Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конфликт в художественной структуре современного романа : (На материале узб. романов 70-80-х годов) Бабаева, Зебо Тухтаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаева, Зебо Тухтаевна. Конфликт в художественной структуре современного романа : (На материале узб. романов 70-80-х годов) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / АН УзССР. Ин-т яз. и лит-ры им. А. С. Пушкина.- Ташкент, 1988.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-1/2148-4

Введение к работе

Актуальность исследования. ХХУП съезд КПСС, выдвинувший рограмму обновления соцкально-гкопошгазского и культурного 13ШТИЯ страны, особое значение, придает роли человеческого элстора. Приоритет человеческого фактора во всех сферах нашей ізни в свою очередь ставит новые задача перед литературоіі и зкусством. В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партия этно охарактеризованы задачи, которые призваны решта їветскив писатели. "Когда возникает общественная потребность ;мнслить время, в особенности-время переломное - указыва-рся в докладе - оно всегда выдвигает.лздей, для которых го становится внутренней потребностью. В такое время мы тем сейчас. Пи партия, ш'народ ко нуждаются в парадном югопасании и мелком бнтоколательстве, в коныгатурщине я ілячєсїве. Общество кдет от писателя художественных открытий, завдц гшзкн, которая всегда сила сутью настоящею искусства .

Прогрессивная художественная литература по своей сущности жзвана правдшэо отображать поступательный процесс общественно -развития. Насущной, потребностью сегодняшней датератури ииется правдивое и высокохудожественное отображение социа-;стической действительности, проблемы яизненного' конфликта, іникандей центральное место в художественном произведении.

Проблеме художественного конфликта посвящается исследо-іния многих советских ученых, в частности, И. Киселева,

Горбуновой, Л.Бочарова, Ч. іусейкова, А. Ланкова, .Л.Пог-ібного. Обращается к ней и узбекские литературоведа. В их :сле следует назвать М. Кошчаноэа, X. Абдусаадатоза, В. Има-

Материалн ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Госполитиздат. 1986. С.90.

.'.: 4 .

мова, С.Мшладжанова.и др.

Особое внимание агой проблеме стало уделяться в 50-60-е годаг когда напримере драматических произведений расоматрива-. лись вопроси, связанные с природой конфликта л его общественной значимости. Из научных литературоведческих исследований последних лег, т.е.. перюда 80-х годов, посвященных проблеме конфлик-та, следует отметить интеЗоязное наблюдение-А.Бочарова, расісрн-вдыдего особенности явления поликонфликтности и прослеживакщего взаимозависимость постижения духозного мира современника от степени познания жизненных коллизий. Желание осмислить многообразную действительность- во всей ее сложности и противоречивости предопределяет поиск новых художественных средств. В узбекской советской литературе такке наличествует поликонфликтность, анат которой в сочетании с характером способствует раскрытию новых свойств современной узбекской литературы.

К числу серьезных'исследований, носящих систематизированные характер, следует отнести монографию украинского ученого А.Пог-рибного "Художественный.конфликт и развитие современной советскс прозы". Литературовед убедительно раскрывает своеобразие конфлш та, который пронизывает различные художественные компоненты произведения, проводит интересные научные наблвдения над литературным процессом современного периода..

Интересный теоретический анализ названной проблемы содержи: ся в монографии узбекского- литературоведа Б.Имамова "Жизнь и др; матический конфликт". Однако .необходимо особо подчеркнуть следу-

I Киселев И. Конфликты и характеры. М..* Советский писатель,'195' Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М.: Советский писате. 1961; Её же. Вопроси теории реалистической, драмы. М.: Советский писатель, 1963; Бочаоов А.. Сквозь призму поликонфликтноС' ти. Октябрь. 1976. & 7; Его же. На реке с быстрым течением Дружба народов. 1934. її I; Его же. Бесконечность поиска. М.; І982; Круги художественного конфликта. Вопросы литературы. 1974. & о; Гусейнов Ч. Нравственные конфликты в современной советской литературе. "Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 197I; Панков А.В. На острие конфликта. М.: Знание. 1980; Псгрибныи А.Г. Художественный конфликт и_развитие современной советской прозы. Киев: Вища шксла, 198х; Кошчанов М, Ижод сабокларк Тошкент: Ёш гвардия, 1978; Лбдуса-матов X. Улут Ватан урушдан кейинги узбек драма-тусгиясида конфликт масаласига дойр. УзССР ФА нашриёти, 1954 Я др.

