Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе Дахужева, Нуриет Аслановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дахужева, Нуриет Аслановна. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 2000.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/795-0

Введение к работе

Актуальность темы. Предмет диссертационного исследования - национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе. Необходимость специального исследования национального своеобразия (национального колорита, стилистики) адыгейского исторического романа обусловлена малоосвещенностьго в адыгском литературоведении данной проблемы.

Исторический роман всегда привлекал к себе внимание ученых-исследователей как одна из спорных, сложных, противоречивых и интересных проблем. Адыгская романистика постоянно тяготела к исторической тематике. Этот факт мотивирован стремлением восполнить долгое отсутствие письменности, восстановить и сохранить историческую память народа; осмыслить и оценить «сегодняшнее» с помощью «вчерашнего». У истоков формирования жанра исторического романа в адыгейской литературе находится историко-революционный роман, в котором обозначился интерес к судьбе народа на поворотном этапе его социально-исторического развития. Таковым является первый северокавказский роман «Щамбуль» Т.Керашева.

Собственно исторические произведения в адыгских литературах появились в послевоенные годы. Именно тогда были созданы повесть Т. Керашева «Дочь шапсугов» и роман А. Шортанова «Горцы». Конец 70-х, 80-90-е годы были отмечены появлением в адыгских литературах исторических романов «Одинокий всадник» Т. Керашева, «Бзиюкская битва» («Раскаты далекого грома»), «Жернова», «Хан-Гирей» И. Машбаша, «Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал» М.Эльберда, «Щит Тибарда» Т. Адыгова, «Всадники рассвета» А. Налоева, «Будка на часах» В. Абитова.

В науке о литературе проблема исторического романа исследовалась в работах С. Петрова, А. Пауткина, А. Филатовой, П. Чмыхова, Н. Воробьевой, К. Султанова, В. Оскоцкого, Г. Лукача, С. Злобина, К. Гамсахурдиа, Ю. Андреева, А. Чичерина и других авторов.

На анализе поэтики, стилистики конкретных, исторических романов и новаторства писателя концентрируют внимание в своих монографиях М. Чарный, А. Алпатов, подчеркивая тем самым, что

выявление своеобразия исторического произведения невозможно без учета индивидуальных особенностей письма писателя.

В адыгейском литературоведении нет монографического исследования по проблеме национального своеобразия исторического романа, где была бы разработана система выявления или анализа данной концепции. Тем не менее, было бы неверным утверждать, что проблема национального своеобразия исторической прозы совсем не исследована в адыгской науке о литературе. В монографиях и статьях, посвященных творчеству Т. Керашева, И. Машбаша, литературоведы А. Схаляхо, К. Шаззо, У. Панеш, Т.Чамоков, Л. Бекизова, М. Кунижев, Е. Шибинская, Г. Куваева, Р. Мамий, Ю. Тхагазитов, М. Хачемизова и другие авторы в контексте иных проблем адыгейской литературы решают вопросы поэтики, стиля автора исторического произведения.

Так, в работе «Становление жанра в младописьменной литературе» Е. Шибинская исследовала формирование идейно-эстетических особенностей адыгейского романа в его взаимодействии с другими жанрами, увидев живую связь в нем национальных традиций, литературных завоеваний и индивидуальной практики писателей.

Проблеме взаимосвязей устного народного творчества и национальных художественных традиций с формированием эпических жанров, в частности, романа адыгских литератур посвятила свою монографию «От богатырского эпоса к роману» Л. Бекизова.

Необходимо обратить внимание на серьезное суждение К. Шаззо, выраженное в статье о тенденциях развития современной северокавказской прозы. К. Шаззо сетует на то, что в пользующемся популярностью у писателей современном историческом романе менее всего достижений, утверждая, что «нет необходимости «офолькло-рировать» литературу, как невозможно «олитературить» фольклор, ибо ... они явления разные! Народный опыт питает и будет питать письменные традиции, не об этом речь, а об ином уровне освоения прозой эстетики фольклора, об обогащении эпоса анализом, психологической интонацией, что возможно через изображение внутренней жизни личности» (Шаззо К. Новые рубежи.В сб.: Проблемы адыглит. и фольклора, 1988).

