Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой Дьячкова Елена Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьячкова Елена Николаевна. Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Дьячкова Елена Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»], 2018.- 220 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система поэтических образов в лирике Раи Орловой 13

1.1 Особенности мировосприятия лирической героини в любовной лирике 13

1.2 Образ природы и способы его художественного воплощения 34

1.3 Поиск гармоничного начала мира в философской лирике 53

1.4 Гражданско-патриотическая лирика: образ Родины и средства его изображения 64

1.5 Цветообразы в поэтическом пространстве Раи Орловой 73

Глава 2. Жанровое многообразие творчества Раи Орловой 91

2.1 Лирическая циклизация как способ создания художественной целостности 91

2.2 Венок сонетов в творческой эволюции поэтессы 120

2.3 Поэмное творчество: жанрово-стилевые поиски 145

2.4 Духовно-нравственное своеобразие и сюжетно-композиционные особенности стихотворной сказки 157

2.5 Лирико-исповедальное начало стихотворений в прозе 175

Заключение 193

Библиографический список 200

Введение к работе

Актуальность исследования. Историю литературы любого народа
формирует творческое наследие наиболее ярких писателей и поэтов, внесших
значительный вклад в развитие национального литературного процесса.

Объективная и полная характеристика развития литературы, воссоздание
целостной картины национального историко-литературного процесса

возможны при анализе творчества отдельных авторов.

Необходимость изучения творчества писателей, представляющих лицо
литературы своего народа и вносящих значительный вклад в его

художественно-эстетический опыт, определяется тем обстоятельством, что в
их творческих поисках проявляются новые явления и жанровые формы,
значение которых до сих пор еще не определено в современном

литературоведении. Вследствие этого целостный анализ творчества

национальных писателей, определение жанрового своеобразия и выявление системы поэтических образов являются до настоящего времени одними из актуальнейших вопросов современного литературоведения, имеющими большую значимость для финно-угорских литератур.

Для современного литературного процесса Мордовии характерно появление множества новых писательских имен, ярких творческих индивидуальностей. Современная мордовская литература представлена на мордовских (мокшанском, эрзянском) и русском языках. Благодаря переводам на разные языки (в основном на русский и финно-угорские) национальных произведений литература Мордовии значительно расширила читательскую аудиторию. За пределами региона широко известны имена таких авторов, как А. В. Арапов, А. М. Доронин, Н. И. Ишуткин, И. А. Калинкин, С. В. Кинякин, Маризь Кемаль (Р. С. Кемайкина), В. И. Нестеров, Р. К. Орлова, А. Д. Сульдина, А. П. Тяпаев и др.

Одно из ярких явлений мордовской литературы, представляющих в
своем творчестве национальное мировидение, – современная поэтесса

Раиса Константиновна Орлова (литературный псевдоним Рая Орлова),

исследованию образной и жанровой системы художественного творчества которой посвящена диссертационная работа.

Рая Орлова является автором девяти поэтических сборников: «Аран

тяштенякс» («Стану звездочкой») (1997), «Пизелонь каштаз» («Рябиновый
венок») (2005), «…Инксот эрян» («…Тобой живу») (2007), «Ценгат»
(«Острова») (2008), «Кулемасть, Шкайават, моньге – авать» («Услышьте,
Богини, и меня – женщину») (2010), «Тундань ефкс» («Весенняя сказка»)
(2011), «Пацят» («Крылья») (2011), «Сорга» («Сережка») (2014), «Письма
странницы» (2014). Ее стихи опубликованы в коллективных сборниках:

«В саду моих мечтаний» (на русском языке), «От Югры до Балатона» (на финском языке), «Пизелонь каштаз» (на венгерском языке), «Жаркая ночь» (на эстонском языке), «Черемуховая речка» и «Валда вет» («Светлые ночи») (на коми языке), «Крьвястян штатолня» («Зажгу свечу») (на коми, удмуртском,

марийском и мордовском-мокша языках). Отдельный цикл стихов автора на коми-языке опубликован в журнале «Войвыв кодзув» («Северная звезда»).

Поэтесса пишет на родном мордовском-мокша и русском языках,
переводит на мокшанский язык произведения финно-угорских и

русскоязычных писателей. Она удостоена звания заслуженного поэта Республики Мордовия, является редактором отдела поэзии журнала «Мокша», членом Союза писателей России с 1998 года.

Поэтическое творчество Раи Орловой имеет особую ценность и

значимость для мордовской литературы. Благодаря созданным ею

произведениям национальная художественная словесность достигает более
высокого уровня развития. Опираясь на фольклорные традиции, богатство
поэтического сознания мордовского народа, собственное восприятие
поэтической картины мира, Рая Орлова создает целостную уникальную
образную систему, вырабатывает свою манеру письма, свой неповторимый
авторский стиль, впитавший в себя традиции народной культуры. Ее
произведения отличаются самобытностью сюжетов и образов, своеобразием
средств художественной выразительности, особым национальным колоритом.
Автор, углубляя традиционные формы, расширяет и обогащает жанровый
диапазон современной мордовской поэзии. Сонет, венок сонетов, лирический
цикл, песня, стихотворная сказка, стихотворение в прозе, поэма, «маленькая
поэма» и другие жанры, активно функционирующие в поэтическом

пространстве Раи Орловой, не толь ко показывают возросший уровень

современной мордовской поэзии, но и обозначают новые ориентиры ее развития.

Избранное нами для анализа поэтическое творчество Раи Орловой,
представленное в широком литературно-критическом и историко-

литературном контекстах, дает возможность наиболее наглядно

продемонстрировать характерные художественные особенности современного литературного процесса. Целостный анализ образной системы и жанрового своеобразия творчества Раи Орловой, выявление художественной специфики ее произведений способствуют объективной оценке места и роли поэтессы в развитии мордовской литературы и в современном финно-угорском литературном процессе в целом.

