Введение к работе
Актуальность исследовании. Лирическая проза давно заняла прочное место в отечественной литературе. Сближение прозы и поэзии еще с прошлого века становится характерной приметой литературного развития. Великий русский критик В. Г. Белинский писал: "Лиризм, существуя сам по себе, как отдельный род поэзии, входит во все другие, как стихия, живит их, как огонь прометеев живит все создания Зевса... Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно равнодушны к своему содержанию."1 Таким образом, появление жанра, сочетающего в себе эмоциональную заразительность лирики с изобразительными возможностями прозы было вполне закономерным.
Однако само понятие лирической прозы довольно размыто в современном литературоведении, пока еще нет ее четкого определения в нем. В словарях отсутствуют формулировки отдельных жанров лирической прозы и наблюдается некоторая неоднородность в определении повести как жанра литературы. Таким образом, очевидна необходимость более пристального внимания литературоведов к изучению жанра лирической повести в общероссийском масштабе.
Несомненно то, что общесоюзные литературные процессы в той или иной мере оказали свое воздействие на развитие литератур так называемых "малых" народов Кавказа. Поэтому вполне закономерно, что Адыгейской литературе 50-х - 60-х годов присуще характерное для всей советской прозы тех лет пристальное внимание к личности человека, его знутреннему миру и лишь поверхностное описание событий и фактов, эеальной жизни. Значительно возрос интерес писателей к личности эазвивающейся, мыслящей, действующей, однако этот образ не всегда /давался авторам, и шел интенсивный процесс поиска его.
Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Полное собрание сочинений в 13-ти омах., Т. 1.-М., 1953-1955.-С. 12
Повести А. Евтыха, X. Ашинова, П. Кошубаева, С. Панеша, X. Теучежа, Ю. Чуяко, К. Шаззо свидетельствуют о том, что лирическое направление в современной прозе продолжает плодотворно развиваться и в последнее десятилетие, внося немалый вклад в копилку адыгейской литературы разнообразием своих жанровых и структурных форм.
Однако, несмотря на тот интерес, который представляет собой лирическая повесть для исследователя, и несмотря на всю важность и необходимость изучения этого уникального пласта литературы, она совсем или почти совсем не изучена как в республиканском, так и в общероссийском масштабе. Упоминание о лирической прозе можно встретить лишь у некоторых исследователей жанра повести, работы которых также весьма немногочисленны. Можно привести такие серьезные труды советских критиков, как "Русская советская повесть" В. Синенко, сборник "Современная русская советская повесть", сборник "Русская советская повесть 20-х годов", ряд статей И. Кузьмичева, Арк. Эльяшевича, Ю. Суровцева, В. Акимова, Л. Фоменко и других.
Что же касается работ адыгейских литературоведов, то серьезное, глубокое исследование развития адыгейской повести провел X. Тлепцерше в своей книге "На пути к зрелости", также эта проблема поднималась в книгах и статьях таких писателей и литературоведов, как К. Шаззо, Р. Мамий, Т. Чамоков, У. Панеш и других. Однако цельного, законченного исследования, посвященного лирической повести, до сш пор нет.
Следовательно, изучение лирической повести приобретает настоящее время большую актуальность.
Целью работы, таким образом, является исследование и анали: существующих в нашей литературе лирических повестей, принадлежащю перу таких признанных мастеров национального слова, как Аскер Евтых Хазрет Ашинов, Пшимаф Кошубаев, Юнус Чуяко, Казбек Шаззо и Сафе] Панеш.
Для реализации поставленной в диссертации цели мы попытались эешить следующие задачи:
- выявить и отметить особенности лирического в рассматриваемых
троизведениях;
- определить степень влияния творчества одних авторов на
творчество других;
- исследовать художественные особенности каждой нз
осматриваемых повестей;
сформулировать мнение критики о каждом произведении;
исследовать национальный характер творчества рассматриваемых івторов;
- выявить и подчеркнуть актуальность и проблематичность
юставленных п повестях вопросов.
Методологической и теоретической основой реферируемого ісследования послужили труды В. Г. Белинского, В. Апухтиной, А. Бочарова, Л. Гинзбург, Ф. Кузнецова, М. Слуцкиса, А. Эльяшевича, а акже С. Абитовой, Л. Бекизовой, А. Гадагатля, Д. Костанова, Л. Мамий, /. Панеша, Р. Мамия, А. Схаляхо, X. Тлепцерше, Т. Чамокова, К. Шаззо, Ї. Шибинской и др.
Степень научной новизны диссертации заключается в том, что в ней шервые предпринимается попытка цельного и последовательного ісследования процесса развития адыгейской лирической повести. В іаботе дается подробный анализ художественных особенностей сдельных произведений адыгейских писателей, работающих в жанре [прической прозы.
Теоретическая и практическая ценность работы состоит в озможности использования ее положений и выводов при изучении [стории адыгейской литературы. Также данное исследование обогащает іредставленне об особенностях художественного творчества адыгейских
писателей-лириков, причем рассматриваемые произведения написаны как основоположниками жанра адыгейской лирической повести, так и писателями последнего поколения.
Апробация диссертации. Выводы и некоторые разделы реферируемой работы опубликованы в книге автора диссертации "Особенности лирической повести в адыгейской прозе 40 - 70-х годов", а также нашли отражение в опубликованной статье "Аскер Евтых и лирическая повесть в адыгейской литературе"2. Кроме того, находится в производстве статья "Лирические повести Пшимафа Кошубаева и влияние на его творчество прозы Аскера Евтыха."
Работа обсуждалась на кафедре истории отечественной литературы, в секторе литературы Адыгейского Республиканского института гуманитарных исследований.
Структура реферируемого исследования определяется целью, поставленными задачами и логикой анализа исследуемого материала. Диссертация состоит из Введения, 3 глав и Заключения. К работе прилагается Библиография, включающая источники на русском и адыгейском языках.