Введение к работе
Актуальность исследования. Творческий опытклассиков литературы, их мысли и суждения относительно литературных и жизненных явлений вызывают постоянный интерес и современников, и потомков. Без этой преемственности трудно представить себе диалектику традиций и новаторства, процесс развития художественного мышления вообще.
Истинный художник воспринимает и воспроизводит жизнь по-своему, он неизбежно опирается на традиции предшественников, оценивает и переосмысляет их, создавая новые и жизнеспособные. Примером этому могут послужить жизнь и деятельность одного из классиков армянской литературы - Стефана Зорьяна. Своеобразно синтезировав творческий опыт мастеров русской и мировой литературы в'формах национального художественного мышления, он сумел создать талантливые повести и рассказы, современные и исторические романы, принесшие ему известность не только на родине, но и у всесоюзных и зарубежных читателей.
Немаловажны заслуги Зорьяна и в области художественного перевода: благодаря его высококачественным переводам армянская литература обогатилась лучшими образцами русской и европейской беллетристики.
Талантливый и плодовитый писатель был одновременно проникновенным критиком, знатоком и теоретиком истории литературы. За свою долгую литературную жизнь - с 1910-х до середины 60-х годов - он накопил также богатое литературоведческое наследие, выработал свою систему литературно-критических взглядов и творческих принципов, изучение которых считаем первоочередной задачей.
Актуальность темы обосновывается также следующим доводом. Ст.Зорьян пришел в советскую действительность, имея уже солидные литературные заслуги и опыт,.участвовал в литературной борьбе 20-30-х годов, в литературной жизни военных и послевоенных лет. С самого начала своего творческого пути он склонялся на сторону великих реалистов. Однако наряду с классиками в сферу его интересов входили насущные проблемы современной литературы, старшее и м-ллодое поколение, даже начинающие писатели.
В своих статьях и .исследованиях он рассматривает вопросы истории и теории литературных направлений, в частности реализма,
излагает свою точку зрения относительно национальной литературы, содержания и формы, языка и стиля, композиции и других категорий поэтики литературного произведения. В своих статьях,, зеки- зах, портретах-воспоминаниях он воспроизводит образы предоочи- .' таемых им авторов, литературных учителей, современных ему выдаю-' . щихся деятелей искусства. Его литературоведческие работы - не ' обычные исследования, а результат шоголетних наблюдении Зорьяна, саатые изложения его писательских убеждении и принципов. Конечно,, к интересующим его вопроса:,! Зорьян должен был подходить прежде всего с позиций писателя, исходил из своих представлений о принципах отражения, соответствии образа и отображаемой действительности, художественной правде и литературном мастерстве, опираясь на собственный творческий опыт. Зто обстоятельство повышает литературоведческую ценность его статей и исследований.
Цель и задачи исследования. Художественное творчество Ст.Зорьяна всегда привлекало пристальное внимание; его литературный талант высоко ценили 0.Туманян, Нар-Дос, Д.Демирчян, Н.Агбалян, А.Сурхатян, Х.Саркисян, С.Агабабян, Г.Тамразян, В.Налбандян, А.Мкртчян, Б.Брайнина и С.Хитарова. В посвященных Зорьяну выступлениях, статьях и монографиях они преимущественно характеризовали личность и художественное творчество писателя. По необходимости некоторые из них двумя-треыя предложениями высказывались q литературных взглядах и критических статьях Зорьяна. А А.Ашнян в своей книике "Ст.Зорьян и русская литература" частично затронул эту тему.
Основная цель нашего исследования - систематизировать все литературоведческое наследие Стефана Зорьяна, осмыслить и оценить его в аспекте современных требований литературоведения.
Научная новизна. Исследование литературно-критических.взглядов и литературоведческих работ Ст.Зорьяна не только раскрывает истоки его концепций и писательского метода, дает полное -представление о его творческой лаборатории, литературном направлении, но и проливает новый свет' на историю развития армянской литературно-критической мысли.
Правда, основная часть статей, эскизов, портретов-воспоминаний, писем опубликована в собрании сочинений писателя, однако немало их рассеяно по страницам армянской печати шести десятилетий, хранится в архивах и вводится в научный обиход впервые. Анализ этих материалов показывает, что Зорьян в советский период
своей деятельности придерживался твердых взглядов, не подчинился влиянию вульгарного социологизма, не отступал от своих убеждений во времена культа личности, административного диктата и последовательно отстаивал свои требования высокохудожественной литературы. Статьи и выступления Зорьяна, посвященные как армянским, русским и европейским писателям-классикам, так и актуальным проблемам многонациональной советской литературы, впервые в нашем исследовании подвергаются обстоятельному систематическому анализу, и'тем самым, с одной стороны, оценивается важная часть літературного наследия крупного армянского писателя и интеллигента,, с" другой" - выясняется ряд вопросов, касающийся истории и теории;классической и новейшей армянской, русской и европейской литератур, а такке советской литературы.
Методологическая основа и материал исследования. Работая над темой и излагая содержание исследования, диссертантка руководствовалась положениями классической эстетики, решая стоящие перед ней задачи, использовала современные достижения литературоведческой науки.
В первую очередь, естественно, предметом исследования стали литературоведческие, критические и полемические статьи, литературные портреты и воспоминания. Они касаются различных вопросов истории и теории литературы, воспроизводят образы армянских писателей - Саят-Новы, Дживани, Абовяна, Ширванзаде, Нар-доса, Аранзара, из русских - Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Шолохова, Новикова-Прибоя, Сейфуллиной и других, из европейских -Флобера, Мопассана, Франса, Золя, Сенкевича, Реймонта и других.
Изучена такке большая сопряженная с темой литература, исследования, документы, которые изданы отдельными книгами и сборниками или собраны со страниц печати 1910-1960-х годов, почерпнуты из архивов.
Практическое значение. 3 работе не только характеризуются литературные взгляды Зорьяна, но и представляется Зорьян-писа-тель, критик, человек и гражданин во всем его нравственном облике. Рассматриваемые в работе йакты, обобщения и выводы автора могут быть использовали в вузовски курсах по истории армянской, русской и европейской литератур, истории армянской критической мысли и заинтересуют научную общественность.
Апробация. Работа обсуждалась на кафедре армянской советской литературы Ереванского ордена Трудового Красного Знамени государ-
ственного университета, удостоилась одобрения и рекомендована к публичной защите.
Публикации. По теме диссертации автор опубликовала четыре статьи, список которых црилоаен'в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Основное текст составляет машинописных страниц, список литературы содержит 4Я& наименований.