Таким образом, необходимость специальной работы, посвященной
анализу художественного творчества Раи Орловой, его образной системы и
жанрового своеобразия, литературно-эстетических и тематических

особенностей, определяет актуальность диссертации.

Актуальность данного исследования состоит и в том, что в работе предпринята попытка системного изучения творчества Раи Орловой в его эволюционном развитии на основе нового подхода к выявлению его роли и места в современном литературном процессе, определения вклада, который поэтесса внесла в развитие мордовской поэзии. Впервые в мордовском литературоведении творчество Раи Орловой стало объектом комплексного научного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы образной

системы и жанрового своеобразия лирики являются предметом исследования
многих российских ученых (С. Н. Бройтман, М. Л. Гаспаров, С. П. Гудкова,
Л. Я. Гинзбург, И. Л. Гринберг, Ю. Б. Орлицкий, Г. Н. Поспелов,

В. Д. Сквозников, Л. В. Чернец и др.), которые придерживаются единого мнения о важности анализа творчества отдельных авторов.

Вопросы современного литературного процесса Мордовии занимают
значительное место в исследованиях многих региональных ученых. Общему
анализу его развития посвящено множество монографий, сборников,

отдельных статей, обзоров и рецензий. Особо ценными в рамках нашего

исследования являются труды Е. И. Азыркиной, А. В. Алешкина,

В. В. Горбунова, В. И. Демина, М. И. Малькиной, А. М. Каторовой,

Т. И. Кубанцева и др.1 Ученые акцентируют внимание на проблемах

творчества конкретных авторов и на частных вопросах развития

национальной поэзии. Так, Е. И. Азыркина в своих статьях исследует женское
начало творчества Раи Орловой, подчеркивает ее лирико-исповедальный

характер. Жанровые особенности произведения «Письма странницы» явились
предметом анализа С. П. Гудковой. Философскую направленность лирики
констатирует в рецензиях М. И. Малькина. Теоретические вопросы

стихосложения затронуты в обзорах А. М. Каторовой. Отдельные аспекты
поэтики художественного творчества Раи Орловой нашли отражение в статьях
О. И. Налдеевой. Некоторые жанрово-стилевые особенности творчества

поэтессы освещены в работах автора диссертационного исследования.

Несмотря на богатое многообразие художественных произведений,

созданных поэтессой, ее творчество в целом до настоящего времени не подвергалось детальному и систематизированному научному изучению.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследовано художественное творчество Раи Орловой. В работе целостно проанализирована образная система и представлено жанровое своеобразие ее поэзии, выявлены основные тематические пласты лирики, проанализирована поэтика творчества.

Объектом исследования являются поэтические тексты, составляющие богатое творческое наследие современной мордовской поэтессы Раи Орловой.

Предметом исследования служат образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой.

Материал исследования – поэтические произведения разных лет Раи Орловой, созданные на мордовском-мокша и русском языках, а также работы ученых, занимающихся изучением поэтического наследия мордовских авторов.

Цель работы – комплексное изучение образной системы и жанрового своеобразия художественного творчества Раи Орловой с учетом национального мировидения и творческой индивидуальности поэтессы; определение ее места

1 Наряду с перечисленными авторами, изучением современной поэзии Мордовии занимаются Е. В. Баранова, О. Б. Гнатовская, С. Н. Кедяркин, Н. Н. Левина, С. Н. Степин, Т. В. Тулкина.

и роли в литературном процессе Мордовии. Реализация намеченной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

– выявить систему поэтических образов в лирике Раи Орловой;

– раскрыть национальную специфику поэтических образов в любовной, пейзажной, философской, гражданско-патриотической лирике;

– раскрыть жанровое богатство художественного творчества поэтессы;

– определить доминирующие и периферийные жанры в ее творчестве;

– исследовать основные тенденции развития лиро-эпических жанров в творчестве Раи Орловой.

Методологическая основа исследования. Методологическую

базу диссертационной работы составили концептуальные положения,

нашедшие отражение в трудах таких известных отечественных ученых и
критиков, как М. А. Алентьева, Л. Ю. Брауде, М. Л. Гаспаров, Г. Д. Гачев,
М. Н. Дарвин, Л. В. Краснова, Т. Г. Леонова, Л. Е. Ляпина, Г. Н. Поспелов,
В. П. Прищепа, В. А. Сапогов, С. М. Соловьев, Л. И. Тимофеев,
Б. В. Томашевский, В. И. Тюпа, И. В. Фоменко, Л. В. Чернец и др. Наряду с
указанными фундаментальными исследованиями известных ученых в области
общего и национального литературоведения, наша работа базируется также на
научных трудах известных исследователей мордовской литературы –

Е. И. Азыркиной, А. В. Алешкина, Ю. Г. Антонова, А. Г. Борисова,

О. И. Бирюковой, А. И. Брыжинского, Г. И. Горбунова, С. П. Гудковой,

B. И. Демина, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Зиновьева, А. М. Каторовой,
М. И. Ломшина, М. И. Малькиной, О. И. Налдеевой, С. А. Самошкина,

C. Н. Степина, Е. И. Чернова, Е. А. Шароновой, С. В. Шеяновой и др.

Особую значимость в решении задач имели работы ученых,

занимающихся проблемами развития финно-угорских литератур:

А. А. Арзамазова, Н. А. Атнабаевой, Т. Н. Беляевой, В. М. Ванюшева, Т. И. Зайцевой, А. В. Камитовой, Е. В. Косинцевой, Р. А. Кудрявцевой и др.

В диссертационном исследовании использована совокупность методов литературоведческого анализа: типологический, сравнительно-исторический, сопоставительный, социокультурный, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Достоверность исследования обеспечивается использованием

комплекса методов, функционирующих в современном литературоведении и
проявляющихся в синтезе традиционных и новых подходов к изучению

творчества отдельных авторов, литературных явлений и литературного процесса в целом, выбором наиболее репрезентативных поэтических текстов.