цеє. Несмотря на то,, что художественный конфликт играет важную оль в поэтической, структуре'художественного произведения - рас-рнвает характер героев, обеспечивает динамику сшета,. создает оппозиционное единство, целостность и др. - в узбекском лите-ітурозедении главное внимание уделяется лишь исследованию од-эй функции конфликта - его роли в.раскрытии характера героя, заду тем универсальная функция конфликта в структуре произведе-т, а'именно: его взаимосвязь с сшетом и композицией лишь зат-ігивается не являясь объектом специального изучения-, что затруд-тет поэтическое '..воспроизведение сикета.

Актуальность теш данной диссертации'определяетисследсва- . їє трех аспектов художественного конфликта - роль конфликта в іскритии характера героя, в создании сшета и композиции - на «сериале, новых- узбекских романов.

І.Іель и, задачи, доследования'. Диссертационное исследование встроено на анализе произведешь 70-80-х годов, являющих собой гозпшн период, именуемый "застойным".. Апрельский (1985 г.) Пле-од ЦК КПСС/предопределил вашше вехи в.развитии всех сфер дея-ільности Советского человека, в том числе литературы п иекусст-ц Произведения застойного-периода изобиловали схематичностью, ідумашгостью, лриукрашешюстьіо, лакировкой действительности, ітушевнванием-зязпенцых противоречий..и конфликтов.'Вместе с тал то. ко время создавались и произведения вошедгниэ б основной фонд чших образцов советской литературы благодаря' верности правде . :зни, творческой проницательности,.гражданской- смелое ти. Этс юизведєния Ю.Боїідарева,'В-.Распутина, Ч.Дйтматова, Н.Думбадзе. кие узбекские писатели,.как Л.Якубов, У.Хашишв, У.Уоманов/-Каднров, Аскад Мухтар v> эти.годи сумели создать праздивче, ху-яеетвенно полнокровные-произведения. И все *:е,-;даяе в этих проведениях чувствуется негативное влияние, застойности.. 1ак, нал-, мер, У.Усманов в романе "Наедине" разрешвгае основного кокфетк-, связывает с деятельностью партийных орі-анов. Или не, Л.Якубов романе "Совесть" недостаточно раскрывает питательную среду дїя явленій.таких "показательных" председателей колхозоб как Ата-зи- Умароз. В своем исследовании в основном, мы исходила из ана-за произведений указанных вшяе узбекских' писателей, а такие оизведений '"Счастливый иаг" Рустама'Рахмана', "Опора неба" Да-

дахана Нури и "Ветер.времен"' Омана Мухтарова, носивших в cede явный отпечаток застоя. Подобное сопоставление позволило нагл не только глубке осветить проблему художественного конфликта, . но и определить значение правдивого отображения коллизий кизпи.

Основная иелъ жаасептттц - исследование художественного конфликта и его эстетической функции в узбекской романистике 70-80-х годов. Поставленная цель определила сяедуюцие задачи:

обобщение теоретических поисков в работах, посвященных литературоведческим проблемам художественного конфликта, подытоживание материалов ц определение теоретической концепции диссертации;

выявление узбекской романистики в аспекте конфликта достижений и недостатков;'

раскрытие.природы художественных конфликтов в современных узбекских романах, присущих їм свойств (видов);

изучение концепций.узбекских романистов в области'художественного конфликта, выявление присущих ему достижений-и недостатков;

-.раскрытие "дсшжоифящстностп" - одного из новшеств узбекской романистики рассматриваемого периода; '

-'раскрыта в аспекте ьіаотеротва еотетнчеокой функции художественного конфликта, места занимаемого игл в структуре романа, определение его задачи; -

Кроме того были доставлены задача:

доказать в процессе конкретного анализа, что художественный конфликт является средством, раскрывавдш .характер героя;

что введение в литературу нового конфликта является введением образа нового человека;

на основе анализа конкретных роуіанов показать, что художественный конфликт— двигатель, обеспечивагадий динамику скжета, средство, воссоздающее его этапы: осветить решающую роль конфликта в создании композиции романа;

определение -значения художественного конфликта в обогащении Жинра романа, достижении его разнообразия,

Научная новина .лссдедовагдя. В процессе исследования диссертантом были' внязлеш харакгернш черты, свойствещше узбекской романістико 70-80-х годов. Нагли установлено следующее:

  1. В узбекской романистике рассматриваемого периода существует двз формы художественного конфликта: традіщиоіпіая, основанная на борьбе между характерами (роман "Наедине" У.Усманова и др.), п психологическая, основанная па противоречиях деракива-нпй, чувств (например, роман "Совесть" Л*Якубова). Нагли проведено изучение развития з качественном аспекта этих форм копфяин-та в процессе развития узбекской романистики,

