Введение к работе
Актуальность темы. Фольклоризм, как одно из результативных средств философизации современного художественного творчества, определяет сущность целого ряда произведений украинских писателей. Обращение к таким романам, как "Лебединая отая" и "Зеленые Млыиы" В.Земляка, "Каменное поле", "Жернова", "Ворожба людская" Р.Федорива, "Страж-гора" С.Пуша», "tfyac взаймы, или хв Хома неверный и лукавый" Е.Гуцало, "Оглянись из осени" В.Яворивского, "Манускрипт из улицы Русской", "Четвертое измерение", "Шрамы на скале" Р.Иванычука, "Дом на горе", "Три листка за окном" Вал, Юевчукаїпозволяет говорить о том, что сегодня в литературно-фольклорных отношениях определявшими являются нравственно-философские аспекты.
Проблема соотношения нравственно-философского н фольклорно- . ігифологического в украинском романе последнего десятилетня во все большей мере начинает привлекать внимание критиков, писателей, литературоведов, фольклористов, хотя следует отметить, что , предметом самостоятельного исследования эта тема век* не была, О широких возможностях изучения явления фольклоризме в контексте ' нравственно-философских поисков писателей заявлено в работах В.Дончика , П.Кононенна , В.Фаврнка , А.Погрибного . Отдельные вопросы исследуемой проблемы рассматриваются в диссертациях
* Дончик В.Г. Мета - духовно багата, гармонійна особистість II Сутність -будівнича. - Киев; Дніпро, 1984.
2 Кононенко П.П, Яка ж вона, "велика" проза? // В пощукях cyrt» -Киев: Рад, письменник, 1981.
aщ6ннo В.В. Багатство справжнє й Ілюзорне II Герой 1 слово. -
Киев: Дніпро, 1986. ,
4 Погрібний А.Г. Осягнення сутності, - Киев: Рад, письменних,
-2-. А.Крав^энка, В.Чайковской. Особого внимания заслуживают когжрет-ныа литературно-критические анализы Н.Щулинского, Н.Ильницкого, В.Панчекка, М.Слабошпицкбго, наиболее полно освещающие новыз '.ан-денцни в литэратурно-фольклорных взаимоотношениях.
Проявляя повышенный интерес к проблеме фольклоризми и отмечая как неопровержимый факт "нравственно-философское", "ингелле;:-туальное" осмысление фольклорного материала, в том члсле, мифологии, современными писателями и поэтами" , критика преимущественно рассматривает эту тенденцию лишь попутно, в связи с постановкой , определенных тем. В ряде работ, специально посвященных донному вопросу, продолжает преобладать метод рогвстрации конкретных, текстуально йафиксированных фактов включения фольклора в структуру художественного произведения.
Обстоятельное изучение нравственно-философского аспекта проблемы фольклоризме открывает перед исследователем интересные перспективы, позволяет выявить как содержательнее, так и формальные искания писателей, расширить существующие представления о характере взгляда писателя иа мир и человека, углубить понимание художественных концепций его произведений, проследить сложные, опосредованные связи между литературой и фольклором, то есть, исходя из особенностей современного литературного процесса, решить достаточно традиционную проблему в плане концептуальном.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - проследить генетическую связь украинского философско-аналитнческого романа последнего десятилетия о формами фольклорного мышления, показать взаимообусловленность в художественном произведении нравственно-встетичвсного и народно-поэтического начал.
литературе // Фольклорн Кишинев: Шпигала, 1964.
Далгат У.Б. Новые: черты фольклоризме в современной советской литературе // Фольклорное наследив народов СССР и современность. -
-з-.
