Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное художественное наследие и становление социалистического реализма в адыгских литературах Чамоков, Туркубий Нухович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чамоков, Туркубий Нухович. Национальное художественное наследие и становление социалистического реализма в адыгских литературах : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02, 10.01.03 / Ин-т грузинской литературы.- Тбилиси, 1988.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-8/3184-8

Введение к работе

Интенсивное развитие повоіі сферы литературоведения — науки о литературах народов СССР — примечательное явление нашего времени. С ее успехами связано и начало историко-ти-нологпчсского, системного изучения исторических судеб новописьменных литератур, создавших за относительно короткий исторический период значительные идейно-эстетические ценности, обогатившие советскую многонациональную литературу. «Мы обоснованно гордимся достижениями советской многонациональной социалистической культуры, — говорил на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачев. — Вбирая в себя богатство национальных форм и красок, она становится уникальным явлением в мировой культуре. Но важно, чтобы здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, ііє вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур»1.

Советская литературная наука выработала стройную концепцию исторического развития реализма как творческого метода и литературного направления. Началом системного исследования становления и развития идейно-эстетического единства литератур народов СССР явилось академическое издание шеститомной «Истории советской многонациональной литературы», осуществленное Институтом мировой литературы им. А. М. Горького. О дальнейшем углублении принципов научного историзма и методологии целостного изучения национальных литератур свидетельствует разрабатываемая в последние годы комплексная научная программа в связи с постановлением президиума Академии Наук СССР «О разработке истории литератур народов СССР дооктябрьского периода» от 15 декабря 1975 года.

Актуальность проблемы исследования. Исследование зарождения, становлення и развития социалистического реализма в но-

1 Горбачев М. С. Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXV'II съезду Комм\мистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986, с. 07,

вопнсьменпых литературах является одной из важнейших задач современного советского литературоведения. Глубокое и всестороннее изучение метода социалистического реализма как принципиально новой идейно-эстетической системы немыслимо без осмысления многообразия его национальных истоков, разнообразия его путей и форм художественного обобщения. Дискуссии последнего десятилетия продемонстрировали смелое, поступательное развитие теории социалистического реализма. На научно-теоретической конференции «Новое в теории социалистического реализма», состоявшейся в Академии общественных наук при ЦК КПСС весной 1975 года, было отмечено, что «различные аспекты метода социалистического реализма разработаны с недостаточной глубиной и основательностью»2.

Исторические судьбы адыгских новопнсьменпых литератур — адыгейской, кабардинской, черкесской — неразрывно связаны с формированием и успешным развитием метода социалистического реализма. Тем не менее основательное изучение проблем его генезиса, национальных истоков реализма, а также взаимосвязей культурного наследия прошлого и современности только начинается. Современный уровень адыгского литературоведения позволяет приступить к исследованию закономерностей возникновения, формирования и развития социалистического реализма в адыгских литературах.

За последние два десятилетия адыгскими учеными накоплен значительный опыт в комплексном изучении генетически родственных литератур адыгов севсрокавказского региона. Проблемы исторического своеобразия становлення и развития адыгских литератур, пути формирования прозы от богатырского эпоса к роману, закономерности эволюции жанров прозы, поэзии и драматургии, вопросы адыгского просветительства XIX и начала XX века, а также проблемы национальной специфики каждой из этих литератур стали предметами серьезного научного исследования. Имеются в виду монографические труды: X. X. Хапспрокова «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1958); Л. А. Бскнзовой «От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур (Черкесск, 1974); К. Г. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (Тбилиси, 1978); А. X. Хакуашева «Адыгские просветители» (Нальчик, 1978); Р. X. Хашхожевой «Адыгские просветители второй половины XIX — начала XX ве-

2 Ломндзс Г. И. Спорные проблемы и ясные истины. — В кн.: Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. М.: Художественная литература, 1977, с. 49,

ка» (Нальчик, 1983), докторская диссертация А. А. Схаляхо «Национальная специфика идейно-художественного становления адыгейской литературы» (Тбилиси, 1985). Наблюдения и выводы этих исследователей способствовали постановке изучаемой проблемы, становленню идеи и структуры работы в целом.

Вопросы художественного метода стали предметом исследования в кандидатских диссертациях Е. М. Машитловоп «Становление социалистического реализма в кабардинской прозе» (Москва, 1971) и Ф. И. Китова «Русский романтизм и писатели-черкесы XJX века» (Москва, 1976). В книге С. К. Абнтовой «К высотам реализма» (Черкесск, 1968) содержатся интересные наблюдения над развитием черкесской реалистической прозы. Вопросы социалистического реализма в адыгской прозе исследует С. М. Сакиева. Становление и развитие адыгских литератур в контексте литератур Северного Кавказа отражены в главах, вошедших в шеститомную Историю советской многонациональной литературы», написанных В. Корзуном, А. Алиевой, Л. Бекпзовой, 3. Налоевым, Д. Костановым, Л. Кашежевой.

