работы - выявить своеобразие принципов психологического анализа в творчестве Ю.Трифонова и П.Дроскурана как основу двух различных направлений в развитии современного художественного психологизма, определяющихся разными урознями развития современной культуры.
В соответствии с поставленной целью диссертационная работа направлена на решение следующих основных задач:
определить основные психологические линии, лейтмотивы в жанровой система творчества писателей, а также доминанты в сфере психологизма;
выявить различные вида соотношений в творчестве Ю.Трифокова и П. Проскурина психологии автора, героев и читателей и прояснить культурологический аспект данной проблемы, важный для понимания современного развития литература а иопыток дать объективную оценку творческой деятельности того или иного писателя;
соотнести концепции героев Ю.Трифовова и П.Цроскурина о'целью определения целостной система современного психологизма в литератур. .'
Материалом, для наблюдений и выводов послужили рассказы, повести и романы ("Старик" Ю-. Трифонова и "Судьба" П.Цроскурина), а также статьи, выступления писателей, связанные с проблемой худо-
4 Комнанеац В.В. їудожественннй психологизм в советской литературе CIS20-6 годы). -М., 1980. -С.18.
жественного психологизма. Для сопоставления подключались произведения других современных писателей: Ч.Айтматова, А.Кима, Г.Матевосяна, Т.Пулатова и других.
Методы исследования. При изучении и обработке полученного материала применялись методы: описательный и сравнительный. Они определяются достижениями современного отечественного и зарубежного литературоведения. В ряде случаев бая осуществлен статистический подход.
Научная новизна основных результатов работы определяется тем, что творчество Ю.Трифонова и П.Проскурина впервые подвергается сопоставлении. При этом акцент смещается в сторону разграничения двух творческих индивидуальностей в области психологизма. Отсутствуют работы, специально посвященные изучению психологического мастерства Трифонова и Проскурина, хотя их произведения не обойдены вниманием критики. Жанровый аспект художественного психологизма двух крупных писателей впервые является предметом диссертационного исследования.
Вклад автора б проведенное исследование: в работе дано полное описание принципов психологического анализа в повестях и романах Трифонова и Проскурина, определены психологические доминанты, прояснен культурологический аспект проблемы, сопоставлены концепции героев.
Практическая и теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в научный оборот вводятся невце подходы к изучению психологического анализа в современной литературе, предлагается культурологический аспект решения проблем художественного психологизма. Полученные результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания при чтении лекционных курсов по современной русской советской литературе, многонациональной советской литературе и спецкурсов, посвященных изучению творчества Ю.Трифонова и П.Проскурина.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования нашли отражение в трех статьях и докладах, прочитанных на научных конференциях в Омском государственном университете /май Ї9В9 г., декабрь 1990 г./, а также в 2-х отчетах- научной лаборатории 0м1У "Человек. Культура. Слово" /1989-1990 гг./.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Основной текст диссертации 158 страниц.