Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэма "Про это" в идейно-творческой эволюции В. В. Маяковского Полехина, Майя Мударрисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полехина, Майя Мударрисовна. Поэма "Про это" в идейно-творческой эволюции В. В. Маяковского : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина.- Москва, 1989.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-7/1757-3

Введение к работе

»-ОіЩ І .

Я-./ет^рторическое, художественное и воспитательное значение поэтического наследия В.В.Маяковского отчетливо вырисовывается з све-станин і

і~Ш2Щіряжеиніхх творческих исканий нашего времени. Облик поэта ассоциируется с крупнейшими общественными и социально-экономическими преобразованиями, с решением актуальных проблем жизни человечества. Непреходящий интерес к художественному опыту В.В.Маяковского объясняется возрастающими требованиями укрупнения масштабов художественного видения, обогащения общественно-философского содержания искусства, действенности средств образного воплощения. В трудах А.Й.Метченко, В.О.Перцова, А.А.ІЛосайлова, В.П.Ракова, А.С.Субботина, Б.П.Гончарова, К.Г.Петросова, Ф.Н.Пицкель, В.В. Тимофеевой, Г.С.Черешгна, С.Владимирова сложилась научно аргументированная концепция творчества поэта. Вместе с тем наследие истинно большого художника, каким является В.В.Каяковский, принадлежит к "вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества"/В.Г.Белинский/, а потому открывает неисчерпаемые возможности для новых исследований. В 70-SC-e годы появилось много интересных работ о поэтическом мастерство В.В. Маяковского, о сложности формирования его художественной системы и метода, о соотношении этического и эстетического в его поэзии. Это работы Л.Н.Никольской, И.Ю.Подгаецкой, Ст.Лесневского, диссертационные исследования В.А.Сарычева, Т.А.Пономаревой, И.Ю.Искр-жицкой, В.В.Смирнова.

Современное состояние литературоведения в целом и достижения Советского маяковедения в частности побуждают перейти от систематизации биографических, историко-литературных фактов и анализа отдельных произведений к углубленному осмыслению идейно-творческой эволюции поэта и роли в этой эволюции этапных произзедений, среди которых существенное место занимает поэма "Про это". Актуальность работы определяется задачами исследования:

  1. Дать теоретическое обоснование исходных позиций в исследовании вопроса о становлении творческой индивидуальности писателя в контексте литературы рубежа веков.

  2. Показать формирование творческого метода З.Б.Маяковского, его идейно-эстетической системы как методологической категории.

  3. Вскрыть основы реалистического осмысления действительности, про1, цесс "накопления реалистических тенденций", движение эстетического

и нравственного идеалов в поэзии В.Б.Маяковского.

  1. Показать идейно-художественное богатство поэмы "Про это" в связи с творческой эволюцией художника.

  2. Проследить эволюцию философско-эстетических категорий пространства и времени в творчестве поэта, а так же прекрасного и безобразного, комического и трагического.

  3. Показать динамизм "содержательных форм" - жанровой системы,сго-жетно-композиционных построений, интонационно-образного строя.

В поэме "Про это", являющейся важнейшим этапом в творчестве В.В.Маяковского, отразились "противоречия роста", сложности нравственно-эстетических поисков. При соответствующей трактовке идейно-художественных достоинств произведения определяется его место в идейно-творческой эволюции поэта в связи с общими закономерностями литературного процесса первых трех десятилетий века.

Научная новизна исследования обусловлена своеобразием объекта изучения. Диссертация представляет одну из первых попыток обращения к произведению В.В.Маяковского, не получившему достаточного освещения в специальной литературе. Работы ограничены либо общей постановкой вопроса об идейно-художественном своеобразии поэмы, либо частными замечаниями относительно жанрово-отилевых особенностей; произведение не было предметом исследования в связи с формированием художественного метода поэта.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, достижения современного советского литературоведения. Философской основой работы является ленинская теория отражения, признание активности сознания художника, воссоздающего объективную дзйствитель- . ность, а так же важнейшее методологическое требование - каждое явление рассматривать "лишь /Л/ исторически; /у9/ лишь в связи с другими; IJ'I лить в связи с конкретным опытом истории."

В основу анализа идайно-творческой эволщйи поэта положен системно-типологический принцип исследования, обоснованный М.Б.Храп-ченко, которнй дает возможность проследить развитие художественной мысли как на уровне творческой индивидуальности, так и литературного процесса соответствупцего периода. Так как процесс творческой, эволщйи от менее сложных и зрелых форм к более сложным и совершен-

'. Ленин В.И. ПСС, т.49, - с. 329.

ным не является единичным и олучайным, в его изучении должен быть применен критерий повторяемости, теоретически разработанный и глубоко осмысленный в работах В.И.Ленина. Диалектическая связь повторяемого и неповторимого в искусстве обусловлена отражением сходных явлений действительности, спецификой литературно-художественного освоения мира, порождающего устойчивые формы поэтики и естетики, а также и тем, что художественное творчество - индивидуальное по форме - является в конечном счете результатом усвоенного опыта. В сложно взаимодействующих сторонах всякого художественного творчества - повторяемом и неповторимом - особенно отчетливо вырисовывается значение творческой индивидуальности писателя, личного дарования художника.

Ведущими принципами исследования являются также проблемно-хронологический, позволяющей выявить особенности формирования творческого метода В.В.Маяковского, историко-генетический, сравнительно-типологический, функциональный, представляющие возможность проследить систему взглядов поэта на мир и способы его отражения, установить связи В.В.Маяковского с литературным процессом эпохи.

Практическое значение диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов советской литературы и русской литературы конца XIX - начала XX века, спецкурсов и спецсеминаров.

Апробация материалов диссертации осуществлялась в 1980-198Э годах на межвузовских научных конференциях и научно-практических семинарах в Москве, Коломне, Томске, Череповце, Магнитогор-- ске. 1&бота обсуждена на кафедре советской литературы МШИ имени В.И.Ленина, апробирована в шести публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Содержание ее изложено на 169 страницах. Список литературы включает 266 наименований.