  2. Узбекские советские писатели.ведут активніш творческие поиски в области зудолествегохого конфликта стремясь художеств енно воспроизвести'многообразию пласти лжзнегаюіі действительности к сспутстзукшл-э ей противоречия, Вполне закономерно, что это влияет на природу художественного конфликта изменяя ее ц обогащая. Все чаще теперь появляются произведения* псстрсеште не на одном центральном конфликте, а на мнечествз противоречий - поли-конфликте, "ПоліпїскФлііктность" (Л.Бочаров) раздвинула рамки от-зсріш повію возможности з постпаелпн современности. Исходя из этого, на основе анализа произведений "Чинара*' Аскада Мухтара

и "Карздаръя" Хамчда Худима, ш предопределила нервна попытки создания н'олшесщщзтного'романа. ' . . . .

3) Как узко "отмечалось-основним в литературоведении двдяется
исследование взаимосвязи художественного конфликта с^характерами,
Ценду тем все еще недостаточно широко изучаются место художест
венного конфликта в структуре и поэтике произведения. Исходя кз
того, что изучение взаимосвязи сторон, худодествешюго конфликта

с скжётом является одной из акгуздънекшпх задач узбекского литературоведения, ші: объектом исследования избрали конфляктн такте романов, как "Свет не без тени" У.ХаЕимсва. "Совесть" А.Якубова, подытожив и обобщив опыт узбекские писателей в этой области.

4) Для полного раскрытия эстетической природы художествен
ного конфликта недостаточно исследования только взаимосвязи кон-,
фялкта с характером героя, сюжетом произведения (хотя ото очень .
важно). Правильно вонять природу'конфликта произведения поможет
рассмотрение его взаимосвязи с еще одшм-вашш кодгсоненток ху-

дояесгвенносги - композицией. К сожалению, в этой области в узбекском литературоведении почти ничего на сделано, поэтому в диссертации; особое внимание уделено именно этой проблеме; исследована важная роль художественного конфликта в композиции ро маков "Совесть" А.Якубова и "Мож двух дверей" У.Хашмова.

5) В исследовании указываются положительине сдвиги, происшедшие е узбекской рсманлстике, рассматривается связь меаду идейно-художественной зрелостью произведений н поисками в облас тя художественного конфликта, анализируются причины, способствующие появлении слабше серых произведений.

Объект исследования. Материалом для диссертации.послужили романы, созданные на современном этане развития узбекской романистики - во второй половине' 70-х и первой половине BQ-х годов. В аспекте проблемы художественного' конфликта нами проанализированы такие романы, как "Совесть" А.Якубова, "Свет не без тени", "Меж двух дверей" УДаишмова',' "Карадарья" X.Гуляма, "Наедине" У.Усманова, "Опора неба" Дадахана Нури, "Счастливый шаг""Р.Рах-мана, "Золотая голова мстителя" Х.Тухтабаева и ряд лроизведений современных узбекских советских писателей.

Методологическая основа исследования. Методологической ос» вой данного исследования послужили произведения -'классиков марксизма-ленинизма, Материалы ХХУП съезда КПСС t Программа КПСС (Новая редакция), постановления партии и правительства в области идеологии, в частности. "О литературно-художественной критике" от 21 января 1972 г., материалы XXI съезда КПУз, УШ съезда писателей СССР и IX съезда писателей УзССР, 'сыгравшие ванную роль в определении идейного направления нашего исследования.

Теоретическое и практическое, значение,' работы. Теоретическое значение данного исследования состоит в том, что оно служит, в известной степени, обогащению, углублению теоретических ВЗГЛЯДО] касающихся художественного конфликта и поэтики узбекского романа. Наблюдения и"выводы диссертации могут лослузшть развитию узбекской романистики.

Практическое значение исследования заключается в том, что оно может углубить познание'Литераторов, студентов и аспирантов в области поэтики современной узбекской романистики и способст-

3 ' '

вовать -созданию спецкурсов для студентов филологических факультетов внсшх учебных заведений.

Апробация.. Диссертация обсуждена л рекомендована к защите з отдело узбекской советской литературы Института языка и литературы им. А.С.Пушкина ЛН УзССР (6 икая 1987 г.).

Основные выводи диссертации излокеш в.опубликованных в периодике семи статьях и в докладах, сделанных на традиционной на-учной конференции профессорско-преподавательского состава. Ташкентского государственного педагогического института им,Низами (1983 г.) и традиционной научной'конференции молодых ученых, яро-водимой в Институте языка и литературы ям.А.С.Пушкина-АН УзССР (1984 г.).

Структура работы. Диссертация-состоит из введения, трех глав, заключения и списка литература. Общий объем работы - 143 стр. машинописного текста.