Адыгские литературоведы в различных аспектах исследуют жанр историческое романа. У. Панеш в книге «Типологические связи

и формирование художественно-эстетического единства в адыгских литературах» на основе сравнительно-типологического анализа исследует особенности формирования жанра исторического романа в адыгских литературах, определяя его место в своей классификации общеадыгской прозы.

Рассматривать проблему национального своеобразия исторического романа в отрыве от художественной концепции личности писателя невозможно, так же как и от индивидуальной манеры письма, языка писателя, которые наполняют понятие «своеобразие». Этой проблеме посвящена диссертационная работа М. Хачемизовой «Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева».

Возросший интерес к исторической тематике подтверждается появлением в последние годы исследований на эту тему. Исторической теме посвящены исследования молодых ученых М. Алиевой, Р. Камбачоковой, А. Дзыба. Они рассмотрели жанровые признаки исторического романа, исследовали проблемы этнографизма и национально-художественных истоков жанра, принципы художественного воссоздания исторических судеб народа и проблемы художественной интерпретации документального материала в адыгских исторических романах. Однако малоосвещенной осталась проблема национального своеобразия жанра, его стиля и языка. При рассмотрении поэтики жанра исследователи часто ограничивались анализом идейно-тематического пласта и системы образов. Анализ языка, как правило, проводился суммарно, без должного текстологического подтверждения. Автор диссертации убежден, что для выявления национального своеобразия и специфики жанра в адыгских литературах необходим не только сравнительно-типологический анализ жанра в родственных литературах, но тщательный текстологический анализ языка и стиля оригинала. В данном исследовании диссертант стремится показать эволюцию исторического жанра в адыгейской литературе, сосредоточивая преимущественное внимание на его поэтике.

Целью данной работы является попытка исследования национального своеобразия адыгейского исторического романа, его поэтики и стилевых особенностей. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

исследовать природу исторического факта в народном эпосе; проследить генеалогию исторической темы в произведениях адыгской устной и русскоязычной просветительской литературах; выявить характер историзма в адыгейском историко-революционном романе;

проанализировать романы «Одинокий всадник» Т. Керашева и

«Раскаты далекого грома» («Бзыикъо зау») И. Машбаша с точки

зрения проявления национального своеобразия и художественной

их значимости.

Степень научной новизны диссертации определяется тем, что

в ней впервые предпринята попытка изучения национального

своеобразия исторического романа в адыгейской прозе на материале

романов Т. Керашева «Одинокий всадник» и И. Машбаша «Раскаты

далекого грома». Проведен подробный текстологический анализ языка

и стиля романов - оригиналов.

Методологической и теоретической основой данного исследования являются труды В. Белинского, В. Щербины, Ю. Андреева, М. Бахтина, М. Кузнецова, А. Алпатова, М. Чарного, В. Оскоцкого, У. Далгат, Л. Бекизовой, А. Схаляхо, К. Шаззо, Е. Шибинской, М. Кунижева, У Панеша, Т. Чамокова, Ю. Тхагазитова и других.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление о развитии жанра исторического романа в новописьменных литературах, о национальном своеобразии, поэтике исторического романа. Результаты исследования могут бить использованы а курсах лекций по национальной литературе и литературам Российской Федерации, при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров на национальных отделениях высших и средних учебных заведений Адыгеи. Новый литературоведческий материал может быть использован при изучении истории адыгейской литературы.

Апробация работы. Структура, содержание и основные концептуальные положения диссертации обсуждались на объединенном заседании кафедр адыгейской филологии, русской филологии и истории отечественной литературы Адыгейского государственного университета. Отдельные части работы опубликованы в сборнике АГУ «Молодые исследователи Адыгеи» и сборниках «Актуальные

проблемы общей и адыгской филологии» (Материалы конференций 1998,1999 гг.).

Структура реферируемого исследования определяется целью, задачами и логикой исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается библиография.