Хронологические границы исследования охватывают период со второй половины 1980-х гг. по настоящее время и определяются тем, что на него приходятся этапы становления и развития поэтического творчества Раи Орловой. Этот период характеризуется поиском новых форм, жанров, жанровых модификаций, поэтических образов на фоне неразрывной связи с фольклором родного народа, традициями национальной (мордовской) и русской литератур.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении
образной системы и жанрового своеобразия поэтического творчества

Раи Орловой, обусловленных взаимовлиянием литературных традиций и
регионально-этнических особенностей развития, в целостном анализе

художественного творчества с учетом этнокультурной составляющей.

Монографическое изучение литературного наследия Раи Орловой представляет огромную значимость как для мордовского литературоведения, так и для финно-угорского литературоведения в целом. Ценность работы заключается в том, что в ней раскрыта творческая индивидуальность Раи Орловой, определены основные тематические и жанровые особенности ее поэзии, выявлена художественная значимость ее творчества в современном поэтическом пространстве Мордовии. Все это уточняет и расширяет общую картину литературного процесса конца XX – начала XXI века, позволяет вписать мордовскую литературу в контекст художественных открытий народов России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его
основные положения и выводы могут использоваться литературоведами при
дальнейшем изучении истории мордовской литературы, путей развития
современной поэзии Мордовии, при последующей разработке проблемы
жанрового своеобразия и образной системы художественного творчества Раи
Орловой, при изучении современного финно-угорского литературного

процесса в целом. В силу новизны итогов исследования материалы найдут применение в практике преподавания мордовской литературы в высших и средних учебных заведениях, при составлении программ, учебников, учебных и методических пособий, практикумов по современной мордовской литературе, при разработке вузовских дисциплин «История родной литературы», «Литература народов России», а также факультативных курсов по изучению современного литературного процесса.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Художественное творчество Раи Орловой представляет собой целостное уникальное, самобытное и самостоятельное явление в современном литературном процессе Мордовии, заключающее в себе сознание, мировоззрение, менталитет мордовского народа.

  2. Образная система в поэзии Раи Орловой тесно связана с фольклорно-этнографической традицией, что подтверждается функционированием в художественной ткани произведений поэтических образов, несущих ярко выраженную национальную окраску (герои, деревья, травы, птицы, реки и озера).

  3. Образ лирической героини является выражением авторского сознания в лирике Раи Орловой и обусловливает тем самым субъективно-исповедальный характер художественного стиля автора. Синтез христианского и языческого мироощущения лирической героини является основной составляющей всего творчества Раи Орловой.

  1. Доминирующую позицию в поэзии Раи Орловой занимает любовная лирика, в которой лирическая героиня, эволюционируя от романтической к реалистической натуре, остается предельно открытой, обеспечивающей преемственность этнокультурных и нравственных устоев.

  2. В качестве смыслообразующей парадигмы формирования образной системы в поэзии Раи Орловой выступает цветопись. Цветовые образы не только выступают носителями реального цвета, но и являются средством выражения эмоциональной оценки, передающим субъективно окрашенный индивидуальный образ предмета, явления, чувства и мысли. Преобладание белых и красных цветообразов, символизирующих чистоту, духовность, мужество и жизнелюбие мордовского народа, подчеркивает их национально-культурную специфику.

  3. Многообразие жанров в поэзии Раи Орловой обусловлено творческим влиянием поэтических жанров мордовского устного народного творчества, русской классической и современной поэзии, лучшими образцами мировой литературы и новым художественным мышлением, связанным со значительными изменениями в социокультурном развитии региона и России в целом. С одной стороны, это обусловливает некую стабильность и очерченность жанровых рамок, с другой – их изменение и расширение.

  4. Обогащая современную мордовскую поэзию новыми оригинальными произведениями, поэтесса вносит достойный вклад в развитие таких жанров, как сонет, венок сонетов, лирическое стихотворение, песня, поэма, лирический цикл, стихотворение в прозе, стихотворная сказка. Продолжая традиции мокшанского поэта М. Бебана, Рая Орлова возрождает жанр «аньцяй поэманя» («маленькая поэма»), наделяя его такими стилевыми особенностями, как фрагментарность сюжета, подчиненного лиризму повествования, пересечение двух времен и двух пространственных плоскостей, тяготение к лирической циклизации, метафорическая образность.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные положения, содержание и выводы исследования отражены в 16 публикациях, в том числе в одной главе коллективной монографии («Интермедиальность слова и образа в художественном тексте») и 3 статьях, опубликованных в изданиях, входящих в перечень ВАК. Результаты исследования излагались в форме докладов на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе международных: «Современная наука: проблемы, идеи, тенденции» (Минск, 2016), «Инновации в науке и образовании» (Прага, 2016), «Теория и практика научных исследований» (София, 2016), «Новая наука: опыт, традиции, инновации» (Омск, 2016), «Новая наука: теоретический и практический взгляд» (Нижний Новгород, 2016), «52-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 2016), «Новая наука: от идеи к результату» (Сургут, 2016), «Традиции и современное состояние культуры и искусств» (Минск, 2017), «53-и Евсевьевские чтения» (Саранск, 2017), Надькинские чтения «Гуманитарные науки и стратегии

образования: пути интеграции» (Саранск, 2017), «54-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 2018); всероссийских: «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (Москва, 2015); «Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах» (Саранск, 2015) и др.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 201 источник. Общий объем исследования составляет 220 страниц.

Особенности мировосприятия лирической героини в любовной лирике

Тема любви – вечная тема поэзии. Во все времена любовь была неиссякаемым источником вдохновения поэтов на создание произведений.

