Введение к работе
Актуальность теш. Одним из важнейших условий существования нации, наличия национального государстваа полноценной социально-политической, культурной жизни в нем является высокое национальное самосознание. Опыт истории показывает. что каждый народ в процесс своего национального рождения, весьма часто и возрождения неминуемо сталкивается с проблемой национального самосознания. Происходящие в наши дни в странах бывшего СССР события убедительно подтверждают это положение. Для Таджикистана же эта проблема в ЮС веке возникает не впервые. В 20-х годах Таджикское общество столкнулось с проблемой национального самосознания в связи со строительством национальной государственности в составе СССР,национальным размежеванием среднеазиатских народов. Национальное, территориальное размежевание народов, в течении столетий ЖИВШИХ Общей ПОЛИТИЧеСКОЙ, ЭКОНОМИЧеСКОЙ И ДУХОВНОЙ 80ЇЗ-
ньи, проблема не очень простая. М жизнь показал* насколько ока сложна. "Образцы таджикской литературы", которое Содриґ-дин Айни завершил в 1926 году, в определен":^ -v..-,- отр:-г;:-\--эти события.
Тазкира "Образцы таджикской литературы1' П!'"-;и-"и.:.. исключительно ответственное для судеб таджикского яз:-'-----, время. Произведение явилось важным средством пробуждения :.а-ционального самосознания таджиков, в силу особых исторических, социально-политических и культурных условий оказавшихся в своеобразной изоляции от своей духовной истерии-
Как тазкира "Образцы таджикской литературы" охватвп-даг Солее чем тысячелетнюю историю таджикской литературы, з которой С.Айни пытается найти ответы на острые социальные, политические и культурные вопросы, возникшие перед обществом. Именно в этом и заключается главная ценность "Образцов таджикской литературы", ибо они слуаат сегодня нам непоминанием о событиях, имевших место в начале века=
Явившись целой вехой в культурной жизни таджикского народа, "Огглзцы таджикской литературы" с первых дней своего появления і<гивлекают внимание отечественных и зарубежных ли-туратуроведов и деятелей культуры. Ученые и литераторы А.Ла-хути, Е.Э.Бертельо, '.А.Знаменский, Б.Азиаи, М.Сарвар, Т.Зехни, Дк.Икрами, И.С.Брагинский, Р.Хадо-ззде, Ш.Хусейн-
заде, Х.Мирзо-заде, М.Турсун-заде, А.Дехоти, С.ТаОаров, Р.Хошим, М.Шукуров, Н.Масуми, А.Маниязов, А.Сайфуллаав, Р.Тошматов, Д.С.Комиссаров, Р.Мусулмонкулов, X.тарифов, А.Сатторов, Дк.Бако-заде, К.Айни, Н.Рахимов, З.Мулладжанова, Ш.Султонов, А.Я.Вишневский, Б.Валиходааев, Т.Караев, Р.Вахи-дов, Р.Фиш, А.Абдуманнонов, А.Набиев, Ш.Рахмонов, А.Аминов, С.Нафиси, П.Н.Ханлари, Ян Рипка, И.Бечка, С.Гуйа, Х.Халили и другие в своих работах, выступлениях, заметках и воспоминаниях затрагивали те или иные стороны этого произведения. Разброс мнений об "Образцах таджикской литерутры" весьма велик и находится в прямой зависимости от мировоззрения, а точнее от уровня профессиональной подготовки.
Часть работ и статей на эту тему носит научно-проблемный характер, а другой присуще простое популяризаторское, информационное и мемуарное содержание.
Следует признать, что тесное переплетение идеологии, политики и н^уки, в котором науке отводилась вспомогательная роль, во многом препятствовало объективному изучению проблем, связанных с духовной и культурной жизнью народов бывшего Советского Союза, в том числе и таджикского. Следствием пренебрежительного и формального отношения к национальным духовным ценностям стал глубокий духовный, нравственный кризис общества.
В связи с переменами происшедшими в жизни таджикского народа в последние годы, встает вопрос о переосмыслении и переоценке истории таджикской как культуры, так и литературы.Это в полной мере относится и к творчестве С.Айни, центральной темой которого выступают исторические судьбы таджикского народа и его великой культуры.
