Введение к работе
Актуальность темы. Сажида Сулейманова принадлежит к плеяде известных и популярных в народе поэтов, условно называемых "шестидесятниками". Для творчества поэтессы характерны лирико-фнлософские раздумья о многогранности человеческого характера, о любпн,верности, долге и ответственности перед историей и будущим. Её стихи полны глубокой взволнованностью,их отличает внутренняя сосре-доточенность,тёская,конкретно ощутимая связь с окружающим миром.
Философская лирика С.Сулеймановой была откровением для татарской поэзии. Когда-то поэтессу знатоки литературы уподобляли А.Ахматовой. Ведь замечательная русская поэтесса, как и С.Суленма-нова, с огромной силой лиризма писала о любви. Тревожные, смятенные, горькие ахматовские строфы о любви в представлении многих и многих долгое время как бы сливались с обликом самой поэтессы. Встречи н разлуки, нежность и разочарования, истома и поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания и самоотверженность, гордыня и грусть - в таких гранях и изломах мы видим любовь С.Сулеймановой на страницах её книг.
Философское осмысление всего того, что происходит вокруг нас -основная черта поэзии С.Сулеймановой. Этим и другими качествами её творчество с самого начала привлекло внимание читателей, критиков и литературоведов.
Интересные наблюдения и выводы об этом своеобразном творчестве высказаны критиками Н.Юзиевым, Т.Галиуллиным, Ф.Зуль-карнаевым,поэтами и писателями Х.Туфаном.С.Хакимом, Г.Башнро-вым,Ф.Гиззатуллиной,Р.Гатауллиным и др.В их работах содержатся образно-тематический,сравнительно-сопоставительный анализ отдельных произведений,наблюдения относительно роста поэтического таланта автора,стиля поэтессы,а также философской глубины её творчества.
7,
Анализ имеющихся публикаций свидетельствует, о том, что весьма своеобразное творческое наследие ССулеймановой еще не нашло системного, паучного освещения и ощущается необходимость в специальном монографическом его исследовании.
Цель работы - изучение основных тенденций развития поэтического творчества ССулеймановой. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
показать пути зарождения и становления "женской поэзии" в татарской литературе;
изучить жанровое разнообразие творчества ССулеймановой;
- подвергнуть всестороннему анализу поэзию ССулеймановой;
Научная новизна диссертации определяется постановкой пробле
мы, то есть творчество ССулеймановой впервые становится объектом
научного исследования в аспекте новых идейно-эстетических воззрений
нашего времени.
Материал исследования - поэзия ССулеймановой. Вместе с тем диссертантом составлен полный список произведений ССулеймановой (около 30 сборников и более 200 наименований публикаций сти-хов,прозы и публицистики в прессе).Собран материал об истории развития "женской поэзии", начиная с конца XIX века,который дал возможность сделать вывод о закономерности появления творчества ССулеймановой в татарской поэзии.
Теоретической и методологической основой работы являются труды литературоведов и критиков, иосвященные изучению жанра ноэзии в русской и татарской литературах.
В работе применялись историко -социологический, системно-структурный, сравнительно - типологический методы анализа. Кроме того, диссертант опирался на труды В.Зайцева, В.Хатюшика, Т.Чабан, И.Васильева,Е.Невзглядовой,Т.Галиуллина,М.Гайнуллина,Х.Миннегуло ва, Г.Гильманова, Ф.Зулькарнаева, И.Башнровон, Н.Юзиева,
Ф.Галимуллина, Ф.Урманчеева и др. В целях выявления идейно-эстетических корней и национально-художественного своеобразия творчества С.Сулеймановой её поэзия осмысливается в сравнительно-типологическом плане.
Научно-практическое значение диссертации. Научные выводы диссертации и методика анализа произведений могут быть использованы в создании монографических трудов и вузовских учебников по истории татарской литературы, в преподавании её в общеобразовательных школах. Результаты исследований могут послужить материалом для дальнейших разработок темы по татарской поэзии.
Апробация работы. Основные положения исследования отражены в литературно-критических статьях, опубликованных в научных изданиях и республиканской периодической печати, а также в докладах и выступлениях на научных конференциях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.