В мордовской поэзии среди многообразия изображенных картин внутреннего мира человека значительное место занимает тема любви. «Проходя сквозь жизненные катаклизмы, она была своего рода отдушиной, где человек мог дать волю своим самым потаенным чувствам и переживаниям» [175, с. 57]. Как отмечают исследователи, «любовная лирика сфомировалась на традициях фольклорной, русской классической и национальной мордовской поэзии» [175, с. 57]. По мнению С. Н. Степина, эволюция любовной лирики объясняется тем, что «многие современные авторы перешли от народнопоэтической формы изображения любви к передаче как можно большей палитры чувств и переживаний» [175, с. 65], что связано с духовным ростом молодого поколения, углублением его представлений о жизни в постоянно обновляющемся социальном пространстве. Все чаще любовное чувство предстает перед читателем «как фактор существующий, расширяющийся, служащий укреплению и упрочению взаимопонимания между мужчиной и женщиной. Стихи о любви прочитываются как поэма с психологически тонким лирическим сюжетом, законченным образом лирического героя, сложившимся характером второго персонажа» [175, с. 65].

Поэзия конца XX – начала XXI века открывает плеяду новых талантов, в чьем творчестве мотивы любви приобретают особое звучание. Не переставая удивлять своей утонченностью, совершенством, проникновенностью, любовная лирика открывается более широким спектром чувств и образов. Обнажая свою душу перед читателем, современные поэты стремятся подчеркнуть все грани сложного, порой противоречивого чувства, распахнуть двери в волшебный и необъятный мир любовной поэзии. В своих произведениях авторы воспевают любовь как величайший дар, способный как возвысить человека, так и стать для него тяжелым испытанием. Так, любовная лирика нашла свое место в творчестве А. А. Громыхина, В. М. Юдиной, Б. С. Соколова, А. Н. Терентьева, Э. И. Симдяновой, А. И. Смородиной, Н. С. Рузанкиной, Р. К. Орловой, Л. Ф. Дергачевой, Л. А. Рябовой и многих других современных поэтов Мордовии.

В современной национальной поэзии мотив любви всегда был связан со светлыми устремлениями авторов, гуманистическим началом в человеке. Однако, как отмечают литературоведы, «атмосфера высоких, благородных чувств сегодня диктует новое прочтение вечной темы» [175, с. 68]. Исследователи в этом плане подразумевают взаимопереходность лирических жанров. Так, в любовной лирике, помимо основного мотива любви, могут гармонично функционировать гражданские и философские настроения. Их синтез способствует обогащению жанра любовной лирики, а также значительному расширению ее рамок.

Любовная лирика в творчестве Раи Орловой занимает особое место. Поэтессе принадлежат великолепные образцы, созданные на разных этапах творческого пути и в самых различных жанрах. Достаточно назвать такие произведения, как «Любовь – река», «Разбитое зеркало», «В поисках белых ночей», «Ты ждал, тебя я снова позову…», «Люби меня такой, какая есть», «Заболела я тобой», «Ты со мной», «Белые ночи в Сургуте», «Хочу быть крылатой», «Живи во мне», «Тому, кого любит Поэт-женщина», представленные в сборнике «Письма странницы», включающем в себя произведения разных лет.

Любовная лирика в творчестве Раи Орловой выражает интимно личностные чувства и переживания ее лирической героини. Автор во многих произведениях стремится излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью чувств. Любовная лирика Раи Орловой исповедальная, обнаженная, именно в любовной лирике выражено все то, что составляет сердце художественного мира поэтессы. «Лирические произведения отличаются особой доверительностью, интимностью, поражают читателя яркостью и глубиной чувств» [62, с. 113], и в то же время в них находят отражение общечеловеческие ценности. Словесно раскрывая внутренний мир лирической героини, автор словно исповедуется от произведения к произведению, от строки к строке, от слова к слову, в которых сливаются воедино трогательная беззащитность, искренность, неумолимое стремление к заветной мечте, безграничное терпение, сила и слабость женской души.

Глубочайший трагизм любовной лирики Раи Орловой породило чувство одиночества ее лирической героини, которая идет по сложному, тернистому жизненному пути, где повсюду ее сопровождают печаль и горечь воспоминаний о несбывшейся мечте. Однако в ее душе всегда живут надежда и вера в любовь. Любовь – это вся ее жизнь. Жизни вне любви и без любви она не мыслит:

Ков тязан моле – кизе вяти тейть.

И павазуста эрязь, и нужаса.

И Шкайтивок, и ломаттненди азса:

Ков тязан моле – кизе вяти тейть [141, с. 61].

Куда бы я ни шла – мой путь ведет к тебе.

И в счастье, и в беде – одна дорога.

Не скрыть мне от людей и Бога:

Куда бы я ни шла – мой путь ведет к тебе.2

Несмотря на тяжесть переживаний и боль душевных ран, именно в любви лирическая героиня видит истинный смысл существования человека на земле. Любовь становится опорой, которая помогает преодолеть все трудности и невзгоды. Автор приходит к выводу о том, что любовь нельзя побороть, убить,

Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, перевод подстрочный наш. – Е. Д. переступить через нее: «Любовь не проходит… будет жить… если это была Любовь!».

Лирическая героиня поэзии Раи Орловой – женщина-романтик. Яркая, сильная, свободная и неординарная личность – вот образ, который рисует поэтесса во многих произведениях. Лирическую героиню Раи Орловой нужно принимать такой, какая она есть:

Люби меня такой, какая есть!

Я – воздух – дыши! …

Люби меня такой, какая есть!

Я – время – спеши!

Люби меня такой, какая есть!

Я – голос в тиши!

Люби меня такой, какая есть!

Я – эхо в глуши!

Люби меня такой, какая есть!

Я – вздох свечи!

Люби меня такой, какая есть!

Я – стон души!

Люби меня… [142, с. 26].

