Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новеллистика П.С. Романова 1920-х годов Малышкина, Ольга Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малышкина, Ольга Георгиевна. Новеллистика П.С. Романова 1920-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Санкт-Петербург, 1992.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Обращение к новым (часто несправедливо забытым именам) - всегда шаг к поавде и полноте охвата литературного прошлого. Однако возвращение Романова в круг духовных интересов современного читателя и включение его творчества в область научных интересов отечественного литературоведения представляется существенным не только в плане заполнения многих>лакун в истории литературы, но и определяется идейно-художественными достоинствами его лучших произведений. Причем, истинный смысл творчества писателя - отличавшегося тонкой аналитической манерой сатирика, чуткого социального диагноста, обладавшего даром глубокого социально-критического анализа действительности - открывается только сегодня.

Кроме множества рассказов, Романовым за более чем четверть века творческой деятельности было написано несколько романов (в том числе незавершенная эпопея "Русь", которую он считал главным делом своей жизни), повести, пьесы, циклы этнографических очерков, философско - эстетические статьи и эссе. Однако в первом исследовании, посвященном писателю, представляется целесообразным ограничиться изучением новеллистического творчества 20-х годов. Такое жанровое и временное ограничение объекта исследования обусловлено в первую очередь эстетическими соображениями: именно в новеллистике писателя с наибольшей полнотой воплотилось идейное и художественное своеобразие его творческой индивидуальности. Выбор жанрово-временного диапазона исследования продиктован также историко-литературными причинами и биографическими факторами. Широкому читателю Романов стал известен прежде всего как автор рассказов, в огромном количестве появлявшихся в печати в 20-е годы. На этот период приходится становление и расцвет творческой активности Романова-новеллиста. К концу обозначенного периода наблюдается переход прозаика к более крупным эпическим формам. Такая творческая переориентация объяснима не только субъективными, но и объективными причинами. Усиление административного нажи-

- 2 -ма на литературу, прошедшие дискуссии о сатире обусловили отход Романова от жанра острого сатирического рассказа. Кроме того, после 1930 года (года опубликования романа "Товарищ Кисляков"), начинается планомерное вытеснение Романова из литературы. Все сказанное позволяет рассматривать новеллистическое творчество писателя 20-х годов с определенной мерой условности как ограниченное историко-литературными рамками достаточно целостное жанровое образование.

Целью настоящего исследования является изучение идейно-художественного своеобразия новеллистики Романова 1920-х годов.

В задачи входит выявление общей концепции творчества, основных идейно-тематических, проблемных, стилевых аспектов новеллистики периода в тесной соотнесенности с философскими и идейно-эстетическими взглядами писателя; а также преимущественное внимание к особенностям комического и сатирического начала (изучение истоков, происхождения комизма, роли и специфики видов и форм комического у Романова, его связи с национальной культурной традицией, с фольклором). Комическое - важнейший компонент его художественного метода. Поэтому сатира исследуется как основная особенность художественного мышления', проявляющаяся и не в собственно сатирических произведениях.

Настоящая работа представляет собой первую попытку исследования новеллистики П. Романова, поэтому степень научной новизны определяется прежде всего самим материалом, который не являлся до сих пор предметом самостоятельного научного анализа. Впервые в научный обиход вводятся материалы личного архива писателя: тексты неопубликованных произведений, варианты завершенных или только задуманных рассказов, дневники и ваписные книжки писателя, воспоминания близко знавших П. Романова.

Методологической основой диссертации служат положения эстетики о содержательной сущности художественной формы произведения искусства, позволяющие осуществить концептуально целостный подход к литературному явлению в Нераздельности всех образующих его сторон, восприятие художественного произведения в его содержательно-формальном единстве. При анализе комического в новеллистике Романова использован опыт исследований М. М. Бахтина, А. С. Бушмина, А. 3. Вулиса, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, В. Я. Проппа.

Научная и практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней наблюдения и выводы помогают более полно воссоздать картину литературной жизни 20-х годов, расширить

- 3 -и уточнить представление об определенных тенденциях и закономерностях историко-литературного процесса. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах по истории русской литературы XX столетия, в спецкурсах и спецсеминарах по изучению прозы 20-х годов, а также процесса эволюции жанра рассказа.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на межвузовских научно-методических конференциях филологического факультета Ленинградского университета (1989, 1990 гг.). Диссертация обсуждалась на заседании секции советской литературы кафедры истории русскгй литературы Ленинградского государственного университета.

Структура работы. Диссертация, -остоит из Введения, трех глав и Заключения. Ее общий объем 234 страницы, библиография включает 291 наименование. Распределение материала по главам продиктовано принципами системного исследования, когда творческая индивидуальность художника рассматривается в зависимости от мировоззрения, метода и стиля. Правомерность первостепенного обращения к фи-лософско-эстетическим предпосылкам творчества Романова (этому посвящена первая глава диссертации) оправдана своеобразием его творческой индивидуальности: художественная практика во многом была обусловлена собственными теоретическими философско-эстети-ческими построениями. Распределение материала во второй и третьей главах отражает устоявшуюся практику выделения в новеллистике Романова двух жанрово-тематических групп: комической новеллы и социально-психологического рассказа. Во второй главе, посвященной рассказу-сценке, его структурная однотипность, а также стабильность этических и эстетических установок автора позволяют, отказавшись от хронологического принципа изложения, осуществить синхронный подход к материалу и провести морфологический разбор этой разновидности рассказа в творчестве писателя. В третьей главе особый акцент сделан на выявлении в социально-психологических рассказах соотношения социологического, публицистического и психологического аспектов.