Введение к работе
Актуальность темы. Во все времена окружающий мир предстает перед человеком как неиссякаемый источник духовной энергии, источник, который питает и вдохновляет его творческую мысль. Постигая природу и постигая самого себя, свое "я", человек выходит к общезначимым проблемам. В результате рождается символика как отражение общего духовного состояния, как отражение глубинных пластов мысли. Мир реальный и мир идеальный находят в символе точки" соприкосновения, выявляя высокую степень обобщающей и постигающей сути искусства. Неограничен внутренний потенциал символа, он не терпит узости, камерности, сковывающей его движение в широком масштабе - в его стремлении к охвату общечеловеческих нравственных проблем.
Генетически символ связан с теми временами, когда .іредстави-тели примитивных сообществ, пытаясь постигнуть окружающий мир, отражали свои впечатления в простейших рисунках на камнях и скалах, орнаментальных композициях, мифических сказах. Уже тогда, в ранние века существования человечества, художественное творчество было насыщено различными символическими формами 1>особенно, по Гегелю, искусство Древнего Востока,), суть и значение которых осознавалось последующими поколениями по пере того, как синкретизм первобытного мышления уступал место более высокой фазе духовного развития, и человек мог, помимо "осязаемых истин", уловить также более "тонкую и отвлеченную мысль" v*.Бэкон.). Символ, таким образом, корнями восходит к древним традициям художественного мышления.
Предлагаемая нами работа посЕяжена вопросам истоков, типологии и ЗункпноЕирования символа в прозаической системе казахской литературы. Актуальность данной проблематики определяется, во-
- г -
первых, особенностями самого литературного процесса, в контексте которого ведутся художественные исследования проблем не только частного характера, но и универсальных, всезначимых, в постановке и решении которых велика роль символа, изначально призванного выражать общечеловеческие ценности, идеи и понятия. Во-вторых, способностью символа активизироваться, как было замечено, В периоды переломно-критические для человечества, в периоды нравственных катаклизмов и социально-политических потрясений. Именно этими причинами в значительной мере обусловлено в наши дни внимание к символу как одной из действенных форм познания, позволяющая кратко, но емко раскрыть глубинные противоречия, парадоксы жизни, обнаружить примети высвобождения и обновления человеческого духа. "Глас" символа ныне напоминает людям о смысле и предназначении жизни. "Бесконечная перспектива бесконечных проявление и воплощений данной художественной общности в отдельных частностях и единичностях" (.А.Ф.Лосев.) заключена в символе, отсюда его привлекательность для мыслителей и художников разных поколений. В общий художественный процесс органически входит и казахская национальная литература, где символ, имеющий древние корни, получает различные формы и способы поэтического воплощения. Цель исследования состоит в конкретном историко-генетичес-ком и структурно-типологическом изучении символа на материале казахской прозы. В связи с чем рассматриваются произведения М.О.Ау-взова, Ж.Аймаутова, U.Сейфуллина, Г.Мусрепова, а также А.Кекиль-баава, О.Бокеева, С.Санбаева, С.Жунусова, Ж.Молдагалиева, в которых значительное место занимает символико-традиционные образы, подвергающиеся своеобразной литературной трансформации и являющиеся объектон данного исследования. Поэма С.Сейфуллина "Разлучен-
ные лебеди" взята нами в качестве исключения - в целях максимальной аргументации принципов и задач диссертационной работы, чему способствует идейно-образная система произведения. В соответствии с целевой установкой решаются следующие задачи:
раскрыть структурные особенности символа, принципы его движения в сфере художественного произведения;
выявить типы символа и охарактеризовать их своеобразие и функции;
исследовать соотношение символ и фольклор;
установить жанрообразующув функцию символа в системе малого жанра;
исследовать поэтику рассказа-символа.
Методологической основой диссертации являются труды классиков немецкой философии - Гегеля, Шеллинга, Канта, голландского
историка И.Хёйзинга, русских ученых А.Н.Беселовского, В.В.Еар-тольда, В.В.Радлова, а также труды современных ученых А.Ф.Лосева, Роберта Веймана, С.С.Аверинцева, З.П.ІІІестакова, Д.С.Лихачева, Г.М.Фридлендер, А.Михайловой, З.А.Шубина и других. Широко используется работы ученых, исследующих символ в аспекте семиотики, - С.А.Бартазаряь ., Б.В.Мантатова, Л.О.Резникова, Л.В.Уварова и др., теоретические положения в области символа, разработанные в статьях М.Н.Ь'ресько, М.В.Пророкова, А.А.Смирнова, Сул-хана Иордания и др. Исследованию проблемы соотношения фольклорного и литературного в национальной литературе способствуют труды Ш.Нудайбердиева, К.Джумалиева, З.Ахметова, Р.Бердибаева, Н.Габдуллина, З.Кабдулова, С.Кирабаава, Х.Адибаева, О.Сулеймено-ва, Р.Нургалиева, С.Каскабасова и др. При освещении генезиса художественного образа в казахской прозе автор опирается на теоре-
тические исследования М.О.Ауэзова.
Научная новизна. Идейно-художественная функция символа, механизм его возникновения и активизации в пределах различных творческих методов и художественных систем особенно многосторон-нераскрыты в русской научно-теоретической литературе, частично -в киргизской, узбекской, грузинской, армянской, в казахском литературоведении имеют место отдельные наблвдения и замечания, но комплексный анализ ч научное осмысление данной проблемы отсутствует. Поэтому в предлагаемой работе предпринимается попытка восполнить этот пробел, что и определяет степень новизны исследования.
Практическая значимость работы выражается в том, что проведенный анализ и сделанные выводы могут быть использованы в курсах по истории и теории казахской литературы и многонациональной литературы содружества, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, некоторые материалы по теме диссертации могут применяться учителями средних школ в процессе преподавания казахской литературы.
Апробация. Работа обсуждена на совместном заседании кафедры русской и зарубежной литературы и кафедры казахской литературы Казахского государственного тздагогического университета имени Абая. Основные положенчя и выводы исследования освещались на ежегодных научно-теоретических конференциях университета. По материалам диссертации разработан спецкурс "О повтике символа в казахской прозе", который читался на филологическом факультете КазЛПУ. По теме исследования опубликованы пять научных статей.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
- ь -