Примечательно, что проблемы реализма и реалистической художественности, вопросы взаимодействия национальных художественных традиций и опыта русской и мировой литературы часто становятся узловыми в книгах и статьях адыгских литературных критиков. Таковы книги 3. М. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия (1945—1956)» (Нальчик, 1970), «Из истории культуры адыгов» (Нальчик, 1978); М. Сокуроза «Лирика Алима Кешокова» (Нальчик, 1969), «Поступь литературы» (Нальчик, 1977); «Ступени развития» А. Схаляхо (Майкоп, 1974), «Путь адыгейского романа» Р. Мамия (Майкоп, 1977), «Истоки нашей литературы» М. Кунпжева (Майкоп, 497.8), «Правда жизни» П. Шевлокова (Нальчик, 1978), «В зеркале социальной жизни» X. Кауфова (Нальчик, 1980), «Традиции и новаторство» У. Папсш (Майкоп, 1984) и другие. Как видим, уже созданы значительные теоретические историко-литературные разработки не только для дальнейшего расширения фронта исследований, по п для целенаправленного, всестороннего изучения конкретных «ключевых» проблем. Известно, что единство социально-исторических, общественно-политических задач, общность психического склада и языка адыгских народов способствовали формированию сходных принципов художественного освоения действительности, единого типа образно-поэтического мышления. Единство национального художественного наследия, историко-генетичсскос и языковое родство, постоянные контакты и одинаковые социально-политические условия возрождения адыгских народов, а также единый тип связи с великой русской

литературой определили сходные пути реализма в их литературах. Однако вопросы реализма в родственных адыгских литературах еще не стали предметом специального изучения. До сих пор нет монографического труда, всесторонне рассматривающего закономерности возникновения, формирования, становления п развития социалистического реализма в адыгских новописьменных литературах.

Недостаточно глубоко изучен «механизм» ускоренного перехода адыгских народов от фольклорного художественного сознания и традиции национального просветительства к искусству социалистического реализма; не выявлены национальные истоки реализма, не рассмотрено на уровне художественного метода творчество писателей-просветителей XIX н начала века. Неисследованной остается идейно-эстетическая структура реализма ранней адыгской литературы, а также закономерности взаимодействия национального художественного наследия и новаторских принципов метода социалистического реализма. Реферируемая диссертационная работа призвана восполнить данный пробел, при этом исследование национального художественного наследия и закономерностей формирования п развития социалистического реализма в трех родственных адыгских литературах ведется в контексте братских литератур северокавказского региона.

Цель и задачи исследования. Цель реферируемой диссертации — выявление национальных истоков реализма, изучение генезиса, становления и развития социалистического реализма в адыгских новописьменных литературах. При этом прослеживается преемственная связь между различными историческими этапами национального художественного сознания; рассматривается процесс взаимодействия фольклорно-романтических, просветительских и инонациональных литературных традиций, определивших типологию и национальную специфику идейно-эстетической структуры социалистического реализма в адыгских литературах.

Избранная цель достигается решением следующих задач:

  1. Рассмотрение исторической эволюции демократических традиций адыгского фольклора, формирования в нем реалистических тенденций, связанных с углублением социально-классового содержания, историзма п народной сатиры.

  2. Изучение внутреннего «механизма» перехода мастеров художественного слова от фольклорных эстетических норм к осознанному авторству индивидуального творчества.

  3. Показ непрерывности национальной литературной эволюции на примере творчества адыгских писателей-просветителей

ХЇХ и начала XX века, поступательного развития их творческой деятельности от романтизма к критическому реализму в русле традиций русской классической литературы.

  1. Выявление своеобразия использования адыгскими советскими писателями традиций просветительской литературы.

  2. Установление органичности, естественности возникновения метода социалистического реализма на основе демократических градпций национального художественного наследия в условиях кардинальных революционных перемен в жизни адыгских народов и интенсивного освоения социально-эстетического опыта русской классической и советской литературы.

  3. Исследование диалектики взаимодействия традиций — фольклорно-романтичсских, национально-письменных и инонациональных — в процессе ускоренного формирования и развития реалистических жанров прозы, поэзии и драматургии на различных этапах становления социалистического реализма в адыгских литературах.

7. Рассмотрение проблемы нового героя,национального харак
тера е произведениях ведущих мастеров художественного слова.

8. Выявление типологических особенностей и национальной
специфики социалистического реализма в адыгских литературах
на современном этапе.

