Введение к работе
Актуальность темы определяется усилением в советском литературоведении и критике требовательного внимания к нравственной направленности художественных произведении, их соответствию масштабу и философскому смыслу жизни нашего общества.
В партийных документах, в ходе авторитетных дискуссий, развернувшихся в последнее пятилетие и особенно активизировавшихся сейчас на страницах "Литературной газеты", "Литературной России", журналов "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Литературная учеба", в работах литературоведов и критиков (М.Храпченко, Ю.Андреева, В.Огнева, Ал.Михайлова, А.Урбана, С.Чупринина, В.Ко-кинова и ын.др.) неоднократно подчеркивалась и подчеркивается мысль, что наличие определенного нравственного итога, нравственного заряда, сообщаемого читателю, было и остается важнейшим мерилом ценности произведения, той сверхзадачей, ради которой, в конечном счете, берегся за перо писатель, оознаюдий свою ответственность перед народом за все созданное им.
Внимание к вопросу о повышении роли литературы в оложнш и ответственном деле формирования идейно-нравственного облика советских людей продиктовано стремлением осмыслить те задачи, о которых говорилось на ХХУП съезде КПСС, где было отмечено, что "нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой отепени определяется состоянием литературы и искусства" . Отсюда закономерный, выдвигающийся на первый плай ип-> терес к нравственным проблемам жизни общества, "общественная потребность осмыслить время" .
Поэзия Леонида Мартынова отвечает этой потребности времени; осмысливает нашу эпоху, сложный внутренний мир советского человека, его устремления, дает нравственно-философский ориентир мировосприятия и поведения,увлекает яркой перспективой будущего.
Как показывает обзор литературы по творчеогву Л.Н.Мартыно
ва, еще недостаточно изучены вопросы традиций и новаторства, осо
бенностей решения важнейших нравственно-философских проблем вре
мени и лирического характера положительного героя, создаянсго по
этом, художественного своеобразия и филооофско-публициоірической
направленности его лирики. "
Горбачев M.G. Политический доклад Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, 25 февраля 1966 года//ма-гериалы ХХЛІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1986. --С.Ш.
Там же. - СИ*.
Цепь диссертации - выявить глубинную сосредоточенность философской лирики П.Мартынова на решении важнейших нравственно-философских проблей нашей эпохи, устремленность к взаимообусловленному и целостному юс раскрытию в рамках созданной поэтом концепции мира и человека, опирающейся на диалектико-детерминистские законы развития жизни и общества.
Теоретической и методологической основой диссертации явились основные положения марксистско-ленинской философии и эстетики, документы партийных и писательских съездов, работы советских литературоведов по вопросам взаимодействия литературы и идеологии, формирования мировоззренческой позиции и эстетического идеала художника, специфике их выражения в лирике.
Научная новизна диссертации. В работе на новом научном уровне анализируется вопроо о традиции В.Маяковского в лирике Л.Мартынова, последовательное изучение которого заложено в монографии В.Дементьева1 и книге Ал.Михайлова .
В диссертации впервые анализируется существо опоров литературоведов относительно причисления некоторых стихов Мартынова к "научной поэзии", доказывается жанровая определенность лирики поэта как философской, а также целесообразность и художественная оправданность обращения его к образам и лексике из мира науки и техники, что является отражением общей закономерности в развитии всей современной поэзии.
В работе впервые исследуются формы выражения авторского сознания в лирике Мартынова и характер его лирического "яЧ, как отражение личности современника, положительного героя времени.
Диссертация представляет собой попытку впервые на основе жан-рово-тематического,' сравнительно-типологического, исторического методов показать худшеетвенное воплощение в философской лирике Мартынова кардинальных нравотвенно-философских проблем времени в юс органической взаимосвязанности и активной адресованноети чита-іелю.
В диссертации проанализированы и соотнесены с творческой практикой литературно-критические высказывания Л.Мартынова, не-которые архивные материалы, а также приведены сведения о личных
ементьев В.В. Леонид Мартынов. Поэт и время. Изд. 2-е, дополн.-.: Сов .писатель, 19%.
Михайлов А.А. "Я зваго силу слов" /Традиции Маяковского - вчера « сегодня/. - М.: Худож.лит., 1983. - С.72-84.
встреча с вдовой поэта Г.А.Суховой-Мартнновой, публикатором его произведений и воспоминаний о ней.
Практическое значение диссертации - результаты исследования могут быть использованы при теоретической разработка вопросов развития современной советокой поэзии, при изучении курсов советской литературы в вузе и в школа.
Апробация работы. Диссертация обоуждалаоь на кафедре советской многонациональной литературы МГПИ им. В.И.Ленина и кафедре литературы АГПИ, на основе ее материалов были прочитаны доклады на Первых "ьіаргановских чтениях" в Смске (1983), на научной конференции "В.В.Маяковокий и советская поэзия" в Москве (1983),на научных конференциях в Армавироком пединституте (с 1979 по 1987 годы). По теме диссертации опубликованы две статьи, две статні депонированы.