Введение к работе
'АКТУАЛЬНОСТЬ .ПРОБЛЕМЫ. Научное исследование связей литературы с фольклором всегда являлось и является одной из;наиболее злободневных .проблем в литературоведении, в том числе л. в каракалпакском литературоведении, который ученые всегда уделяют вниманиие.1 Это и понятно, если учесть, что сам -фольклор представляет собой сокровищницу многовековой мудрости и гения народа. В ней "сохранились порожденные, -житейским опытом народа человеческие мысли об истории, мироздании, медицине, искусстве, педагогике и др., совокупность тех^ лучших идей, которые воспитывают людей в духе добра, человечности, справедливости. Умению вдохновляться, всеми этими замечательными идеями все формы художественного искусства учатся у фольклора. Среди них особняком выделяется художественная литература, которая всегда черпает идейно-эстетическую и духовную силу, из богатой сокровищницы фольклора. Вот почему обстоятельное научное, исследование^взаимосвязей между художественной письменной литературой и фольклором продолжает оставаться актуальной проблемой в литературе всех народов. Она приобретает наибольшую и исключительную актуальность особенно для каракалпакского литературоведения, чьим объектом исследования являются богатейший фольклор и сформировавшаяся и тесной связи с ним национальная, литература-
70—80-е годы XX века оцениваются в истории национальной литературы как период наивысшего расцвета и. взлета каракалпакской литературы. Наукой резонно обосновано, что в этот период каракалпакская поэзия достигла невиданных доселе высот как с точки зрения жанрового, идейно-тематического, так и эти-
і Мацсетов Ц. Фольклор х.эм эдебият. Некие, 1975; Мэмбетов' К. Фольклор хэм жаеба эдебият. і Нокйс, . 1978; ;Саитов;И. Эдебият %ом фольклор. Некие, ; 1983;, Бахадырова С. Фольклор и каракалпакская советская проза. Нукус, 1984; Пирназаров А. Єтєш, Омар *эм фолькло >. Некие, 1991; Камалов Ц. Жанрдьщ дереклери. Эмиудэрья №10, 197-1; Камалов Ц. Фольклор ,\эм жазба эдебият Эмиудэрья №4, 1978; Eceiuv-ратов1 Г.;.Каракалпак, совет лоэзиясыиыц сагасыцда. Эмиудэрья №1.2, 1979; Нурмухамедоц М. Туркий тиллес эдебиятларда ауызеки хэм жазба традициялардыд синтези (бирикпеси) хаккында. Эмиудэрья №7, 1981.
кО-ЭСТеТИЧеСкОГО, ИДеЙНО-ХуДОЖесТВеННОГО И СТИЛИСТИЧеСКОГО ПОИСКОВ; Именно народное творчество стало тем действенным фактором, благодаря которому каракалпакская поэзия поднялась на подобную качественно новую ступень. А что касается связей каракалпакской поэзии этого периода с фольклором, форм их проявления, то они представляют собой одну из тех. проблем, которые пока не подвергнуты исчерпывающему исследованию.
Проблема связей поэзии с фольклором уже давным-давно стала объектом специального научного исследования в литературах многих народов. В грудах «Алишер Навои и народное; творчество» Н. М. .Маллаева, «Абхазская поэзия и устное народное творчество» В. Г.Агрбы, «Народные истоки аварской поэзии» С. Хайбуллаева, «Фольклорные традиции в узбекской^ поэзии двадцатых годов» С. Аскарова, «Традиции фольклора в творчестве Алшпера Навои» М. Хакимова, «Русская советская поэзия и народное творчество» П. С. Выходцева, «Литература и фольклор» У. Далгат упомянутая проблема решается в научно-теоретическом, сопоставительно;ТИпологнческом, историческом аспектах и, наконец, с жанровой, идейно-тематической, образно-стилистической точки зрения. .
В диссертации сделан широкий анализ научного материала,
посвященного .данной проблеме. На протяжении всей истории сво-.
его развития каракалпакская литература существовала в тесной
связи с устным народным творчеством. Поскольку в каждую исто-
рическую эпоху литература отражает художественный образ об
щественного сознания, і: её художественной сокровищнице по-
разному проявляются уровень, формы, качество её связей с фольк
лором. При установлении связей литературы с народным твор
чеством нельзя проявлять разноценный подход к XIX и XX векам.
