Введение к работе
Актуальность темц. Пути развития национальных литератур на современном этапе во многом взаимообусловлены тенденциями общесоюзного литературного процесса.
Литературы народов СССР, органичную часть которой составляют и литературы народов Дагестана, прошли в своем становлении и развитии ряд определенных этапов. Кумыкская проза, являющаяся одной из составных частей литератур народов Дагестана, обнаруживает в своем развитии как типологически общностнне о родственными литературами черты, так и отличается своеобразием, оригинальностью. Однако приходится констатировать, что кумыкская литература, как v другие литературы народов Дагестана последнего тридцатилетия, остается недостаточно исследованной.
В дале изучения и систематизации кумыкской провы 60-80-х годов перед исследователем встает задача определения основных направлений литературоведческого анализа.-
В многолетней истории советского литературоведения и критики практиковалось подразделение художественных произведений по идейно-тематическим направлениям, по жанрово-видовым разновидностям, стилевым течениям и т.д. В литературоведческих изысканиях последних десятилетий анализ литературного процесса теоно связывается с проблемами художественности, жанровыми течениями, жанрово-стилевыми исканиями литератур народов СССР.
Так, Р.В.Комина подчеркивает, что "гораздо более ощутимыми компонентами (как правило, осознаваемыми и самими писателями) являются жанрово-стилевые течения , которые, по утверждении ученого, типичны для современной литературы. Основываясь на выводах данного исоледователя и ряда других литературоведов, диссертант обосновывает избранный им жанровый аспект изучения современной кумыкской прозы.
Задавшись целью исследования литературы 60-80-х годов, нельзя не учитывать, что обозреваемый период от "оттепели" до нынешней перестройки являет собой один из исторически переломных этапов развития общеотва и духовной культуры. Кроме того, сегод-
I Комина Р.В.Художественные' тенденции и стилевые течения советской литерлтуры 1950-1970-х годоп: Дис. ... д-pa фитол.наук.-Пермь, ІР82.- С.5.
-2-. няшняя ситуация, характеризующаяся ломкой догматического мышления, обновлением художественных, нравственных, духовных критериев, диктует актуальность исследования литературы в соотнесенности с развитием общественной жизни.
В современной литературоведческой науке обоснованно утверждается взаимозависимость развития жанровой системы литературы и обще-, ственных процессов. Исследователь А.Барштейя отмечает: "Трансформации, которые претерпевают жанровые образования, свидетельствуют о тесной связи литературного процесса с движением и развитием жизни общества.
Анализ кумыкской прозы 60-80-х годов в контексте эволюции жанровых модификаций (историко-революционного романа, сатирического и юмористического рассказов, лирической повести, социально-бытовых жанров - повести и романа) дает возможность не только для обоснования взаимообусловленности движения художественной мысли с тенденциями общественного характера, но и оптимально осветить целостную картину исследуемой литературы.
Жанровый принцип исследования позволяет объединить в единое целое большой художественный материал, наметить основные пути и стадии его движения, выявить важные ценностные ориентации кумыкской, прозы, её национальное своеобразие.,
Цели к задачи исследования. В работе предпринимается попытка осмыслить общую картину развития кумыкской прозы 60-80-х годов в аспекте развития её жанров и внутрижанрових трансформаций. Представляется важным в ходе исследования выявить тенденции и проблемы развития кумыкской прозы, отметить преемвтвенность в её развитии с традициями предшествующих этапов, народним словеснім творчеством, акцентируя при этом внимание на обновлении идейно-тематического содержания, жанрово-видового своеобразия, стилистических течений; отобразить национальное своеобразие кумыкской прозы 60-80-х годов, её созвучие с дагестанской прозой и развитием прозаических жанров нашей многонациональной литературы; обозначить,насколько это возможно, взаимосвязь жанрового развития с общественными процессами в жизни нашей страны; соотнести тенденции жанрового развития кумыкской прозы с идентичными яв-
Ї Барптейн А. Жанровая типология советской прозы 70-х -начала 80-х годов.- Вильнюс, 1987,- С.7.
ланиями в национальных литературах и там, где позволяет материал, провести аналогии и параллели.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической основой работы являются материалистическое учение о развитии общества и художественной культуры, основополагающие труды классиков философской и эстетической мысли, работы известных литературоведов и критиков.
Исследование базируется на теоретических разработках видных литературоведов, ученых-филологов М.М.Бахтина, Г.Н.Поспелова, М.Б.Хралченко, Д.С.Лихачева, А.Я.Эсалнек. Р.В.Коминой, А.Бар-штейн, Э.А.Бальбурова, А.Г.Бочарова, А.М.Гусейнова, Л.А.Бекизо-вой, К.Д,Султанова, К.К.Султанова, С.М.-С.Алиева. А.-К.Ю.Абдул-латкпова, Г.Г.Гамзатова, С.Х.Ахмедова, К.И.Абукова, З.Н.Акавова, С.-М.Х.Акбиева, И.Х.Асекова, С.М.Хайбуллаева, Н.Г.Дхусойтн, К.Г.Шаззо, З.Й.Имамнулиевой, Г.Б.Мусахановой и многих других.
Научная новизна. В дагестанском литературоведении лишь намечены подступы к целостному изучение литературы последнего тридцатилетия. Кумыкская проза такие остается почти неизученной. За исключением статей, посвященных творчеству отдельных писателей, не создано обстоятельных научных работ по истории и теории ио- . следуемой литературы. В настоящей работе сделана попытка яом-пле.ксного изучения кумыкской прозы 60-80-х годов в е идейно-тематическом, жанрово-видовом, стилевом многообразии, что само по себе является решением самостоятельной литературоведческой проблемы. В ходе анализа значительного материала данной литературы сделан ряд выводов о тенденциях внутрижанрового развития кумыкской прозы 60-80-х.годов, о взаимодействиях различных кан-ровых разновидностей. '
Теоретическое и практическое значение. На основе нового материала, впервые ставшего предметом.литературоведческого анализа, выявляется картина движения кумыкской национальной прозы на одном из исторически переломных и сложных периодов развития художественного мышления, эстетических представлений народа. Осмысление путей развития художественной прозы поможет в создании наиболее полной, объективной истории кумыкской и других литератур народов Дагестана. Материал диссертации, её выводы и обобщения могут быть использованы при создании учебников, учебных пособий по дагестанской и кумыкской литература для вузов, средних
-4-специальнкх учебных заведений и школ республики.
Апробация диссертации. Работа обоуждалась на заседаниях отдела литературы и ученого совета Института истории, языка и литературы им.Г.Цадасн Дагестанского научного центра. Основные положения работы отражены в статьях, напечатанных в журналах "Литературный Дагестан" и "Женщина Дагестана", а.также в тезисах докладов тюркологической конференции, состоявшейся в г.Уфе (1991).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и спиока использованной литературы. Общий объем работы составляет*195 машинописных страниц.