Введение к работе
Актуальность поставленной проблемы обусловлена необходимостью концептуального и целостного подхода к поэзии и прозе Мандельштама. Своевременность обращения к его наследию продиктована остро стоящей задачей создания полной и объективной картины русской советской литературы, ее вершинных завоеваний. Установление многоуровневого присутствия русской художественной традиции в творчестве Мандельштама и других художников серебряного века позволяет выявить непрерывность и глубинную связь всех этапов в развитии русской литературы, обнаружить внутренние самодостаточные законы искусства, лишь опосредованно связанные о оошально— политической сферой и непосредственно - с историей, христианскими этическими и эстетическими ценностями.
Проблема "О.Мандельштам и русская художественная традиция" актуальна и в историко-литературном смысле, и в плане осмысления уже имеющихся в нашем наследии ценностей, и в аспекте теории литературы - поэтики, сравнительной стилистики, типологии творчества, теории связей в истории культуры.
Степень разработанности проблемы. В то время как на Западе изданы десятки книг и статей о творчестве Мандельштама, у нас нет ни одной монографии об этом поэте. Первой в стране книгой, специально посвященной этому худокнику, стал сборник "Жизнь и творчество 0.0.Мандельштама", изданный в Воронеже в 1990 г. Исследования Ы.Гаспарова, Вяч.Иванова, А.Илюшина,- 0. Ласу некого, М.Мейлаха, В.Микушевича, В.Мусатова, А.Немировского, В.Свительского определяют современный уровень и аспекты изучения наследия этого крупнейшего поэта. Из пожизненных исследований не потеряли своего значения статьи Ю.Тынянова, В.ЬСирмунского и Н.Берковского. После долгого периода умолчания начался процесс возвращения наследия Мандельштама в полном объеме, итогом которого стали "Сочинения"в двух то::лх, подготовленные С.Авериниевым и П.Нерлером (М.: "Худоя. лит.", IB:>J). Острил исследовательский интерес вызывают проблемы поэтпг.::, сег.'аптпкл и мнкросемантики услохшенно-метафорического и
ассоциативного поэтического язика Мандельштама. В этой области плодотворно работают Ю.Левин, Г.Левинтон, Г.Седых, Р.Тныенчик, Е.Тоддес и др. Концептуально важными являются работи Л.Гинзбург, С.Аверинцева, Б.Бухштаба, И.Семенко, А.Морозова. Достаточно широко освещена тема "Мандельштам и мировая культура" С.Ошеровым, Л.Пинским, Г.Померанцем, В.Топоровым и Т.Цивьлн, А.Фейнберг.
Впервые смисловая связь между творчеством Мандельштама и философией В.Соловьева отмечена М.Поляковым, о непреходящем интересе к А.Пушкину писали П.Нерлер и В.Сузи, влияние Ф.Тютчева на поэзию Мандельштама исследовали В.Мусатов и Е.Тоддес. Отмечая успехи отечественной филологии в изучении творчества Мандельштама, приходится все же признать, что в целом тема русской художественной традиции, являющейся бесспорно важной для поэта, практически не исследована.
Цели и задачи исследования. Цель диссертации состоит в рассмотрении творчества Мандельштама в его органических связях с философским наследием П.Чаадаева, К.Леонтьева, В.Розанова, В.Соловьева и П.Флоренского, а также с русской классической литературой - Ф.Тютчевым, А.Пушкиным, Ф.Достоевским. В соответствии с целью определены основные задачи:
установить генезис поэзии и прозы Мандельштама в контексте русской философской мысли и классической литературы;
выявить мировоззренческие и литературное истоки его поэтического- метода и языка;
определить основные принципы поэтики, позволяющие в индивидуальном слове сохранить преемственность с русской художественной традицией.
Методологической и теоретической основой исследования служат принципы сравнительно-исторического метода, а также сег.'антнчеоко— го анализа поэтического текста. Последовательное применение принципа историзма предполагает существование множественности художественных миров и способов философствования, их содержательной не-сводимости друг к другу, что позволяет исследовать художественный текст, не теряя из виду его историко-культурного своеобразия и дает возможность увидеть за универсальностью поставленных в нем проблем его уникальность. Подобная исследовательская установка может быть названа культурологической. Эти принципы с успехом применялись в работах С.Аверинцева, Л.Баткина, М.Бахтина, П.Гай-денко, К.Свасьяна и других, на чьи работи опирался автор.
