Введение к работе
Актуальность теш. В настояние время возникла острая необходимость изучения всзх структурно-формглышх аспектов по-эзш А.Лахути, ибо только исследование цельной поэтики -позволяет раскрыть разные грани мастерства поэта п дать объективную оценку его творчества. Сегодня,- как никогда, поэзия Лахути нуждается в новом осмыслении и переоценке.
. З результате исторических революционных порзкзн /1917 г./, породивших з таджикской литературоведении нигилистической огкоазние к классической поэтике, упрощенная схематизация слоеной творческой лаборатории художников слова стала общепринятой нормой. Это явление опиралось ка принцип вульгарного социологизма, который основывался кз на структуральном анализе, а.на характеристике содержздая того или иного про* изведения в отрыве о? форш. Причину этого, отрицательного явления следует искать в извращении'природы стихозедеїшя, подчиненном партийно-классовой идеологии. Гак, напришр, з таджикском литературоведении, вопреки истине, дегяшируат ГЛН8КИЗ, что Лахути, как поэт ларкко-политического налравле-ггия, лишь в Советском Союзе.обрёл благодатну» творчзскуэ почву.- ' ;
Не случаен тот парадокс,;что. хотя в таджикском литературоведении творчестзо.Лахути наряду с творчеством САйни является наиболее изученным, поэтика его произведений, в её структурной целостности по сей день практически но исследована1.
І. Ійоногра&ія С.Лаврояоза "/Метрика поэзии А.Лахути" /Душанбе: дониш,"1974/, в частности, исследоввште ш.Давлатрпа "Газель и её традиции з творчестве А.Лахут.. /Дуиакбе: Довита, I9?b/ и отдельные статьи А.лбдумакноисва» АЛланиязоза, Х.&э-дикулова, '.Са:адоза, Р.&іуоулмеккулова затрагивают отдельные аспекты поэтики Лахути и тем самім лчыь частотно раскрчваюг специфику творчества поь-та.
Так как творчество выдавшихся художников слова суи$ствен-ло влияет на развитие поэзии в целом, изучение данного вопроса позволяет проследить, генезис, эволюцию и упадок жанрових фори к средств, приёмы художественного изображения, поэтических систем и стилевых направлений.
До настоящего времеші всесторонне исследовался всего лишь один из аспектов поэтики - механизм трансформации жанровой системы и поэтических родов, а также развитие формальных элементов стихосложения. Определенный вклад в изучение нормативной поэтики внесли Т.Зехіш, Б.Сирус, А.Сатторсв, Н.Ю.Чалисо-ва, Р.Цусулмошіулов, Х.Шарифго, С.Давронов, А.Насріщдцнов, М.Еарифов, Ш.Рахмонов и др. Однако другие, не менее важные аспекты исторической поэтики - исследование поэтики таджикской литературы в её исторической развитии и анализ поэтики выдающиеся мастеров слова для таджикского литературоведения остаётся делом будущего.
Основная пель исследования. Главная задача диссертации -- выязление исбобшрние закономерностей трансформации поэзии А.іахути, её единства и разнообразия, .обретающих порой противоречие, двж^взаимоисклачашие форш. Анализируя образную систему , приём радиф /эпифора/ и такой важный компонент стиха, как рифма, в работе ставится задача — раскрыть специфику самобытного поэтического мира Дахути в его тесной зависимости от времени и социальной среды. Рассматривая сложную систему формальных компонентов в. крепкой взаимосвязи с динамикой содер.іашш, определяя черты новаторства и традиционализма, диссертант попытался дать оценку всем периодам твор чества поэта. Кроме того, в диссертации посредством анализа поэтики творчества Лахути осуществлена попытка ра.скрыть суш,-
ность трансформации кадровой системы, и проследить эволюцию способов и средств художественного выражения в персидско-тад-хикской ПОЭ31Ш конца XIX - первой половины XX вв.
Теоретические и методологические источники, методы исследования. В диссертации использованы методологические основы ведущие специалистов исторической поэтики. Автор опирается на теоретические положения великих персидско-таджикских сти-
ховедоз, таких как йіухаммади Родуеїш, Рашндаддгаш Ватвот, (ііамои Кайои Рози, Ласираддиші Тусп, Хусайн Волзи Кошифи, Атоулло Махмуда Хусаїіші и др. Использованы така» достияо-няя литературоведения ХІХ-ХХ вз. - труди А.й.Веселозского, В.М.Япрмунского, U.M. Бахтина, С.С. Аверпнцева, Л.Н. Конрада, Й.Ю. Крачковского, Е.Э.Бертельса, В.К. Настойка, М.ІЬуїсуроза, А.Сатторова, Х.ІЇарнфова, Р.Ыусулглошсулова п др. Автор придерживается методов "психологического параллелизма" Л.Н. Весолозского, "детализации" С.С. Лверкнцева. Иссхз-довашю основывается на принципе хронологического, оравігп-тельного п типологического анализа.
Научнпя новизна. Настояп'яе иослздозашм .- пзрзіїй опит структурального анализа творчества ?*булькаспма Лахутя, пер-пая попытка охватить поэтику з делом, списать цэлъиую поэтическую систему худогппіка, сегліслить оту систему в сё да-нагоческом развитии.
Новой является постановка к разработка следую;:^ нрс-5-
I. Реконструкция периодизации творчества Лбульглет/га ла-хутп.
_ 4 -
тшї поэзии в плане целостно'! системи. Научные виводи и фактический материал могут быть использована при создании курса "Историк литературы XX века", составлении учебника по исторической поэтике, учебных пособий по литературе и литературоведении для студентов ВУЗ, а такяе для учащихся школ.
Апробация исследования. Диссертация, обсуждена и рекомендована к защіте ка заседании кафедры современной тад-: инкской литература /19 мая 1992 года, протокол S .8/,секции литературоведения учёного Созета Института языка и литературы ем. Рудаїси /9 шия 1992 г., протокол % &/: По материалам исследования прочитаны, доклады и научные особлива на университетских конференциях /1988-1992 гг./, на Республиканской научно-практической конференции молодых учение Таджикистана, издан тезке доклада кконференции "Варз.обсхпз чтения." /Дукакбс, 1922/. Основное содержание работы изложено в ряде статей и материалов, опубликованных в республиканских журналах и научиш: сборниках.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,, заключения и библиографии. Вторая глава, в свои очередь, разделена на две части.