Изучение закономерностей зарождения и становления социалистического реализма в адыгских литературах приводит пас к рассмотрению вопросов типологии их исторического развита:!. Сравшпелыю-типологическое же осмысление нового художественного метода этих новоппсьменных литератур как на-цпоналыю-своебразной идейно-эстетпческой структуры, безусловно, не может ограничиться анализом содержания тех или иных произведений, а должно решаться на уровне системного подхода.

Характер объекта исследования, отличающегося разветвленной системой традиционных литературных связей — историко-генетпчеекпх, контактных, типологических — диктует комплексный подход к проблеме, позволяющий совместить выявление национально-специфических особенностей с установлением общерегиональных типологических закономерностей. Учитывая диалектику общего и особенного з каждой из адыгских литератур, автор старается не утерять то неповторимо-самобытное, оригинальное, что характеризует облик каждой из рассматриваемых литератур.

Научная новизна диссертации. Усилиями адыгских литера-туроводоз н критиков — X. Хапснрокова, Л. Бекнзовой, Р. Хаш-хожевон, К. Шаззо, А. Хакуашева, А. Схаляхо, Е. Машитловой,

3. Налоева, С. Абитовой, С. Сакиевой, М. Сокурова, Д. Коста-нова, Ф. Китова, У. Панеш, М. Кунюкева и других внесен весомый вклад в научную разработку вопросов социалистического реализма в родственных адыгских литературах. Несмотря на определенные достижения в изучении нового художественного' метода как основы ускоренного развития этих трех литература до сих пор нет специального труда, рассматривающего проблемы генезиса, становления и развития социалистического реализма в адыгских литературах. Реферируемая диссертация является первой попыткой монографического историко-литературного и теоретического исследования генезиса и развития реализма в .адыгейской, кабардинской, черкесской литературах.

Предлагаемая работа посвящена неразработанным проблемам возникновения и развития реализма как процесса, закономерностям формирования и становления социалистического реализма как качественно нового этапа национального художественного сознания. На новой, более высокой стадии развития советского литературоведения в работе исследуются особенности поэтапного становления социалистического реализма в адыгских литературах. Новизна диссертации заключена и в установлении как типологически общих, так и национально-специфических закономерностей зарождения, формирования и развития социалистического реализма как открытой эстетической системы, позволившей адыгским писателям реализовать все лучшее, прогрессивное в национальном художественном наследии.

Наряду с выявлением фольклорных истоков реализма рассмотрение творческого наследия адыгских писателей-просветителей XIX п начала XX века на уровне художественного метода нам представляется весьма важным. В дооктябрьский период просветительская литература адыгов развивалась от романтизма к критическому реализму, ограничиваясь рамками общедемократических, просветительских идеалов и представлений, а в годы революции и гражданской войны многие из писателей-просветителей и публицистов смогли преодолеть просветительские иллюзии п примкнуть к социально-освободительной борьбе народа. Изучение идейно-эстетической эволюции адыгской просветительской литературы представляется необходимым не только потому, что «просветительство обычно является основным, ведущим содержанием начального периода любой национальной литературы»3, но и потому, что оно стало своеобразным этапом формирования реализма в дореволюционной литературе адыгов, тесно связанной с традициями русской классической литературы.

3 Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. М.: Наука, 107-',, с. 213. 6

В реферируемой работе выдвинута концепция трех типов реализма в устной и письменной литературе адыгов: фольклор-но-демократического, просветительского и социалистического. Показаны национальные истоки, основные исторические этапы становления реализма в адыгских литературах, определена социальная и эстетическая структура реалистических форді обобщения в устной народной литературе; прослежен процесс трансформации народных традиций в профессиональное реалистическое творчество писателей; определен тип социалистического реализма в адыгских литературах, совмещающего в своей структуре фольклорно-ромаптические, объективно-эпические и лири-ко-пснхологические принципы художественного отображения действительности.

Как видно, новизна предлагаемой диссертации определена во многом новизной предмета исследования — генезиса и развития реализма в трех новописьменных литературах адыгов,— предполагающей рассмотрение на уровне художественного метода основных исторических периодов поступательной эволюции национального художественного сознания: фольклора, просветительства и новописьменной литературы советского периода. Диалектика развития реализма в адыгских литературах исследуется в связях с типологией исторического развития литератур народов Северного Кавказа.

Методологической п теоретической основой исследования служат труды классиков марксизма-ленинизма, в которых разработаны принципы научного подхода п методы изучения закономерностей развития литературы и искусства различных исторических эпох. Методологическим критерием служат ленинские положення об отношении к культурному наследию прошлого, о классовости, партийности и народности искусства, ленинские идеи, касающиеся взаимоотношений демократического и социалистического сознания, являющиеся составной частью его учения о двух культурах в каждой национальной культуре. Важным подспорьем послужили партийные документы, программные и директивные материалы XXVII съезда КПСС.