Индивидуальность поэтессы проявляется в многообразии и необычности ситуаций и характеров. В центре любовной лирики, как правило, стоит не столько образ любимого, сколько само чувство любви. Безграничная и бесконечная женская любовь – движущее начало орловской лирики, суть ее лирической героини.

Любовь в лирике Раи Орловой – река чувств, стремительное течение которой уносит лирическую героиню то в состояние радости, то в состояние печали. Читателя захлестывают волны этой реки и погружают в мир переживаний, надежд и грез:

Течет река. Моей любви река.

Ты опусти в нее свою ладонь, Пусть пламя вечное, любви огонь,

Благословит родные берега [142, с. 101].

Любовь для поэтессы – постоянный поиск, смысл жизни. Лирическая героиня Раи Орловой переживает все этапы любовных отношений.

Поиск гармоничного начала мира в философской лирике

Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли размышления о смысле бытия и вечных человеческих ценностях. Исторический генезис и бытование философской лирики свидетельствуют о том, как может быть изменчива ее жанрово-видовая структура. Предмет изображения философской лирики – человеческая жизнь, духовные ценности, эстетические, онтологические процессы. Слияние мировосприятия и силы художественного отображения автора позволяет проникнуть в тайны природы. Изображение состояния внутреннего мира поэта в поэтическом образе дает общее представление о взаимодействии, столкновении объекта действительности и его интерпретации окружающего мира. Исследователи характеризуют философскую поэзию как «целостное художественное явление, внутри которого прослеживаются различные тенденции, связанные с особенностями авторского миропонимания» [100, с. 7], как явление, которое предполагает особое, индивидуальное восприятие окружающего, «иррациональное, не укладывающееся в жесткие рамки строгого логического осмысления картины мира» [198, с. 5].

В России формирование философской лирики начинается с творчества поэтов-любомудров (Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков). Исследователи констатируют, что именно они, «своеобразно преломив поэтическое сознание в России в области национально-эстетического наследия» [191, с. 7], повлияли на творчество большинства русских поэтов более поздних периодов, которые в своих произведениях, придерживаясь традиций элегических размышлений, тяготели «к искусственно-размышляющим, более того, к рационально-рассудительным формам стиха» [191, с. 8].

XIX в. открывает плеяду новых поэтов, в чьем творчестве философская лирика находит новые формы размышления о мире, смысле существования человека. Такому философскому содержанию произведений способствовала главная проблема духовной жизни России, которая определялась исканиями способов раскрепощения личности, пробуждением гуманизма в обществе (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев).

В отечественной поэзии основоположником философской лирики по праву считается Ф. И. Тютчев. Центральным мотивом поэта становится изображение слияния внутреннего мира человека с миром природы. В его произведениях природа и человек находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на неравную борьбу с окружающей его действительностью, а порой и с самим собой. Произведения отличает необычайная глубина философских размышлений автора, раскрываемая через описание картин русской природы.

Ф. И. Тютчев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов – величайшие русские классики, открывшие широчайшие перспективы для развития философской поэзии России, начиная с XIX века и заканчивая современной лирикой.

В поэтическом пространстве Мордовии философская лирика занимает особое положение, взгляд на которую в аспекте ее культурно-исторического бытования нередко приводит к пониманию устойчивости ее содержания. Поэты в своих произведениях стремятся переосмыслить происходящие процессы в современном обществе, правдиво воспроизвести действительность, отражая сложность и противоречивость всех ее граней, раскрыть сквозь призму собственного мировосприятия отношение к жизни и времени.

Мордовскими литературоведами в последнее время опубликовано большое количество работ, посвященных анализу современного литературного процесса. Однако «философская поэзия как таковая не часто становится объектом внимания критики и литературоведения, так как вопрос о характере лирических размышлений в современной поэзии Мордовии довольно сложен и поэтому не имеет однозначного решения» [191, с. 9], тогда как «при всем разнообразии нравственно-философских проблем, которые в последнее время все чаще поднимаются в литературе Мордовии, именно в поэзии … наиболее ощутимо стремление авторов наметить пути их решения» [191, с. 81].

Большой вклад в изучение жанра философской лирики Мордовии внесли такие исследователи, как А. В. Алешкин, Г. И. Горбунов, Е. В. Баранова, С. П. Гудкова, О. И. Налдеева, С. Н. Степин, Е. А. Жиндеева и др.

Философская лирика занимает определенное место в творчестве поэтов разных поколений, что определяется рядом объективных и субъективных факторов. По утверждению О. И. Налдеевой, среди таких факторов прежде всего следует выделить социально-исторические условия, породившие «ощущение миропорядка и заблуждения личности» [118, с. 60]. Как отмечает исследователь, «поэты начинают осознавать, что необходимо не только отразить художественными средствами окружающую действительность, но и акцентировать внимание на вечных проблемах человеческого бытия» [118, с. 60]. В настоящее время философская лирика Мордовии активно развивается, что является следствием протекающих процессов в современном социуме. «Современный человек все полнее осознает свою значимость, стремится осмыслить процессы, происходящие в мировом пространстве…» [175, с. 35]. Наряду с плеядой молодых авторов, продолжают создавать произведения поэты старшего поколения, чье творчество стало уже хрестоматийным и вошло в школьные и вузовские учебники. К числу таких авторов следует отнести A. В. Арапова, Н. И. Ишуткина, Р. К. Орлову, В. А. Гадаева, А. А. Громыхина, B. М. Юдину, М. Кемаль, А. И. Смородину и К. В. Смородина, A. Н. Терентьева, Б. С. Соколова, Н. А. Снегирева, С. А. Казнова, Ч. Журавлева, B. А. Кригина, С. В. Кинякина и др. Основные тенденции развития их творчества позволяют судить о современном поэтическом процессе Мордовии в целом.

