Введение к работе
Актуальность темы очевидна: за последнее десятилетие творчество новокрестьянских писателей стало объектом углубленного внимания отечественного литературоведения. Свидетельство тому - большое количество статей, публикаций, издание и переиздание произведений, в течение долгих лет неизвестных рядовому читателю и вызывающих ныне серьезный интерес В 1980 году В.В.Коржаном была защищена докторская диссертация: "Идейно-художественные искания крестьянских поэтов /1910-1920-е годы/ . В 1981 - кандидатская диссертация Т.Беляевой, посвященная творчеству А.Ширяевпа2. В 1989 году защищены две кандидатские дис-сертации о С.Клычкове .
Поскольку важнейшей задачей современного советского литературоведения является создание целостной истории литературы XX века и выявление в ней "альтернативных потоков", - необходимо, в частности, определить особенности художественного мышления представителей "крестьянской купниш". "...Состав этой группы иногда несколько сужается..,, иногда же значительно расширя-
Коржан В.В. Идейно-художественные искания крестьянских поэтов /1910-1920-е годы/: Автореф. дно. ... д-ра филол. наук. - Д., 1980. - 32 с. 2 Беляева Т, Александр Ширяевец в русская крестьянская поэзия первой четверти XX века: Автореф. дне.-.,, канд. фялол. наук. -Н., 1981. - 17 с.
Селицкая З.Я. Творчество Сергея Клнчкова /черты творческой индивидуальности художника/: Автореф. дао. ... канд. филол.наух. -Л., 1989. - 16 с.
Солнцева Н.М. Проза Сергея Клнчкова /из истории идейных и художественных исканий в литературе 20-х годов/: Автореф. дио, ... канд.филол. наук. - М., 1989. - 18 с.
ется При подобной дифференциации следовало бы в первую
очередь принять во внимание идейно-эстетические взгляды поэтов, юс общественную позицию, подход к поэтическому слову и т.д., а не только происхождение и тематику"1. Недопустимо, на наш взгляд, подменять сходство образно-поэтического мышления новокрестьян-сках писателей сходством в выборе тем, в отношении к деревенскому быту, природе, фольклору, как это сделано в работах Н.И.Нежен-ца, автора первой монографии о новокрестьянской поэзии2.
Степень изученности тема. До сих пор нет ни одного специального исследования поэтики новокрестьяяских писателей /как нет также работ, исследующих художественное мышление Н.Клюева,С.Клыч-кова, А.Ширяевца/. Единственная глубокая и целостная работа, определяющая основы "новокрестьянской" поэтики и выявляющая ее возможные источники, - докторская диссертация французского уче-ного Мишеля Никё, посвященная Сергею Клычкову .
Цель и задачи исследования. Главная цель данной работы -определить основные особенности художественного мышления новокрестьянских писателей. Обращаясь к творчеству Н.Клюева, С.Клыч-кова и А.Ширяевца, автор диссертации стремится доказать, что-при
1 Азадовский К.М» Письма Н.А.Клюева к Блоку // Литературное на
следство. Т.92, кн.4. - М.: Наука, 1987. - С.456-457.
2 Неяенец Н.И. Поэзия народных традиций. - М.: Наука, 1988. -
208 с. /См. также: Неженец Н.И. Половодье песен: Поэты фольк
лорной традиции/. - М.: Знание, 1988. - 69 с.
Экземпляр диссертации М.Кикё хранится в Отделе рукописей ИШМ им.Горького. С основными положениями работы можно ознакомиться также по тезисам докторской диссертации^ішеї^Міс^.КШоуй «m temps. Proklemes it ЫгШгаДиге piymne//Rtv»t fe^fc sWs-Ifcris,- A316.-Wvil(/(.-"P.C15-6l3.
воем различии творческих индивидуальностей я органичности пройденного в литературе пути - анализ их поэтики обнаруживает несомненное сходство образно-поэтического мышления. Выявление общих черт художественного мышления столь разных писателей /а доказательство их творческой "особяости" - одна из задач диссертанта/ позволит высказать мысль о том, что вступление в литературу "крестьянской купницы" знаменовано новый этап развития национальной поэтической мысли. Анализ образно-поэтического мышления соотнесен, по возможности, с этапами творческого пути каждого из представленных писателей. Особенно последовательно эта, задача решается на материале клюевского творчества. /При наличии кричащих противоречий в определении стилевой природа поэзии Клюева, идейно-художественных особенностей его произведений и места поэта в нашей литературе, необходимо выработать аргументированный историко-литературный и теоретический подход к творчеству Клюева в целом/.
В работе поставлены и некоторые другие задачи; установление контактных и типологических связей при сопоставлении сходных мотивов и образов; выявление мифопоэтической основы художественного мышления новокрестья.пских писателей; попытка осмысления некоторых сторон их творчества в контексте отечественной культуры и т.д.
Научная новизна диссертации обусловлена новизной поставленных задач. Кроме того, в работе содержатся принципиально новые оценки ряда произведений представленных авторов и этапов их творчества, черт творческой индивидуальности каждого. Осмысление "новокрестьянами" многовековой народной культуры и крестьянской философии; проблема национальных идеалов; творческое освоение образного мышления (Тюльклора и древнерусской литературы - все эти вопросы также затронута в работе, в связи с чем автором
привлечен достаточно обширный материал.
Матерааш доследования - это, в первую очередь, поэзия, проза и публицистика рассматриваемых в диссертации писателей. Кроме прижизненных изданий, представлены газетные и журнальные публикации, архивные материалы. Использованы также зарубежные и отечественные издания последних десятилетий. Привлечены фольклорные материалы, произведения древнерусской, русской классической и советской литературы.
Теоретическую основу диссертации составили труды А.Лосева, С.Аверияцева, И.Топорова /по изучению символических и мифологических структур/; М.Бахтина /по вопросам эстетики и теории поэтики/; работы М.Б.Храпченко о типологическом изучении литературы; фундаментальные исследования Б.Выходцава и В.Г.Базанова, посвященные "фольклористике и современности".
Методика исследования основана на сравнительно-историческом, историко-генетическом и типологическом принцішах. Обращаясь к малоисследованным и неизученным произведениям, автор диссертации привлекает также описательный метод.
Практическая ценность предлагаемой работы определяется ее научной новизной: материалы работы могут быть использованы при написании учебников и монографий, включены в программы спецкурсов и спецсеминаров; отдельные наблюдения могут быть рекомендованы в качестве комментариев к издаваемым произведениям новокрестьянских писателей. Кроме того, данное исследование может лечь в основу большой работы:"Новокрестьянская литература в контексте отечественной культуры".
Апробация диссертации частично осуществлялась в чтении курса лекций по истории русской советской литературы, в сообщениях и докладах на научно-исследовательских преподавательских конференциях в Киевском государственном институте театрального и кино-
искусства имени И.К.Карпенко-Карого /1984; 1986/; в виступлений на Клюевских чтениях в г.Вытегра /1989/. Диссертация была обсуждена на кафедра истории русской литературы Киевского государственного университета имена Т.Г.Шевченко.
Статьи по теме диссертации указаны в конце автореферата.
Структура и объем работы вытекают из поставленной цели и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Объем основного корпуса работы - 188 страниц машинописного текста. Библиография содержит.?^ наименований использованной литературы. Примечания, составлящие также существенную часть исследования, зашифрованы в тексте диссертации и представлены вместе со сносками в конце работа. Приложение содержит краткую историю изучения новокрестьянской литературы.