Научная новизна исследования."Впервые предпринят анализ
органичеоких связей творчества Мандельштама с русской художественной традицией. Виявлена мировоззренческие и эстетические основы художественного мышления поэта, изучена диалектическая связь традиции и новаторства у чуткого к "чужому слову" художника. Рассмотрены "философия зодчества" с" ее нравственным императивом человеческой деятельности и "поэтика слова", аккумулирующая предшествующий духовний опит и воплощающая трагическую суть эпохи. Мандельштам предстал художником, постигающим мир как целое и провидчески предупреждающим о гибельности бездуховного пути. Исследование открывает перспективу для изучения возвращаемых в культуру писателей, сохранивших преемственность гуманистических традиций русской культуры.
Положения, выносимые на защиту:
Традиции русской религиозно-нравотвенной философской мысли и русской классической литературы оказали формообразующее влияние на мировоззрение, эстетику и этику Мандельштама.
Проблема "слово и культура" неотделима для поэта от идеи непрерывности исторического развития, преемственности и свободы, нравственной ответственности. П.Чаадаев сыграл несомненную роль
в становлении этих взглядов. Понимание Мандельштамом роли писателя как "свидетеля на суде истории" восходит к К.Леонтьеву. Принципиальное разделение литературы и филологии связано у Мандельштама с идеями и творческой манерой В.Розанова. Философские идеи В.Соловьева о всеединстве, творческой, эволюции материи, законах развития языка перекликаются с мировидением Мандельштама, его мыслями о всеевропейской общности христианской культуры. Отстаивая право на индивидуальное понимание бытия, персонифицированное слово, ищущее истину, поэт близок к некоторым культурологическим идеям П.Флоренского.
Чуткость Мандельштама к философским интуициям русского культурного ренессанса способствовала созданию собственной "философии зодчества", которая,отталкиваясь от архитектуры, восходила к нравственной архитектонике личности и включала "философию слова".
В художественном мире Мандельштама творчество Ф.Тютчева,
А.Пушкина и Ф.Достоевского присутствует контекстно и в виде прямых и скрытых цитат. Тютчевская линия в поэзии была признана Мандельштамом как определяющая и собственные поиски, и акмеизм. Порывая с романтизмом Тютчева, поэт и в конце творческого пути сохраняет "внутренний образ" некоторых его стихотворений. Пушкин для Мандельштама - живой феномен культуры, влияющий на творческое
сознание и критерий его правоти. Вопрос о бішга пушкинской традиции, мыслящейся широко, для Мандельштама связан с вопросом о битий человека, социальных и духовных измерениях отого бытия. Творчество Достоевского - одна из существеннейших проекций и глубинных основ позднего творчества Мандельштама. Художественный параллелизм повести "Египетская марка" и "Двойника" Достоевского углубляет тему двдйничества и обезличивания человека в насквозь политизированном мире. Вовлекая в свое творчество необъятный мир Достоевского, Мандельштам стремится найти свой вариант "отгадки" трагедии русской истории.
- Поэтику Мандельштама можно определить как поэтику слова. Ориентация на традицию, как правило, "материализуется" в слоне, абсолютно точном, сверхсодержательном, несущем в "свернутом виде" информацию о тексте-источнике.
Научно-практическая.ізначимость исследования. Результаты, практический материал, впервые вводимые в научный оборот факты могут быть использованы для выполнения долгосрочной научно-исследовательской программы "XX век: русская литература в контексте отечественной и мировой культуры", в исследованиях по истории русской литературы и культуры, в издательской практике при комментировании тем и образов Мандельштама, а также в процессе преподавания "Истории советской литературы" по новой программе для государственных университетов, изданной МГУ в 1990 г.
А2І22ЙііШ_ЕйЙ5ІУ« Диссертация обсуждалась на кафедре русской советской литературы Белорусского государственного университета и кафедре советской литературы Уральского государственного университета. Основные положения излагались на Первых и Вторых иаіідолі-штамовских чтениях (Москва, 1988 г.; Москва-Ленинград, 1991 г.), ХУ Достоевских чтениях (Ленинград, 1990 г.). Содержание работы отражено в публикациях, список которых -в конце реферата.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и. списка использованной литературы. Диссертация изложена на 197 страницах машинописного текста, библиография включает 334 наименования.