Анализ философской лирики ведущих национальных поэтов позволяет сделать вывод о глубоких нравственно-философских исканиях современной мордовской поэзии. Художественная специфика философской лирики проявилась в стремлении к наиболее точному и яркому воссозданию действительности, отображению многоликости жизненных перипетий. Поэты, акцентировав внимание на вечных проблемах человеческого бытия, стремятся расширить рамки познания духовного мира лирического героя, проникнуть вглубь процессов современности, философски осмыслить и эмоционально отразить происходящие изменения, сквозь призму собственного мировосприятия дать ответ на волнующие вопросы.

В творчестве Раи Орловой достаточно сложно разграничить философскую, любовную, пейзажную и гражданско-патриотическую лирику. Философские мотивы сливаются с мотивами любви к Родине, к мужчине, восхищения красотой родного края и др. Мысли и чувства ее лирической героини, ощущение присутствия Бога, гармония внутреннего мира и мира природы – все становится целым, неделимым.

Несмотря на исповедальный характер многих произведений Раи Орловой, в ее философской лирике остаются вопросы, не имеющие однозначного решения, в связи с чем возрастает интерес к внутреннему миру ее лирической героини.

В философской лирике Рая Орлова поднимает вечные проблемы бытия, смысла существования на земле, места человека в мире. Ее произведения отличаются особой поэтической символикой, ассоциативностью и образностью, в них проявляется «специфическое качество, своеобразный характер поэтической мысли» [114, с. 33], благодаря чему философская идея становится неотъемлемой их частью. Так, например, в стихотворении «Синяя птица» прослеживаются ассоциативное слияние мира человека с Вселенной, их полная гармония:

Девочка по имени Валда,

Нет ничего выше правды.

Есть между жизнью и смертью

Песня – дорога в бессмертье … [142, с. 96].

Несомненный интерес приобретает выбор автором лексических средств для создания художественного образа. Слово «валда» в переводе с мокшанского языка означает «светлый». «Девочка по имени Светлая» – ассоциативный образ, несущий эмоционально-психологическую нагрузку.

Этот образ есть некое объединение земного и духовного, символизирующее внутренний душевный свет лирической героини – «неделимый, негасимый лучик света», чистоту ее помыслов, гармонию, к которой она стремится, ее твердую веру в существование правды на этой грешной земле. Валда – свет, ведущий к истине.

Лирическая циклизация как способ создания художественной целостности

В последнее время лирический цикл как самостоятельное специфическое жанровое образование все чаще становится объектом специального научного исследования многих литературоведов. Тема остается актуальной в отечественной литературе, поскольку границы рассматриваемого художественного явления и его терминологическую характеристику ученые определяют по-разному.

Теоретические аспекты лирического цикла нашли отражение в работах О. О. Белоусовой, З. А. Ветошкиной, М. А. Гончаровой, Л. Н. Гареевой, С. П. Гудковой, М. Н. Дарвина, Д. С. Кадацкой, А. Р. Касимовой, А. Г. Кулик, Л. Е. Ляпиной, О. В. Никандровой, В. А. Сапогова, И. В. Фоменко, Л. В. Чернец и др.

Научные исследования поднимают вопросы, связанные прежде всего с теорией жанровой природы лирического цикла, выявлением типологических особенностей и принципов композиции, определением жанровых границ.

А. Г. Кулик подчеркивает: «Говорить о том, что цикл обладает жанровым потенциалом, можно с трудом, поскольку сложно вывести ряд универсальных (жанровых) признаков, характерных только для лирического цикла». К таким универсальным признакам исследователь относит единство темы и общность заглавия, остальные же признаки, по мнению ученого, «будут относительными и различаться не только у разных поэтов, но и в пределах творчества одного автора» [99, с. 10]. Проблему определения жанровой формы цикла А. Г. Кулик видит, во-первых, в том, что лирический цикл как специфическое поэтическое образование изначально не входил в классическую жанровую систему и окончательно был сформирован в русской литературе только в творчестве символистов; во-вторых, цикл не обладает потенциалом самостоятельного жанра.

Феномен лирической циклизации впервые нашел отражение в работах поэтов XIX в. – Г. Гейне, В. Гюго, Ш. Бодлера и др. Влияние западноевропейского цикла на формирование художественной циклизации в русской поэзии весьма существенно. Большой популярностью пользовалось творчество немецкого поэта Г. Гейне, произведения которого чаще всего переводили, соединяя стихотворения из разных циклов в «рециклизованные» объединения. На протяжении XIX века лирический цикл приобретает ряд «устойчивых черт, четко не отрефлексированных в критике и писательской практике, однако уже позволяющих к «переходному» периоду русской литературы говорить о «памяти жанра»; при этом цикл на данном этапе вернее рассматривать как одну из циклических форм, особое жанровое образование, но не как жанр» [49, с. 7].

В конце XIX – начале XX века К. Бальмонт, А. Белый, М. Цветаева, Н. Гумилев, В. Брюсов, А. Блок лирической циклизации в своем творчестве уделяют особое место, понимая под этим явлением новое качество словесно-художественного выражения. Большой интерес приобретают смысл заглавия цикла и его внутренние связи. Поэты рассматривали лирический цикл как единство, составляющими которого были отдельные части или главы, стихотворения. «Под лирическим циклом стала подразумеваться такая совокупность взаимосвязанных между собой стихотворений, которая была способна воплотить целостный взгляд на мир («поэма души», «поэтическая идеология», «роман», «трактат» в стихах), выразить художественную волю автора» [23, с. 7]. О. В. Никандрова отмечает: «У поэтов нового поколения уже есть ощущение традиции, правда, весьма смутное, что видно из обилия предисловий к последующим, более продуманным книгам, но достаточное для того, чтобы задать некое направление движения, поместить в сознание пишущих более или менее устойчивую парадигму, определившую дальнейшие искания» [124, с. 21]. Таким образом, символисты утверждают лирический цикл как самостоятельный жанр, что определилось рядом произошедших к тому времени изменений. «…Цикл теперь понимается не просто как композиционный прием, один из возможных способов организации текста, но как форма поэтического мышления» [49, с. 7], циклизация становится «масштабной», появляется «усложненная иерархия (стихотворение – цикл – раздел – книга – все творчество поэта), повышается роль контекстуальных и интертекстуальных (а далее – и интермедиальных) связей» [49, с. 21]. Данное явление стало результатом того, что большинство поэтов-символистов осознавали свое творчество как единый текст, пользуясь циклизацией, они пытались донести до читателя понимание единства своего творчества. «Это и породило феномен, обозначенный нами как идея «тотальной циклизации»: циклы складываются в разделы, разделы в книги, книги воспринимаются как единый текст» [124, с. 22–23].