, Мы пгж всем нашем желании лишены возможности охватить
целиком творчество всех мастеров художественного слова при ус
тановлении взаимосвязей поэзии тех лет с фольклором. А .пото
му, мы сочли целесообразным,привлечь к раздельному исследова
нию творчества Т. Жумамуратова, И. Юсупова, Т. Матмурато-
на', сумевщих искусно воплотить наиболее яркие образцы фоль
клорных традиций в современной поэзии. На конкретных приме
рах из творчества вышеупомянутых поэтов мы предпринимаем по
пытку проследить с научной точки зрения идейно-тематические,
идейно-эстетические, художественные связы лирических и эпиче-.
ских творений поэтов с народной поэзией и присущие каждому
из этих мастеров художественного слова стилистические особен
ности. . ' " --
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема связей, литературы и фольклора нашла своё отражение в процессе исследования творчества представителей классической литературы в монографиях.Н. Давкараева, И. Сапіто'ва, М. Нурму-хамедова, Б.'Исмаплова,-К. Макс'етова, А.. Муртазаена, А. .Каримова, К. Байниязова, Б. Калимбетова,2' а также в трудах исследователей творчества народных поэтов А. Пахратдпнова, К. Байниязова; С. Ниетуллаева.3
Вышедшие в свет за последние годы труды «Каракалпакская
советская поэзия» С. Ахметова, «Лирика и жизнь» К. Худайбер-
генова, «Думы о поэзии» Т. Мамбетннязова, «Время и лироэпи-
ческая поэзия» А. Насруллаева, «Каракалпакская советская поэ
зия в годы Великой Отечественной войны» К. Жаримбетова, «Ху
дожественные поиски в современной каракалпакской лирике», К-
Оразымбетова, «Стихотворный строй каракалпакской поэзии» К.
Муратбаева ценны тем, что в них решаются разные проблемы
жанра поэзии. . . г
Проблема связей литературы и фольклора или фольклора и каракалпакской поэзии упоминаются в связи с разработкой тех или иных-проблем в учебниках «Очерки истории каракалпакской советской литературы» (Ташкент—Самарканд, 1968), «Ка.ракал-пакская советская литература» (Нукус, 1979), «Каракалпакская советская литература» (Нукус, 1984).
О творчестве народных поэтов Т. Жумамуратова, И. Юсупова и безвременно ушедшего из жизни поэта' Т. Матмуратова написаны отдельные научные работы, творческие литературно-художественные портреты, краткие научные статьи. В научных работах ученых-литературоведов С. Ахметова «Литература и критика» (1980), «Каракалпакская советская поэзия» (1988), Т. Мамбетии-язова «Каракалпакская советская лирика» (1988), «Поэзия—эго
2 Дэуцараев Н. ПТырармаларыныц .толык- жыйнагы, II том, . Некие,
1977; Сагитов И. Бердактын, творчествосы. Некие, 1958; Нурмухамедов М.
Шыгармаларынын, екп томлыгы, I том. Нокис, 1983; Исмаилов Б.; Кун-
хожаныц омири х.эм творчествосы. Нокис, 1961; Маі{сетов Ц. Октябрьдсп
гууылган эдебият. Нокис, 1979; Муртазаев А, Бердактьщ «Ацмак патша»
поэмасы. Нокис, 1979; Муртазаев А., Шайырдыц мухаббаты. Некие, 1988;
Каримов А. втеш шайырдыц е.мири дом творчествосы. Нокис, 1984; Ка
римов А.. Жнйен шыраудыц вмири дэм творчествосы. Нокис, 1963; Бай-
ниязов Ц. Досыктьщ куши. Нокис, 1977; Кэлимбето,, Б. Эжинйяздыц лн-
рнкасы. Нокис, 1981.
