Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Постмодернизм в системе национальной культуры (типологические связи русской литературы и русскоязычной поэзии Северного Кавказа). Гуртуева, Тамара Бертовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуртуева, Тамара Бертовна. Постмодернизм в системе национальной культуры (типологические связи русской литературы и русскоязычной поэзии Северного Кавказа). : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Махачкала, 1997.- 35 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Рассматривая в реферируемом ісследовании духовную ситуацию, сложившуюся в конце XX веча (в которую, несомненно, вовлечена и северокавказская поэ-шя), как закономерный путь европейского самосознания, как за-зершение метафизических интенции европейского мышления, отлаженных в зеркале поэзии, мы сочли необходимым «прописать» :ам контекст, в рамках которого обретает формы творчество се-іерокавказекнх поэтов. Выбор такого подхода продиктован іаличием типологических связен национальных 'культур Северного Кавказа как с русской, так и европейской художественной

Справедливы указания балкарского исследователя 3. Толгу-)ова на то, что современный процесс позволяет идти по пути рас-ниреиия фронта сопоставления, привлекая к анализу не только штературы народов России, но и Европы. Современная эпоха шределнла повое отношение к литературам Северного Кавказа. Это не только компоненты целостности идейно-художественной :истемы одного уровня, одного типа ценностных ориентации, ху-южесгвенного мышления, но п новое прочтение современного штературного процесса, в котором не получил еще научного речения системный анализ состояния русскоязычной поэзии севс-юкавказского региона.

Отсутствие монографических исследований обусловливает ак-уалыюсть п своевременность диссертационной работы.

Ракурс исследования («Постмодернизм в системе нашюналь-ой культуры») продиктован исследовательской задачей иросле-,нть не только теоретические аспекты постмодернистского ис-усства, но и в результате сопоставления русских и северокавказ-кнх поэтов выявить их типичность для постмодернистской модс-!н творчества.

Ориентация северокавказекпх литератур на русскую литера-урную действительность приобрела доминирующее значение, кладываясь с нею в единый целостный процесс, единую художс-твенную эстетическую общность, основанную, на наш взгляд, на гпроко понятом романтизме. Именно в романтизме сходятся все нти поэтических направлений XIX—XX веков. То неблагополу-ие мира, которое было выявлено романтиками, н трагизм ннч-ожпостн человека до спх пор сохраняют свою актуальность, так ак внутренний смысл романтизма есть внутренний смысл всей ашей эпохи. Но при этом романтическую поэзию Северного Кав-

каза не следует понимать упрощенно, как поэзию социальной от решешгасти. Поэзия конца XX щека определяется нами как «ста рость романтизма», как тот период, когда разлад в человеке двойственность души н мира приобретают совершенно новый ха рактер. Оппозиции сверхчеловек — маленький человек, 'бытие — инобытие, вещь — ничто и др., 'рассмотренные сквозь призму ро мантиз.ма и философских искании нашего века, наполняются но вым содержанием.

На конкретном творческом материале северокавказских л рус ских поэтов їв данной работе предпринята попытка иселедоваті однотипность романтизма северокавказской литературы с рус ским романтизмом конца XIX — начала XX века, проявленпоі в пространственной и временной конкретности, томлении по кра соте, мечте, идеалу или «открытом противопоставлении идеал; хаосу бытия» (3. Толгуров).

Если в начале XX столетия романтизм северокавказских лите ратур приобрел широкую системную общность с русской неоро мантической литературой (А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский К. Мечпев, Б. Пачев, К. Хстагуров и др.), обусловленную единые мироощущением и восприятием действительности, то к конц; второго тысячелетня картина резко меняется. Покинутость, оди нокость человека, его обреченность на разлад с внешним миром заостренность темы «маленького человека» — эти мотивы стапо вятся сквозными как в русской, так и ссверокавказскои поэзии

Немаловажным фактором дальнейшего развития поэзии Се верного Кавказа, идущей по пути расширения тнпологическо: общности с русской литературой, является эстетическая двуреф лективность, когда -рациональное и иррациональное словно силе тены в одно целое. Это объясняется тем, что в XX веке певоз можно уже разделить классику и романтизм, ибо их взаимовлия ние очень сильно.

Определив основные составляющие романтизма (субъектив пость процесса, идея длительности — по Бергсону), бинарност: оппозиций (объект — субъект, рациональнее — иррациональ ное), идея как движение (по Шпенглеру) и др., заметим, что со временная эпоха (новацнонная) также предрасполагает к двпже нию. В этом пространстве постмодернизм 'рассматривается нам как романтизм в его историческом развитии.