В ХХ веке феномен лирической циклизации достигает существенного резонанса не только в отечественной, но и в мировой литературе. Циклические образования в качестве самостоятельной проблемы предстали постоянным объектом размышлений как самих поэтов, так и историков, критиков, теоретиков литературы. Интерес к авторским циклическим образованиям приобретает теоретико-литературный и историко-литературный характер. Так, в 1932 году в Германии выходит в свет статья И. Мюллера «Das Zyklische Prinzip in der Lyrik» («Циклообразующие принципы в лирике»), в которой на примерах циклов Шекспира, Гете, Новалиса были выявлены особенности структурной организации лирического цикла. В 1946 году американская исследовательница Х. Мастэрд опубликовывает монографию, посвященную истории лирических циклов немецких поэтов XV–XX вв. Исследования, однако, не получили должного отклика и были по достоинству оценены позже литературоведами следующего поколения. В отечественном литературоведении обострение интереса к литературной циклизации как специфическому явлению литературного творчества происходит во второй половине XX в. В теоретическом плане основу для фундаментального исследования этой проблемы (преимущественно на материале творчества А. А. Блока) составили работы В. А. Сапогова, Л. Я. Гинзбург, З. Г. Минц и др.

Новые направления в изучении лирического цикла как историко-литературного явления разрабатываются в 1970-1990-е годы в исследованиях И. В. Фоменко, Л. Е. Ляпиной, М. Н. Дарвина и др.

В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение: «Цикл (от греч. Kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой (в прозе и драматургии), единым поэтическим настроением, местом действия (в лирике)…» [184, с. 456].

И. В. Фоменко пишет: «Понятие «цикл», активно вошедшее в литературоведческий обиход, как правило, употребляется в двух основных значениях: широком и узком, терминологическом. В широком значении циклом обычно называют ряд произведений, объединенных хотя бы одним общим признаком (тема, адресат, жанр, метрика, символика и т.д.)» [192, с. 1]. По мнению исследователя, в таком употреблении слово «цикл» не обозначает никакого особенного явления и тождественно таким синонимическим понятиям, как «круг», «ряд», «группа» произведений. «…Цикл в узком, терминологическом значении, жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный структурный признак которого – особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов» [192, с. 1].

М. Н. Дарвин отмечает, что «художественная циклизация – это широкая возможность объединения произведений в различные формы не только цикла. Сам же цикл, думается, точнее определять не как одно произведение, но как множество произведений, как произведение произведений» [57, с. 9]. Как считает ученый, «художественная циклизация поэтических произведений связана с представлением о «репертуарности» жанра, степенью его тематической полноты и исчерпанности. Процесс циклизации идет здесь, главным образом, по пути воспроизведения (подражания) готовых форм (поэтических контекстов)» [57, с. 41]. Так, не выходя из границ традиционной формы, например жанрового раздела, отдельные стихотворения приобретают личностный характер. «Лирическое «я» в этом случае стремится как бы оторваться от своей закрепленности к единому тексту и стать принадлежностью другого, связывая их одновременно друг с другом в нерасторжимое художественное единство. В то же время смысл циклизации заключается в неслиянности и нераздельности отдельных произведений лирики, в сохранении их самостоятельности» [57, с. 41]. Как отмечают исследователи, М. Н. Дарвин, И. В. Фоменко, Л. Е. Ляпина в области лирической циклизации «сходятся во мнении, что отдельные произведения цикла сохраняют относительную автономность и вне цикла» [85, с. 7].

Духовно-нравственное своеобразие и сюжетно-композиционные особенности стихотворной сказки

Сказка – один из основных и традиционных жанров народного устно поэтического творчества. Сказка играет большую роль в фольклоре каждого народа на различных этапах его развития «Она отражает мировоззрение народа в разные эпохи его жизни, его отношение к действительности, его борьбу за независимость, его мечты о будущем. Живя в веках, передаваясь из уст в уста, сказка меняется в зависимости от того, как меняется порождающая ее действительность» [184, с. 356]. Национальные особенности сказки проявляются в языке, в описании природы, в бытовых деталях, в том, как рисуются уклад жизни того или иного народа, социальные отношения, и прежде всего «в ее идейной направленности, в ее подлинном гуманизме, в котором кроется секрет ее жизнеспособности и в наши дни» [184, с. 356]. Главное отличие народной сказки от авторской связано с типологической основой оппозиции «литература – фольклор» [82, с. 3]. Народная сказка уходит своими корнями далеко вглубь мифологических слоев национальной культуры, но с течением времени она теряет свой магический и мифологический характер. Сказки стали ближе «к нравоучительной басне, стали складываться на иной основе» [184, с. 356], поэтому все чаще в них отражались социальные мотивы.

По мнению многих литературоведов, вопрос о жанре литературной сказки остается до конца не раскрытым. К изучению жанра литературной сказки обращались такие известные ученые, как М. А. Алентьева, Л. Ю. Брауде, Г. Н. Изотова, Т. Г. Леонова, М. Н. Липовецкий и др.

