Введение к работе
:. і. ... МььТ. . .
i Тдвл Актуальность исследования. Тенденция к гуманизации иссфбщірДітва, повышение роли литературы предполагают более углубленное исследование ее творческих и функциональных проблем, связанных с интеллектуальной глубиной, психоло-" гизмом и художественным совершенством произведений. В этой связи актуальное значение приобретают проблемы анализа конфликта в современной литературе вообще, и в узбекских повестях 80-х годов, в частности.
Полное и всестороннее раскрытие в художественном произведении жизненной правды зависит от таланта и способностей писателя, от глубины осмысления и понимания происходящих в общественной жизни изменений, его художественного мышления. Ведь жизнь общества состоит из непрерывного процесса роста, изменения и обновления.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что и в 1960-Ї970 гг., т.е. во времена, получивших название застойных, ряд писателей остро и смело ставили в своих произведениях актуальные вопросы, решали злободневные проблемы нашей действительности. В частности, в повестях- В.Распутина и В.Быкова, в созданных ими произведениях в острых конфликтах были реалистично показаны жизненные события. В узбекской литературе з эти же годы были созданы и в свое время отмечены критикой такие повести, как "Крыльев бывает только два", "Мукадцас" О.Якубова, "Вольность", "Наследие'1 П.Кадырова, в которых были отражены противоречия застойного времени, важные нравственные проблемы того периода.
На ХХУП съезде КПСС и XIX Всесоюзной партконференции было откровенно сказано об ошибках и просчетах; приведших страну к кризису, подчеркнута важная роль литературы и искусства, а также роль литературной критики в социалистическом обновлении нашего общества'/ Естественный принцип жизнедеятельности нашего общества,- говорится в Политическом докладе на ХХУП съезде КПСС, - критика и самокритика. Без них нет развития. Литературно-художественной критикой . пора стряхнуть с себя благодушие и чинопочитание, разъедающие здоровую мораль, памятуя, что критика - дело общественное, а не сфера обслуживания авторских самолюбий и амбиций"1.
1. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1986. - С.90.
Известно, для узбекской прозы 80-е годы были временем довольно сложным, противоречивым. Созданные в эти годы повести, их герои, образы в значительной степени отличаются от созданных в предшествующие годы, к примеру, литературы 50-х годов, когда герой изображался как человек, лишенный недостатков, совершенный во всех отношениях, чуть ли не идеальный. Данное направление, противоречащее эстетической природе конфликта в художественном произведении, дало жизнь пресловутой "теории" бесконфликтности.
Догматизм в понимании общественного развития, деформация эстетических принципов в освещении реальной жизни, обусловили тенденциозность большинства критиков и ученых. Необходимо также отметить, что сторонники "теории бесконфликтности", объявив о ликвидации в нашем обществе социальных противоречий, призывали к изображению противостоящих друг другу сил без какого бы то ни было конфликта.
В настоящей работе предпринята попытка исследовать диалектическую связь между жизненной и художественней правдой. 'Іотому что по мере продвижения и дальнейшего развития общества соответственно изменяются и личность художника, и мир созданных им героев, их стремления, .цели и проблемы. Являясь отражением времени, они воплощают в себе особенности эпохи.
Качественные изменения, происходящие в художественно-эстетическом мышлении нашли отражение н в узбекской советской литературе. "Снова в чести поиск истины, правды, а не выгоды, снова в цене смелость объективных исследований, а не конъюнктурные поветрия. Поучительный вывод для всех на будущее: без правды жизни, без научных истин и художественных открытий нет и не может быть полноценной, многообразной, духовной жизни, нет, и не может быть по-настоящему действенной, боевой идеологической работы"1
Анализируя конфликт в лучших произведениях узбекской прозы 80-х годов, мы стремились вести изучение проблемы во взаимосвязи с другими художественными компонентами -сюжетом, композицией, стилем, характером и др. Художествен-
1. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1988. - С.82.
ный конфликт, будучи неразрывно связанным с идейной направленностью произведения, твеорческим стилем .писателя, играет . особую роль в создании характера. Исходя из этого, диссертант поставил перед собой задачу, типологически изучая конфликт в созданных в последние годы произведениях, выделить и отдельно осветить три /столкновение характера и обстоятельств, борьба характеров и внутренне-психологическая борьба внутри характера/ типа данной категории. Однако своеобразие конфликта в повестях 80-х годов не исчерпывается только этими типами. Поэтому, анализируя произведения, мы использовали такие средства изображения, как "поток сознания", внутренняя коллизия и подобные им, позволяющие глубже отобразить различные изменения, лежащие в основе t диалогов-конфликтов, внутренних монологов персонажей. Показ внутренне-психологической борьбы, духовного состояния персонажей - одно из важнейших эстетических качеств, определивших своеобразие национальной прозы последних лет.
