Введение к работе
Актуальность исследования. Современная эпоха определила
новое отношение к отечественной истории, в том числе и к истории
литератур народов Дагестана и Северного Кавказа. Творчество Ма
ная (Абдулманапа) Алибекова в этом аспекте составляет одно из
важнейших слагаемых национальных культурных традиций, непов
торимого исторического национального опыта, который неизменно
питает современную литературу. Представленный в диссертации
анализ научно-критической литературы, посвященной изучению твор
чества М.Алибекова, показывает, по мнению автора, как происходя
щие в настоящее время в стране социально-политические измене
ния заставляют читателя воспринимать М.Алибекова, думать и го
ворить о нем иначе, чем воспринимало его наше литературоведение
в 20-е-ЗО-е годы, иначе, чем думали, говорили и писали о нем в 50-
е, 70-е, 80-е годы. М.Алибеков ныне стал современником и новей
шего времени, конца 90-х годов, летящего к концу двадцатого века,
потому что он являет собой пример таких художников-мыслителей,
историко-функциональноя значение которых в полном объеме можно
оценить, лишь объяснив своеобразие самого искусства, творчества
писателя, трудно воспринимаемого вне своего социально-полити
ческого времени и пространства. Сказанное особенно характерно
для поэта-публициста Маная Алибекова, чьим главным "героем" была
общественная жизнь в ее "текущем моменте", чьи произведения
глубже, чем у других классиков, погружены в политический быт и
борьбу своего времени, удивительно напоминающие нашу совре
менность. *
Отмечая, что литературная деятельность, общественно-политические и эстетические взгляды М.Алибекова и поныне привлекают внимание как специалистов - литературоведов, так и историков, философов, социологов и других представителей гуманитарного профиля, вместе с этим в исследовании подчеркивается преобладающее и на сегодня разночтение его творчества.
В исследовательской ситуации, обозначившейся вокруг проблем творчества М.Алибекова, как отмечается в диссертации, не все про-
яснено, и это обстоятельство требует некоторых уточнений принципиального характера, которые в конечном итоге связаны с методами научных разработок. Дело в том, что до настоящего времени творчество М.Алибекова в полном объеме известно лишь узкому кругу специалистов. Изданный в 1925 г. сборник его произведений, уже давно ставший библиографической редкостью и вследствие этого недоступный современному поколению любителей и ценителей отечественной словесности, в науке интерпретируется, как правило, своеобразно, избирательно - в зависимости от заранее сконструированных построений ученых. Указанное положение актуализирует проблему специального монографического изучения и исследования творчества М.Алибекова. На современном этапе развития общества открылась возможность рассматривать художественные явления, произведения искусства, литературы в большой мере в их функциональных, изначальных, родовых свойствах, разрабатываются и более адекватные им критерии, принципы интерпретации, осмысления. При этом диссертант подчеркивает, что речь идет не о какой-либо ревизии научных выводов и обобщений, сделанных предшествовавшими ему исследователями истории кумыкской литературы и в частности творчества. М.,Алибекова. В работе акцентируется внимание лишь на том, что целостно обобщающий характер, который определял и методику анализа историко-литературного процесса, и способы "вписания" творчества писателя (М.Алибеков в данном случае лишь показатель общей тенденции) в закономерности диалектико-исторического порядка, - этот действительно и логически верно объединяющий принцип построения структуры исследований в то же время как бы отсекал не менее важнейшие компоненты творческой индивидуальности художника. Так случилось, что научные разработки, обобщающие историко-литературный процесс, предшествовали монографическим исследованиям по творчеству того или иного художника -персоналиям, что, в частности, сказалось и в отношении к творчеству М.Алибекова. .
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных литературоведов, критиков, рассматривающих литературный процесс как в целостном (общемировом) контексте, так же и национальные литературы, входящие в определенные зональные и региональные комплексы (Н.С.Надъяр-
- А -
ных, Р.Г.Бикмухаметов, Ч.Гусейнов, Г.Г.Гамзатов, К.И.Абуков, К.К.Султанов и др.)
В формировании точки зрения автора существенную роль сыграли труды исследователей литератур народов Дагестана и Северного Кавказа, главным образом работы Г.Г.Гамзатова, А.-К.Ю.Аб-дулатипова, С.М.Алиева, А.М.Вагидова, С.Х.Ахмедова, С.М.Хайбул-лаева, К.И.Абукова, С.Х.Акбиева, Г.Г.Гашарова, Р.М.Кельбеханова, З.Х.Толгурова, З.Н.Акавова, Р.А.Ахмедовой З.Г.Казбековой, М.А.Гусейнова, З.М.Османовой, в которых исследованы вопросы формирования, становления и развития конкретных литератур, их художественного метода, жанров и стилей.
Цель и задачи исследования. Цель реферируемой диссертационной работы состоит в установлении художественно-публицистических истоков творчества М.Алибєкова в историко-литературном и социально-политическом контексте начала XX в., в доказательстве его трибунно-араторских, публицистических жанровых новаций как рождение синтетических идейно-художественных ответвлений в литературном процессе, имевших глубокие преемственные связи в системе национальных культур Дагестана и Северного Кавказа.
В соответствии с этой целью предполагается решение ряда задач:
систематизация творческого наследия М.Алибєкова в его социально-исторической и общественно-политической обусловленности;
раскрыть жанровые теоретические аспекты художественной публицистики М.Алибєкова и преломление в ее пространстве литературного творчества поэта;
проследить стилистику и поэтику произведений М.Алибєкова в связи со всей предыдущей национальной художественной культурой;
показать роль факторов, определивших типологические особенности творчества М.Алибєкова в контексте литератур народов Дагестана и Северного Кавказа;
в ходе сравнительного и сопоставительного анализа поэзии М.Алибєкова и последующего развития литературного процесса выявить преемственность идей и поэтических средств.
Методы исследования. Основным методом исследования в диссертации является сравнительно-сопоставительный, способствующий установлению художественно-эстетической и мировоззренческой особенности публицистики М.Алибекова в историко-литературной преемственности.
Научная новизна. Опираясь на труды исследователей истории кумыкской литературы, используя опыт изучения литератур Северного Кавказа и Дагестана, в настоящей работе впервые предпринята попытка рассмотреть творчество М.Алибекова в монографическом плане с точки зрения его публицистического жанрового своеобразия в общественно-литературном процессе начала XX века.
Теоретическая значимость исследования прежде всего связана с разработкой в дагестанском и северокавказском литературоведении проблем родо-видовой и жанровой специфики литературы начала XX века на примере публицистики в поэзии М.Алибекова, что, безусловно, устранит имеющийся пробел в научном освещении типологических связей кумыкской литературы.
Практическая значимость работы видится в том, что ее основные теоретические положения и выводы могут быть использованы как при внедрении в вузовский учебный процесс в форме спецкурса, так и в качестве одного из разделов теоретической истории литератур народов Дагестана и Северного Кавказа.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных докладах на международных, межвузовских и внут-ривузовских конференциях; в ряде статей в журнале ("Утренняя звезда"); в сборниках тезисов научных докладов аспирантов и профессорско-преподавательского состава ДГУ и ДГПУ.
Диссертационная работа прошла апробацию и рекомендована к защите на заседании кафедры литератур Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Исследование включает 162 страницы машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.