В теоретическом плане для изучения жанра литературной сказки особый интерес представляет статья Л. Ю. Брауде «К истории понятия «литературная сказка»», опубликованная в 1977 г. в Известиях АН СССР. Исследователь дает следующее определение жанра: «Литературная сказка – авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное: произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей, произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажей» [29, с. 234].

Т. Г. Леонова в работе «Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке» (1982) под литературной сказкой понимает «синтетический жанр, соединяющий компоненты разных жанров (собственно фольклорной сказки и разных литературных и нелитературных жанров)» [101, с. 194].

В 1992 году выходит книга М. Н. Липовецкого «Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920–1980-х годов)», ставшая фундаментальной работой в области жанра литературной сказки. Автором поднимается вопрос соотношения фольклора, письменной литературы и собственно литературной сказки, анализируются сказочные произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Н. Клюева и других поэтов рассматриваемого периода.

Справедливо высказывание Г. Н. Изотовой, по мнению которой жанр литературной сказки представляет собой «феномен, на происхождение и развитие которого влияли не только фольклорные, но и собственно литературные процессы» [82, с. 3]. Исследователь констатирует: «Сложные этапы развития русской литературы нового времени отразились на формировании жанра литературной сказки и особенно – жанра сказки стихотворной, которая развивалась по особой модели, соединяя в себе как традиционные жанровые черты, так и качества, характерные для эволюции русской поэзии в целом после реформы Тредиаковского – Ломоносова» [82, с. 3–4].

Литературная сказка вмещает в себя такие жанровые разновидности, как прозаическая сказка, стихотворная сказка, драматическая сказка.

В диссертационном исследовании Г. Н. Изотовой «Русская литературная стихотворная сказка конца XIX – начала XX веков» дается точное определение времени возникновения жанра стихотворной сказки. Так, в октябре 1755 года в журнале «Ежемесячные сочинения» выходят два произведения А. П. Сумарокова, представляющие новый жанр: «Сказка 1» («Мужик у мужика украл с двора корову…») и «Сказка 2» («Жил некакий мужик гораздо неубого…»). В этих произведениях проявляются основные характерные признаки жанра стихотворной сказки, соединяющие в себе фольклорные и литературные элементы. Среди таких признаков исследователь выделяет «занимательную сюжетность, специфическую систему образов, особую композиционную обустроенность текста и, наконец, стихотворную природу» [82, с. 47]. Однако точного определения жанр стихотворной сказки так и не получает. Дальнейшее развитие стихотворной сказки зарождает сближение данного жанра с жанром былины. Этот факт отмечается в работе И. З. Сурат «Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов».

«Золотым» временем русской стихотворной литературной сказки принято считать 30-е гг. XIX столетия. Поистине великолепными образцами жанра становятся сказки А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, П. П. Ершова. Это время отличается развитием новых жанровых форм и модификаций. Работа со сказочной фантастикой осуществляется в пределах реалистической и романтической эстетики.

К важнейшим признакам жанра стихотворной сказки Г. Н. Изотова относит «ее графическое членение на соразмерные строки, каждая из которой является определенной метро-ритмической моделью» [82, с. 46]. Исследователь М. А. Алентьева отмечает: «В образных системах сказочного стихотворного эпоса единой системой проявляется специфическая структура художественного мышления: история раскрывается в закономерной соотнесенности с мировой гармонией, каждая конкретно-историческая тема одновременно оказывалась прологом, ведущим вглубь идеи о «беспредельном счастье»» [12, с. 7].

Зарождение мордовской литературной сказки исследователи относят к периоду 30-х годов XX века. Основоположниками данного жанра по праву можно назвать С. В. Аникина, Ф. Фролова и Г. И. Ельмеева. Опираясь на мордовский фольклор, традиции русских классиков, писатели создают оригинальные произведения, в которых изображаемые фантастические события не теряют своей близости с реальной жизнью.

Последующее становление жанра литературной сказки в национальной литературе связано с именами Ф. С. Атянина, А. Ф. Ежова, П. К. Любаева, Р. К. Орловой, Г. И. Пинясова, П. Е. Родькиной, М. А. Тарасовой, Т. Д. Тимохиной, А. С. Щеглова и др. Мордовская литературная сказка в стихотворной форме представляет собой довольно редкое явление. Наиболее ярким поэтом-сказочником является Анатолий Федорович Ежов. Основой его произведений становится народная мораль. Сказки отличаются выразительностью языка, ритмичностью, напевностью. За внешней простотой и незамысловатым содержанием скрываются важные жизненные ценности. В сказках осмеиваются такие общечеловеческие пороки, как хвастовство, глупость, подлость, лицемерие и др.

Среди мордовских литературоведов, обратившихся к изучению жанра литературной сказки, следует отметить А. И. Брыжинского, А. Г. Борисова, С. А. Самошкина, Л. М. Имангулову, М. Г. Имярекова, А. В. Еремкина, Т. В. Уткину и др.

А. В. Еремкин в работе «Поэтика мордовской литературной сказки» (2008) к характерным признакам данного жанра относит в первую очередь синтетичность (сочетание особенностей фольклора и письменной литературы, русской и мордовской мифологий, жанровых свойств сказки и басни), расширение границ сказочного пространства и времени, возникновение новых образов-персонажей, которые не бытуют в народной сказке, образность, особенности языка и др.

Стихотворная сказка Раи Орловой «Ладемир и Азарина» была написана в 2015 году и опубликована в литературно-художественном и общественно политическом журнале «Мокша». Сама поэтесса указывает точную дату создания сказки: 7–12 июля 2015 года. Замысел произведения возник у нее под впечатлением одной из прогулок по окрестностям родного села Сарга. Поэтессу сопровождала местная жительница, ее подруга, рассказ которой о лебединой паре, прилетающей на реку, явился толчком для создания сказки, в которой основой сюжетной коллизии становится история трагической любви.