Автор опирается на фундаментальные труды советских ученых по истории и теории реализма и романтизма, на достижения современной теории социалистического реализма, выработавшей широкое понимание нового творческого метода как исторически открытой эстетической системы правдивого воспроизведения действительности, как многонационального художественного процесса. Имеются в виду работы Н. И. Конрада, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Б. Л. Сучкова, М. М. Бахтина, Г. И. Ломидзе, В. Д. Днепрова, С. М. Петрова, М. Б. Храп-

ченко, Д. С. Маркова, В. Р. Щербины, М. Н. Пархоменко, К. Л. Зелинского, Г. Ш. Цицишвили, А. С. Бушмина, П. А. Николаева, 3. С. Кедриной, Н. Г Джусойты, Р. Ф. Юсуфова и др.

Закономерности возникновения реализма, своеобразие становления и развития социалистического реализма в адыгских литературах должны быть рассмотрены в тесной их связи с типологией исторического развития духовной культуры адыгов. Здесь не должно быть механического накладывания известных теоретических положений на опыт новописьменных литератур, недавно «отпочковавшихся» от фольклора. В исследовании проблемы генезиса и развития реализма в адыгских литературах, характеризуемых разветвленной системой взаимосвязей — историко-гепетических, контактных, типологических — важное значение приобретают методологические принципы сравнительно-типологического и системного анализа литературного процесса. Системный подход позволяет найти общую «точку сопряжения» теоретических аспектов изучаемой проблемы с конкретно-историческим и эстетическим рассмотрением произведений. Такой подход способствует выявлению внутрирегиональных идейно-художественных закономерностей в контексте развития всей советской многонациональной литературы.

Теоретическая и практическая ценность исследования. Положения и выводы, содержащиеся в реферируемой работе, обогащают теорию советской многонациональной литературы, углубляют н расширяют системное изучение адыгских новописьменных литератур. Исследование генезиса реализма, закономерностей возникновения и становления социалистического реализма в трех родственных литературах северокавказского региона является само по себе решением важной и актуальной теоретической проблемы. Осмысление социальной и эстетической структуры реализма различных периодов адыгских литератур, исторпко-типологпческое рассмотрение вопросов художественного метода в этих литературах советского периода призваны способствовать решению актуальной задачи современного литературоведения — создания обобщающих работ по теории социалистического реализма в литературах народов СССР.

Непосредственное практическое назначение реферируемой диссертации — положить начало историко-типологнческому, системному исследованию художественного метода в устной и письменной литературе адыгов, охватывающей три взаимосвязанных этапа: фольклорный, просветительский, социалистический реализм. Работа может способствовать созданию единой нсучной истории литератур адыгских народов — адыгейцев, ка-

бардинцев, черкесов. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах и спецкурсах по адыгским литературам в высших учебных заведениях.

На основе диссертационной работы автором разработан спецкурс «Новопнсьменные литературы народов Северного Кавказа (генезис и становление социалистического реализма)», который он ведет на филологическом факультете Адыгейского госпединститута с 1972 года; им написано методическое пособие по данному спецкурсу. Являясь соавтором учебника по адыгейской литературе для шестых классов, автор издал также методическую разработку к этому учебнику.

Апробация работы. Реферируемая диссертация появилась в результате многолетней работы автора над проблемами генезиса и становления реализма в адыгских новописьменных литературах. Результатом исследовательской работы по проблеме явилась монография диссертанта «В ритме эпохи», вышедшая в 1986 году в Кабардино-Балкарском книжном издательстве «Эльбрус». Основные положения диссертации нашли отражение также в книгах автора «В созвездии'сияющего братства» (Москва: Издательство «Современник», 1976), «Поиски новых путей» (Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1979) и в статьях, опубликованных в ученых записках, сборниках, журналах и альманахах. Общий объем публикаций по теме диссертации — более 40 п. л.

Основные положения исследования докладывались и обсуждались па научных конференциях, проходивших в Москве, Майкопе, Ростове-на-Дону, Махачкале. Работа выполнена в отделе литературных взаимосвязей народов СССР Института грузинской литературы им. Шота Руставели АН ГССР и на кафедре литературы Адыгейского госпединститута. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Адыгейского госпединститута, кафедры литератур народов СССР, литературных взаимосвязей и художественного перевода Тбилисского государственного университета и отдела литературных взаимосвязей народов СССР Института грузинской литературы им. Шота Руставели АН Грузинской ССР.

Структура и объем диссертации. Реферируемая работа состоит из «Введения», трех глав, включающих в себя шесть разделов, «Заключения», «Библиографии» п «Списка условных сокращений». Общий объем диссертации составляет 415 с.< на основной текст которой приходится 389 страниц. Прилагаемая к ней библиография, содержащая список использованной литературы и условных сокращений, составляет 25 страниц.