Трансформация русской литературы в северокавказскую, рав по как и обратный процесс, объективно всегда может способст вовагь не только расширению творческих возможностей поэтог но и способна -раздвинуть границы современного северокавказ ского менталитета. Таким образом, восприятие современност: происходит не только в единстве с прошлым, но п в перспектив движения.

Актуальность рассмотрения творчества русскоязычных поэто Северного Кавказа в контексте развития русской поэзии н евро пейского самосознания, выявление между ними типологически;

связен, решение теоретических аспектов постмодернистского искусства, рассмотренных сквозь призму романтизма, предопределили отбор фактов, проблемності^ методику и методологию диссертационного труда.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных философов, литературоведов, критиков, лингвистов, культурологов, рассматрн-зающих онтологические, гносеологические, историко-культурные і эстетические параметры постмодернизма (М. Хайдеггера, Р. Гварднни, Р. Барта, Ю. Хабермаса, Умберто Эко, Ж.-Ф. Лио-гара, Ж. Деррида, В. Вельша, И. Ильина, Н. Автономовон, В. Ха-типова, В. Куїрицьіна, М. Эпштейна, Дм. Пригова и др.).

В формировании точки зрения автора существенную роль сыграли работы исследователей североказказекпх литератур Г. Гамзатова, 3. Толгурова, А. Вагидова, 10. Тхагазитова, К. Султанова, К. Шаззо, Л. Беказовон, 3. Акавова, А. Мусукаевой, <. Бакова, Л. Егоровой, 3. Казбековон, Р. Фндаровоп.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной рабоїьі :остопг в установлении истоков постмодернизма как течения в искусстве, доказательстве его исторической состоятельности, преемственных связях и месте в системе национальных культур Север-юго Кавказа. .

В соответствии с этой целью предполагается решение ряда іадач:

раскрыть теоретические аспекты современного постмо-іерннзма и преломление в его пространстве русскоязычной позиці Северного Кавказа;

исследовать социально-общественные, философские ос-ювы постмодернизма на всех этапах его развития;

проследить стилистику и поэтику постмодернистской :сверокавказскоіі псэзии в связи со всей предыдущей художест-іепііой культурой;

в ходе сравппптелыюго и сопоставительного анализа юэзин ссвсрокавказскх и русских поэтов выявить их типичность іля постмодернистской модели творчества;

показать 'роль факторов, определивших типологические ісобснпости русскоязычной поэзии Северного Кавказа.

Методы исследования. Основным методом исследования в дисертанті является сравнительно-сопоставительный, способствую-тпп установлению художественно-эстетической и мировоззренче-кой общности литератур.

Научная новизна. В исследовании впервые в отечественном нтературоведенни сформулированы теоретико-методологиче-кне основы постмодернизма и проведен обобщающий, системный нализ состояния русскоязычной поэзии Северного Кавказа в кон-

тексте развития русской поэтической традиции XIX—XX вв. Вви ду того, что русскоязычная поэзия региона до сих пор оставаласі па периферии литературоведческих интересов, представлениук работу следует рассматривать как первый опыт ее критической осмысления.

Теоретическая значимость исследования прежде всего связан; с разработкой концепции постмодернизма, опирающейся на ро мантизм в его историческом развитии. Впервые в северокавказ ском литературоведении автором рассмотрен опыт русскоязыч ной поэзии в современном литературном процессе, при этом по казана разность эстетических воззрении ее представителей и еди ный поиск новаторских решений, связанных с эпохой постмо дернизма.

Данное исследование, безусловно, устранит имеющийся про бел в научном освещении'типологических связей русской литера туры и русскоязычной северокавказской поэзии.

Практическая значимость исследования позволяет нрогнозиро вать дальнейшие пути развития поэзии, а ее основные положенні и выводы могут быть использованы как при внедрении в вузов ский учебный процесс в форме спецкурса, так и в качестве одно го из разделов будущей истории русскоязычной литературы на родов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения и научные результа ты диссертации апробированы в монографии «Поэзия Северной Кавказа в контексте постмодернизма» (1994), ряде статей в те матических сборниках и журналах, учебных и методических по собнях, изложены в научных докладах на международных, все союзных, региональных, внутривузовских конференциях; введеї в практику вузовского преподавания спецкурс «Северокавказ екая поэзия в контексте постмодернизма».

Диссертационная работа прошла апробацию на заседании ка федры русской литературы Кабардино-Балкарского государствен ного университета и совместном заседании секторов фольклор; и литературы Института истории, филологии и экономики Кабар дино-Балкарского научного центра Российской академии наук.

Структура и объем диссертации. Исследование включает 30S страницы машинописного текста и состоит из введения, двух глав заключения и 'библиографии. Все главы рассматриваются в плос кости историко-литературных и культурфилософских координат