Цель и задачи исследования.'Целью исследования является проведение сравнительно-типологического анализа конфликта в узбекских повестях 80-х годов .-Стремление писателей к проникновению в жизнь, к глубокому осмыслению противоречий реальной действительности начало находить свое отраже.ше в созданных за последние годы произведениях, в конфликтах, лежащих в их основе. Анализ изменений природы конфликтов в coupe:!опной. узбекской прозе, в частности, в повестях этого важнейшего компонента художественного произведения, "структурной основы"' является одной из главных задач настоящей диссертационной работы. Решая ее,диссертант в число исследуемых работ включил самые известные произведения видных узбекских писателей, созданные в 80-х годах, пробудившие общественную мысль, давшие толчок многочисленным дискуссиям и спорам в литературной критике.
Материалы настоящего исследования, вобравшие в себя различные по стилю и тематике произведения, не ограничены только узбекскими повестями. В работе приводятся примеры
1. Храпчеико ц.Г>. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- 2-е изд.- М.: Советский пнсател"ь,'1972. - С.257.
по изучаемой теме из русской и других братских литератур. Одновременно при определении особенностей художественного конфликта национальной прозы мы обратились к богатому литературному опыту старших поколений, пытаясь показать на конкретных литературных фактах их положительные и отрицательные стороны. Цель настоящего исследования заключается в комплексном исследовании творческих возможностей узбекской прозы, ее нарастающего вклада в дело перестройки.
Научная новизна исследования. Диссертация представ
ляет собой обобщающее исследование, предметом которого
являются вопросы художественного конфликта в узбекских
повестях 80-х годов, других эстетических компонентов, в
частности, сюжета, характера, стиля, художественного
мастерства писателя в диалектической взаимосвязи с цругт
идейно-художественными факторами, составляющими основу
произведения. Это не значит, что при освещении нашими уч<
ными проблем конфликта не исследовались другие художест-
венно-эстечические компоненты. Однако эти вопросы типоло
гически не изучены в нашем литературоведении. Необходимо
подчеркнуть, что в реферируемой диссертационной работе
впервые предпринята попытка всестороннего и комплексного
изучения конфликта в узбекских повестях, созданных в
последние десять лет. ^
Опираясь на труды выдающихся русских и узбекских ли ратуроведов, после отхода от пагубного наследия периода культа личности - "теории бесконфликтности", автором пре, принята попытка обосновать связь между современным процеї сом революционного обновления и тенденциями в развитии конфликта в узбекской повести 80-х годов.
Таким образом, научная новизна настоящей работы заключается в следующем:
проведен всесторонний анализ различных концепций художественного конфликта и сделаны обобщающие выводы;
показана эсте/ическая природа данной- категории, а также ее диалектическая связь с конфликтами, происходящи ми в реальной жизни;
определено'место конфликта в структуре художество ного произведения, его значение в развитии сюжета и характера; "
5 :
высказано отношение к типам исследуемой категории, іспользуемьім в узбекских повестях и к их наиболее' распространенным определениям;
обоснована эффективность сравнительно-типологичес-сого анализа данной проблемы;
показано стремление к научно-эстетическому обосно-їанию применяемых в современной узбекской прозе качественно новых и эффективных типов конфликта.
В трудах узбекских литературоведов и литературных сритиков часто встречаются термины "классический конфликт", 'традиционный конфликт", "военный конфликт", "любовный сонфликт" и т.п. Автор в процессе проводимого исследования юпытался обобщить их и внести в используемые термины смысловую ясность и выстроить определнную систему.
Источниками и объектами исследования послужили наибо-іее известные повести, созданные в 80-х годах в узбекской штературе, а также научные исследования конфликта, в которых были подняты значительные по масштабу, откровенности, интеллектуальной насыщенности вопросы: о путях обнов-іения нашего общества, об истории и современности, о нравственности.
В центре внимания оказываются сложные процессы развития и становления узбекской повести 80-х годов. В этот іериод в литературе, как и в обществе в цепом, проявляются консерватизм, неприятие новизны, легковесность в оценке происходящих событий и даже безответственность в подходах с сложным проблемам времени.
В качестве объектов исследования мы выбрали наиболее ізвестньїе повести 80-х годов: "Мустафа" М.М.Доста, "Луна над колодцем", "Вечность" Г.Хатамова, "Берег счастья" <..Султанова, "Спеши жить" Н.Кобула, "Потомки" Х.Маллаева, 'Люди идущие под луной" Т.Мурода, "Ответ" Э.Азамова.
Методологической основой диссертации явилось учеіше слассиков марксизма-ленинизма об общих законах развития іриродьі, общества и личности, отдельные произведения, юсвященных литературе и искусству, а также материалы 0(УП съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, -і>озда народных депутатов СССР, материалы Пленумов ЦК ПСС и ЦК Компартшг Узбекистана.
Научное и практическое значение работы. Диссертация дает теоретическое и практическое направления для изучения идейно-художественных особенностей, жанро-стилевого многообразия узбекских повестей 80-х годов. Обращено особое внимание на проведение эстетического анализа в органической, диалектической взаимосвязи с социологическим.
Диссертация в полной мере может служить научным источником по изучению особенностей художественного конфликта в узбекских повестях 80-х годов. Материалы диссертации, ее научные результаты могут быть использованы для спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов.
Структура работы. В соответствии с характером и объемом исследуемого материала диссертация состоит из Введения, двух глав и Заключения. К работе приложен Список использованной литературы.