з Пахратдинов Э. Садык Нурымбетовтыц творчестволыц жолыг, Не
кие,- 1976; Байниязов- К; Аяпберген .Муусаевтыц шаиырлык стилштц'оз-
гешеликлери. Нокис, 1972; Ниетуллаев С, Аббаз Дабыловтыд творчество-
льщ жолы. Некие, 1972. '
жизнь борьба и дерзание» (1993), К: Худайбергенова: «Лирика и
жизнь» (1971), «Время и долг» (1987), К.'Султанова «Современ
ник моей души» (1972), «Путь поэта» (1986) подвергаются спе
циальному" исследованию творческий путь и.произведения поэтов
в тематнко-жанровом отношении, их мастерство создания худо
жественных образов: '
Ученые-литературоведы К. Максстов;- С. Ахметов, К- Камалов высказались на страницах периодической печати поповоду жанровых особенностей поэмы «Красавица^ Макарья»' Т; Жумамуратова. В монографии-'«Поэзия Ибраима Юсупова» (1976) литературоведа Г. Есемуратова, подвергавшего специальному исследованию поэзию. И. Юсупова, и в книге «Ветер земных дорог» (1989) московского ученого У-Ульяшова осуществляется целостный научный анализ произведений-талантливого поэта-новатора. А-что Касается поэзии покойного поэта Т. Матмуратова, то она продолжает -оставаться вне специального научного исследования, упо-минаясь лишь в научных статьях С. Ахметова, К. Камалова,. ,М. Нурмухамедова, К- Мамбеотва^Т; Мамбетниязова о каракалпакской поэзии; а также' в критических статьях по "итогам литературного года-
ЦЕЛЬ И'ЗАДАЧИ'РАБОТЫ; Целы диссертационной работы заключается в научном исследовании взаимосвязей между каракалпакской поэзией 70—80-х* годов; и фольклорными традициями "на примере-'творчества народных поэтов Т. Жумамуратова, И. Юсупова и поэта Т., Матмуратова. Из этой основной цели ^исследования^ вытекают следующие задачи работы:
— раскрыть жанровые; идейно-тематические /связи: современ
ной каракалпакской-лирики с народной поэзией и обрядовыми пес-
„нями;
"— изучить в сопоставительно-типологическом' аспекте жанровые, идейно-тематические связи эпических произведений современной каракалпакской поэзии, то есть крупномасштабных поэм Т. Жумамуратова, И. Юсупова, Т. Матмуратова с фольклорными-эпическими-жанрами (сказками, преданиями, легендами, даетана-ми и др.);
подвергнуть исследованию стилевые поиски,' приемы мифо-лого:ф.антастического символического изображения в современной каракалпакской поэзии на примере идей, тематики, сюжета и ком* позиции, художественных образов и других компонентов произведений Т. Жумамуратова, И. Юсупова, Т. Матмуратова; .
исследовать приемы употребления- фольклорных изобразительно-выразительных средств народной мудрости, пословиц, поговорок и афоризмов в современной каракалпакской поэзии.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационной работы заключается в том, что в ней связи современной каракалпакской поэзии (70 — 80-х годов) с фольклором впервые-подвергаются обстоятельному научному исследованию с привлечением конкретных фактических материалов нз творчества отдельных каракалпакских мастеров художественного слова, тем самым раскрываются национальные особенности каракалпакской поэзии на новом этапе ее развития. При этом диссертант, исследуя связи - лирических и эпических произведений с фольклором в сопоставительно-типологическом,'нсторпко-теоретпческом аспекте, устанавливает жанровое, ндейпо-Тематнческое, эстетическое, философское, стилевое ВЛПЯЇНЄ фольклора на современную поэзию, и из всего этого делает нау-;-. пэ-тсорстпчсскпе выводы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическая значимость исследования- заключается в том, что в нем раскрываются идейно-эстетическое значение взаимосвязей и взанпмовлняния современной каракалпакской поэзии н каракалпакского фольклора, приемы употребления мастерами художественного слова изобразительно-выразительных средств-
В работе автор подробно останавливается, на ' фольклорных традициях в творчестве Т. Жумамуратова, И. Юсупова, Т; Мат-муратова, характеризует их как.эстетическое явление в современной каракалпакской поэзии.
Результаты диссертационной работы можно использовать при исследовании истории каракалпакской литературы, при преподавании современной каракалпакской литературы в высших и средних специальных учебных заведениях, при чтении лекций и прохождении спецкурсов по., проблеме взаимосвязи и взаимовлияния современной каракалпакской поэзии с фольклором.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили достижения литературоведения, фольклористики и истории.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация обсуждалась на совместном заседании отделов "новой каракалпакской литературы, ка-. ракалпакского фольклора и каракалпакской классической литературы Института языка и литературы им. Н. Давкараева. Каракалпакского отделения Академии 'наук Республики Узбекистан п заседании учёного Совета института.. С докладами на тему диссертационной работы исследователь выступала на научно-теоретических конференциях (1991, 1993)- В трех журналах, в республиканской газете опубликованы статьи по материалам, диссертации.
СТРУКТУРА. РАБОТЫ. Работа.', состоит из введения,?;двух
глав, которые, в свою очередь, распадаются на два параграфа,. заключение, библиографию.