Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена исследованию творчества Етима Эмина - основоположника лезгинской нащюнальной литературы.
Актуальность темы. В дагестанском литературоведетш проблеме личной и творческой биографии Эмина посвящен целый ряд исследований различного характера (статьи, предисловия к поэтическим сборникам, критико-биографические очерки). В разное время собиранием, изучением эминовского наследия занимались Г.Гаджибеков, М.Гаджиев, Н.Ахмедов, А.Агаев, М.Садыки, Ф.Вагабова, Г.Гашаров, Р.Гаіідаров, Р.Кельбеханов и др. В то же сремя многогранное творчество Эмина так и не стало предметом монографического исследования. Исходя из этого, нами был осуществлен анализ основных мотивов лирики Етима Эмина, способов и средств художественного претворения, обрззного изображения жизни.
Свободное от идеологических наслоений, по-новому осмысливается поэтическое наследие Етима Эмина. Проблемы философского плана рассматриваются как стержневые для всего творчества поэта. Все остальные проблемы, в том числе и социальные, определяют свою ценностность и значимость через отношение к философскому аспекту поэзии Эшша.
Цели и задачи исследования. Настоящая работа ставит своей целью исследование основных мотивов поэзии Етима Эмина как необходимого условия всестороннего рассмотрения самобытности творчества художника слова, глубокого проникновения в его миро-воззреіше, поэтический мир, определения его места и роли в истории нащюнальной литературы. Цель работы реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач. Нам представляется интересным изучение поэтического наследия Эшша с точки зрения его идейного звучания, структуры, образности.
В то же время анализ был бы неполным без реконструкщш творческого мышления поэта, так как в лирике непосредственным связующим звеном между жизнью и ее художественным отражением является живая личность автора "в ее важнейших социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира, ... в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности ... к тем, ради кого создается литература ..."'. В нашей работе мы попытались тэосдедить изменения в
1 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М., 1977. -С.88.
мировоззрении поэта и, как следствие этого, показать эволюцию творческого метода.
Научная новизна исследования состоит как в выборе актуальной темы, введения в научный оборот творчества поэта, неоднократно становившегося предметом научных изысканий, но так и не ставшего объектом специального исследования, так и в полученных выводах и положениях.
Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата творчества Эмина, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы, сделанные исследователями лезгинской национальной литературы, мы попытались впервые наиболее полно представить и обобщить творческое наследие классика дагестанской поэзии, акцентируя внимание на исследовании основных мотивов поэзии Эмина.
Методологическая основа работы. В диссертации использованы методы, предназначенные для изучения творчества поэта в его социально-исторической детерминированности: сравнительный, сравнительйо-исторігаеский, культурно-исторический, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.
В процессе работы мы опирались на исследования А.Н.Веселовского, Л.Я.Гинзбург, Ю.М.Лотмана, М.Полякова, Г.М.Фридлендера, Г.Н.Поспелова, М.Б.Храпченко, Г.И.Ломидзе, В.Д.Сквозникова, Н.С.Надъярных, К.К.Султанова и др.
Рассматривая творчество Етнма Эмина как синтез демократической письменной литературы и традиций богатейшего устно-поэтического творчества, мы использовали труды видных исследователей-литературоведов, которые изучали арабоязычную и азер-байджаноязычную литературы и в связи с этим осмысливали влияние восточной поэтической традиции на формирование национальных литератур. Среди них В.В.Бартольд, Е.Э.Бертельс, И.И.Крачковский, А.Б.Куделин, И.М.Фильпгпшский и др.
В ходе работы мы активно использовали материал, содержащийся в работах дагестанских ученых: Г.Г.Гамзатова, К.Д.Султанова, Ф.И.Вагабовой, Р.Ф.Юсуфова, А.Ю. Абдуллатипо-ва, Г.Г.Гашарова, Р.М.Кельбеханова, С.М.Хайбуллаева, Ч.С.Юсуповой и др.; а также азербайджанских исследователей: М.Ярахмедова, К.Мусаева, А.Дадашзаде и др.
Практическая ценность диссертации определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании поэтического наследия классика лезгинской национальной литературы Етима Эмина.
На основе работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на филологических факультетах Даггосунивер-
ситета, Дагпедуниверситета и в педагогических училищах республики.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась по главам и в целом на заседаниях кафедры литератур народов Дагестана и Востока Даггосуниверсптета. По ее результатам излагались доклады и сообщения на научных конференциях в ДГУ, ДГПУ, ИЯЛИ ДНЦ РАН.
Проблемные аспекты темы были предметом выступлений на международной юбилейной научной конференции, посвященной 500-летию со дня рождения Мохаммеда Физули (Махачкала- Дербент, 1996).
Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях, тезисах, опубликованных в сборниках научных работ н в периодической печати.
Список трудов приведен в конце автореферата.
Структура диссертации определена объектом исследования, состоянием разработки темы, целью н задачами диссертационной работы. Она состоит из введешія, 3-х глав, закліочешія и списка использованной литературы.
Общий объем работы 182 стр. машинописного текста (169 стр. основного текста, 13 стр. библиографии, включающей 157 наименований).