Автор не претендует на освещение всех вопросов, связанных о нравственно-философским аспектои проблема литературно-фольклорных связей, а видит свои задачи в следующем:
на материале конкретного анализа произведений Р.Федорива и Вал.Шевчука изучить художественные способы воплощения нравственно-философской проблематики на уровне идейно-образной, стилевой, жанрово-композиционной структуры произведения;
показать детерминированность, неслучайность обращения писателей к народно-поэтическому достоянию как фактору современного художественного мышления;
раскрыть характер отношений между индивидуально-личностным и народно-поэтическим сознанием;
определить своеобразие новых черт фольклоризме, уровень их идейной, эстетической, познавательной результативности;
сопоставить опыт обращения к фольклору современных украинских авторов с опытом многонациональной советской литературы, а также с классической традицией и под углом зрения нравственно-философской проблематики и средств ее воплощения выявить, с одной стороны, особенности творческой индивидуальности писателя, а с другой - определить типологические черты его метода.
Исходным пунктом, определившим методологию и методику исследования, является марксистско-ленинская концепция литературы а искусства, получившая свое дальнейшее развитие в решениях партийных съездов, соответствующих постановлениях и документах ЦК КПСС. Учение классиков марксизма-ленинизма о народности искусства, критическом использовании культурного наследства, диалектике национального и общечеловеческого, взаимообусловленности традиций и новаторства, единстве формы и содержания положено нами в основу при исследовании сложных вопросов, связанных с особенностями
- 4 -современного литературного процесса, интенсивными идейно-художественными поисками писателей. Произведения украинских авторов рас-сматриваются з контексте развития многонациональной советской литературы последних десятилетий, в тесной связи с опытом отечественной и зарубежной классики. В основе такого подхода лежит марксистско-ленинский диалектический метод, согласно которому "весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь М исторически; ll лишь в связи с другими; /Iff лишь в связи с конкретным опытом истории" .
Методика исследования основывается на сопоставительном, сравнительно-типологическом, иоторико-генетичеоком, системном методах литературоведческого анализа, что дает возможность проследить зависимость характера литературно-фольклорных связей от своеобразия индивидуальной манеры художника и особенностей единого литературного процесса, а также выявить сущность диалектического соотношения "обпрго", "особенного" и "отдельного", национального и интернационального в литературном процессе.
Научная новизна исследования состоит в том, что проблема фольклоризме в нем рассматривается с точки зрения философско-моральных поисков современной прозы. Сама постановка проблемы в двух аспектах: 1/осмысление духовно-эстетического опыта фольклора в художественном произведении и 2/синтеэ фольклорно-ыифологического и реального планов как основа жанрово-композиционной структуры романа, - не представляется традиционной. Выводы диссертации основаны на анализе новейших романов, выступающих в определенной мере характерным явлением того ответвления лирико-философской прозы, в котором преобладает функциональное исполь-
2 Ленин В.И. И.Ф.Арманд. 30 ноября І9Г6 г. // Поли. собр. соч. -Т.49. - С.329.
зование фольклора. Критика, включающая произведения Вал,Шевчука и Р.Федорива в круг своих размышлений, многие вопросы, связанные с идейно-художественными исканиями, оставляет нерешенными, или не ставит вообще, иногда суженно трактует проблематику.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты исследования имеют определенное значение в плаке углубления научного понимания связей литературы с фольклором, изучения многообразия творческих индивидуальностей и особенностей развития современного литературного процесса в целом. Работа способствует выявлению существенных моментов формирования новых принципов художественного отражения действительности. Диссертация может быть использована при чтении курса советской литературы в средней и высшей школе, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, написанім курсовых и дипломных работ студентами-филологами, проведении факультативных занятий в старшее классах, а также в идейно-воспитательной работе.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на ХХХУТ-ХХХІХ отчетных научных конференциях кафедр Каменец-Подольского пединститута им.Б.П.Затонского в 1984-1987 гг., на межвузовской республиканской научно-практической конференции /г.Каменец-Подольский, 1985/. Работа обсуждалась в полном объеме и бьиа одобрена на заседаниях кафедры украинской- литературы Киевского государственного педагогического института им.А.М.Горького, Киевского государственного университета им.Т.ГЛевченко. Основные положения и отдельные выводы диссертации отражены в'публикациях, выходные данные которых представлены в конце автореферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
- б -