иль_и_задачи_исследованиял Оснвной задачей диссертационной работы является всестороннее исследование "Образцов..." в тесной связи с событиями и явлениями послужившими причиной их появления, выявление роли произведения в становлении современной таджикской литературы, подъема национального самосознания таджикского народа, исследование новых вопросов таджикского литературоведения л определение места тазкира С.Айни в истории культуры и литературы народа. Для решения этих задач необходимо провести исследования в сле-дупдих направлениях: I) социальные, политические к культурные факторы возникновения "Образцов..."; 2) взгляды С.Айни
на вопросы исторического суще тсвовашія таджикского -народ:; _и бго"~пр~ав на культурное наследие: 3) роль "Образцов..." з пробуждении национального самосознания; 4) степень изученности "Образцов..." и вопросы современной таджикской литературно-критической мысли; 5) борьба С.Айни с историческим и литературно-историческим нигилизмом и вульгарным социологи-затарством: 6) структура и содержание "Образцов..."; 7) отражение литературшх. процессов XIX - начала XX вв.; 8) типологические параметры "Образцов,. .*' по отношению к предшествующем тазкира; 9) место и роль "Образцов..." в развитии современной таджикской литературоведческой мысли.
|еоретшеские_и_уетодологическне_основы исследования.
Методологическую основу диссертационной работы определяет концепция диалектического и исторического развития литературы и искусства. При осуществлении исследования автор опирался на теоретические и практические достижения отечественной и зарубежной литературоведческой науки, 8 «также трздащш средневековой восточной филологии.
йиточшки_исследовакнк. В диссертации, .тр-к-де jc.t.;o,. рассматриваются ''Образцы таджикской литературы" г чесле-ло-вательский процесс привлечены также литературное к чульт:-о-
ННЄ ИСТОЧНИКИ ПрОШЛОгО, МН0Г0ЧИСЛ5ШШЄ ЛП"г-эр ,:. г _:v.-
.литературно-критические произведена;;,. Ъ. Г'ч-.:---<' -. - .: : ':; периодической печати и архивные материала, -.с.-..з ;,. >*-впервые вводится в научный обиход
Научнал_новизна_работу^ Данная диссертация является первой монографической работой, в которой "Ооразць.. <" рассматриваются в кончексте важнейших прсС.пєм гаджп.-cxo.l .~-.і*і-ратуры, литературоведения и литературной критики на современном этапе.
В диссертации рассматриваются пхюблемн ооцкльчо *:;--.,-турной, эстетической и литературней жз'-т їіі.$.:-іг:. .от: л--: од?
В ЛерВОЙ Четверти XX В., Т.в,. ВПЛОТЬ ДО БШСОДа В СЬої :Оо-
разцов..." в 1926 г. На фоне происходивших в этот период зо-битий прослеживается деятельность С.Айнн* его борьба s зада-ту интересов родного народа, его работа вад созданием "Образцов..." и перипетии идеологических столкновений вокруг них.
Следует отметить, что научно-литературной содержание "Обрэзцов..." по сей день всестороннему научному исследова-
нив не подвергалось и что автор ставил перед собой задачу в меру своих возможностей выявить значение "Образцов..." в истории таджикского литературоведения.
иЕ353к5_9нность_работу. Настоящая диссертация может быть использована при создании истории таджикской литературы, истории литературоведения и литературной критики,, истории литературы XX в., при исследовании отдельных творцов литературы. Она может оказать помощь при написании учебников и создании учебных пособий,, литерутрных и исторических энциклопедий, при чтении курсов лекций по истории таджикской литературы, теории литературы и литературной критике на факультетах таджикской и восточной филологии.
|пробация_Еезультатов_работы0 Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского госуниверситвта (16.04.1993 г.) и секции литературоведения Ученого совета Института языка и литературы им. рудаки АН Республики Таджикистан (25.05.1993 г.} Основное содержание диссертации изложено в целок ряде статей» опубликованных в журналах, научных сборниках и энциклопедиях» По различным аспектам диссертации прочитаны доклады на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского госуниверситвта (1976 -Ї990, четырнадцать), научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов Таджикистана (І978-І99І,, восемь), научных сессиях "Аннинские чтения" (І976-І99І, пять), всесоюзных конференциях (Душанбе s Ленинабад, Самарканд,, 1978-I99G„ пять), всемирной конференции "Книга в развитии культуры народов Востока г история и современность'' (Душанбе, 20-24.06Л9ЭО).
QTgxKTjg_ga6oTUD Диссертация состоит из введения, трех глав» заключений к списка использованной литература. По необходимости, вытекающей из характера темы, первая и третья главы разбиты на разделы и подразделы.