Введение к работе
/іктуа^нроть темы ії таль исследования. С первой половиной XIX века связан качественно новый этая в многовековом развития грузинской литературы. В истории нашей литературы понятие новая грузинская литература - не формально-хронологическое, оно выражает сущность явления, в основе которого лежат глубокие социально-политические и эстетические преобразования. Разрушается старый, традиционный, феодально-патриархальный образ жизни, намечаются новые, капиталистические отношения, что обусловливает переход от оредневековой художественной системы к художественной системе нового времени. В Грузия активно вдет процесс утверждения литературной штзнй европейского типа. Однако, в отличие от Европы, где литературная жизнь, соответствующая художественной системе нового враченя, утверадалась ка протяжения веков и формирование лктературних; отИлей и направлений происходило постепенно, в Грузки (и в определенной степени в России) этот процесс протекает ускоренным темпом. Если в европейской литературе этапы классицизма, сентиментализма, романтизма и критического реализма пройдены последовательно, то у нас утверждение либо отрицание этих направлений происходит, можно сказать, одновременно.Как говорил В.Г.Белинсклй: "Наша литература представляет тоже совершенно особенное явление: мы вдруг переживаем все моменты европейской жизни, которые на западе развивалась последовательно" . Это вызывает смешение стилей, эклектизм, неопреде-
I Бэлинсккй В.Г. Поли.собр.соч. - М,, 1954. - Т.4. - C.IS8.
- 4 -
ленность границ между направлениями, что весьма затрудняет
изучение литературного процесса данного периода. В литерату
роведении эти трудности проявляются по-разному. Иногда они
вовсе игнорируются - в этом случае писателя или группу писа
телей механически относят к тому или иному направлению. Неко
торые исследователи призшают вообще отказаться от специфи
ческих для традиционного литературоведения категорий, скажем,
от таких терминов, как классицизм, сентиментализм, романтизм,
которые, по их мнению, мертвой систематикой затемняют оущность
явлений, их конкретное содержание. Такая мысль высказана, в
частности, в статье П.Еаркова "Проблемы изучения русокого
классицизма Другие стремятся утвердить новые, нетрадицион
ные категории, примером чего считается гипотеза Ю.Н.Тыняноьл,
который литературную борьбу начала ИХ века рассматривает как
спор "архаистов" и "новаторов", чьи поиски в виде сложного
синтеза представлены в творчестве Пушкина . Г.Поспелов в сво
ей статье "Просветительство в истории русской литературы" ис
ходя из опыта русской литературы выражает сомнение в правиль-
ности периодизации западноевропейской литературы вообще . В
статье "Спорные вопросы научного освещения литературного дви
жения первой четверти 19 века" С.А.Фомичев, говоря об этих
трудностях, совершенно справедливо пишет: "Русская литерату
ра ХУШ - начала ХП несомненно являлась - при всем ее нацио-
t
-
ХУШ век: Сб. - М.-Л., 1964. - С.29.
-
Современная советская историко-литературная наука. - Д.,
1975. - Ср. ; Тынянов.Ю.Н. Пушкин и его современники. -М., 1968.
3 Вопросы литературы. - 1975. - Jf 7.
- 5 -налыюм своеобразии - литературой европейской, а следовательно, выработанные иа материале западноевропейских литератур категории.применимы я к русскому литературному процессу. Однако характер переходной эпохи в русской литературе на рубеже ХУШ - XIX вв. наложил особый отпечаток на традиционные литературные направления. Ни одно из них в рассматриваемую эпоху не высту.пало, в принципе, в классически законченном,"чистом" виде. Именно это обстоятельство породило ряд гибридных явлений, отмеченных печатью различных, подчас будто бы взаимоисключающих, противоборствующих художественных методов"1. Жизнь грузинской литературы первой половины XIX века, естественно, не была точной копией русской, однако бесспорно, что в силу определенных причин, и здесь протекали схожие литературные процессы, в частности,ускоренный темп литературного процесса, "внезапное нашествие" и наслоение друг на друга литературных направлений, подготовка и формирование которых в Европе происходили на протяжении веков. В грузинской литературе этого периода одновременно существуют классицизм, сентиментализм, романтизм и в борьбе с ними пробивает себе путь критический реализм. Естественно, ни одно из этих направлений не представлено в чистом виде, все они испытывают очевидное взаимное влияние, и если подойти к грузинской литературной жизни первой половины XIX века о такой точки зрения, протекающие здесь процессы окажутся не стечь однородны и прямолинейны, как это может показаться на первый взгляд.
I Современная советокая историко-литературная наука. - C.I85w
Точка зрения о существований в грузинской литературе таких литературных направленні!, как клаооицизм, сйнтеменгализм и их органической связи о грузинской действительностью, представленная з исследованиях А.Каландадзе, Г.Асатиани, Д.Лашкарадзе1, не является общепризнанной и не мокет считаться утвержденной в грузинском литературоведении. Она имеет довольно сильных противников. По их мнению, "в этих трудах, цель которых - радикальное изменение наших представлений об истории литературных направлений в грузинской литературе XIX века, сделана попытка на основе произвольных комментариев соответствующего художественного материала искусственно изыскать в историй нашей литературы явления, характерные .для литературных процессов
других народов, при этом полностью проигнорирована специфика
„2
развития наше'** словесности .
На фоне этих противоречий, наверное, не будет лишено смысла вновь вернуться к анализу творчества писателей этого периода, к вопросам их литературных направлений, творческих методов и художественного стиля, их места в развитии грузинской лйтера-т.уры. Думай,!, это внесло бы большую ясность в дело изучения протекающего в этот период литературного процесса.
Цель нашего исследования состоит в изучения именно с этого угла зрения своеобразия грузинской литературы 40-50-х годов XIX зека, поскольку, по нашему мнению, именно здесь сходятся
1 Каландадзе А. Литературные очерки. - Тбилиси, 1972; Асатиа
ни Г. От Вепхисткаосаяи до Бахтрйояй . - Тбилиси, 1974;
Дашкара.цзе Д. Проблема европеизма в грузинской литературе.-
Тбилкся, 1977.
2 Гамззарца'лвгяй Д. Из историй "гру зшской литературы и критик
- Т.І. - С.8.
воедино все выаеотмеченные проблемы и вопросы.
Научной новизной исследования. кроме освещения отдельных вопросов ' с новой точки зрения, можно считать то, что эти вопросы рассматриваются системно как история литературного процесса под углом формирования и трансформация нового литературного героя в соответствии с жанровыми структурами. В процессе исследования мы ограничились драматургией и романом, т.к. для грузинской литературной жизни 40-50-х годов характерно ослабление гегемонии традиционно ведущего згзнра - поэзии и утверждение новых канров (драматургии, романа). Именно эти аанры определяют литературные процессы этого периода, с ними связан вопроо художественной концепций литературных направлений.я человека. Все это обусловило и структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, заключения и двух основных глав: глава I - Драматургия и глава П - Роман.
В диссертации зафиксирована и критически рассмотрена связанная о поставленными вопросами научная литература. Принята во внимание взгляда грузинских и иностранных исследователей на общие проблемы развития литературы.
Диссертация выполнена в отделе новой грузинской литературы Института грузинской литеравуры им. Шота Руставели Академии наук Грузии. Квалификационный труд по частям был рассмотрен на заседаниях отдела в виде годовых тем, а такжэ обсужден на институтских, республиканских и союзных сессиях я конференциях. Он почти полностью опубликован в академических научяых сборниках и республиканской прессе. Больная пасть исследования вошла в нашу книгу "Очерки яз асторяи грузинской литоратурн XIX лека".